Новости Республики Коми | Комиинформ

Еловый запах, живой олень и коктейль "Торлопов": в Сыктывкаре прогремели "Легенды Коми края"

Еловый запах, живой олень и коктейль "Торлопов": в Сыктывкаре прогремели "Легенды Коми края"
Еловый запах, живой олень и коктейль "Торлопов": в Сыктывкаре прогремели "Легенды Коми края"
logo
Еловый запах, живой олень и коктейль "Торлопов": в Сыктывкаре прогремели "Легенды Коми края"
Фото Владимира Шешкунаса

Премьера мультимедийного театрализованного шоу "Легенды Коми края", посвященного 100-летию Коми, состоялась в Сыктывкаре 9 апреля. Ночью зрители Коми республиканской филармонии смогли насладиться запахом живых елей, отведать коктейль "Торлопов" и погладить живого оленя. 

Напомним, творческая команда из Москвы, Усинска и Ухты совместно с филармонией провели эксперимент над бессознательным. Сыктывкарцы и гости столицы увидели адаптированную под зрителя XXI века мифологию Коми. Здание и коллектив филармонии справились с "космическими" нагрузками. На проект было выделено 8,5 млн руб, в том числе грант главы Коми. 

Как рассказал в преддверии премьеры режиссер-постановщик шоу Георгий Новиков, этот проект стал большим экспериментом как для коллектива филармонии, так и для здания. Оркестр сначала сказал категорическое "нет", но эксперимент все-таки состоялся. 

VSH01049.jpg

О том, как пережили эксперимент руководитель ансамбля "Асъя кыа" Дмитрий Бушуев и главный дирижер ансамбля Алексей Чашников, - в репортаже "Комиинформа". Последователям старинных традиций коми пришлось нелегко под напором современности. 

VSH00754-01.jpg

VSH00757-01.jpg

VSH00769-01.jpg

VSH00785.jpg

VSH00818.jpg

VSH00797.jpg

VSH00800.jpg

VSH00815.jpg

VSH00852.jpg

Основная часть шоу представлена эпизодами времен года: "Весна", "Лето", "Осень" и "Зима". Первые два составлены из вокально-хореографических сюит и номеров из золотого фонда и фрагментов последних премьерных программ ансамбля" Асъя кыа". В их основе - традиции гуляний и праздников разных районов Коми, в том числе сысольский "Гажа валяй", ижемский "Луд" и пасхальные качели.

VSH00935.jpg

VSH00963.jpg

VSH00919.jpg

VSH00859.jpg

Это свежий взгляд на классическое наследие ансамбля. Два эпизода – "Осень" (постановщик – Д.Бушуев) и "Зима" (постановщики – Светлана Лутошкина, Дмитрий Татарников) – создавались специально для шоу.

В основу первого лег Праздник охотника "Вöралысьяслöн гаж", который проходит в деревне Еремеево Троицко-Печорского района и традиционно собирает лучших охотников республики. Языком музыки и танца представлен сам промысел, ожидание девушек возвращения долгожданных охотников с богатой добычей и яркие фрагменты вечерних гуляний.

Самой зрелищной частью эпизода, насыщенной танцевальными трюками в исполнении мужской группы балета, стало "Состязания охотников" ("Медбур кыйсьысь"). Именно во время состязаний каждый охотник мог проявить свою силу, ловкость, удаль, меткость и смекалку.

VSH00964.jpg

VSH00965.jpg

VSH00998.jpg

VSH00968.jpg

VSH00975.jpg

Также свое сценическое воплощение получила обязательная часть праздника – танец "Еремеевский марш" ("Ылыдзса марш"), появившийся в начале XX века, исполняемый на живописном берегу реки Илыч и состоящий из полусотни фигур, связанных с бытом и промыслом охотников.

Жизнь тундры стала основой эпизода "Зима", который завершил панораму шоу. Он составлен из интересных хореографических картин разного настроения: мороз, сборы оленеводов и их праздник. Одна из картин представила фантазию на тему легенды о Золоторогом олене: олененок превратился в прекрасную девушку, которая подарила золотой рог оленеводу, пожалевшему ее когда-то и не ставшему ловить.

VSH00984.jpg

VSH01059.jpg

VSH01023.jpg

VSH01105.jpg

В эпизоде нашли воплощение популярные в коми фольклоре истории о духах и колдунах, это было сделано через собирательный образ шаманов и магическую атмосферу на сцене. В хореографии эпизода появилась новая пластика, лексика и ритмические моменты. В качестве смелого эксперимента постановщики разработали несколько трюковых вставок из современной хореографии.

Впервые на сцене пел и танцевал солист оркестра, который играл на балалайке. 

"Слава богу, балет и артисты хора справились со своей задачей, - отметил руководитель ансамбля "Асъя кыа" Дмитрий Бушуев. - Московские постановщики привнесли оригинальное видение нашей северной зимы. Сегодня у нас в ансамбле 10 пар стабильных, сильных, молодых артистов. Для них хореография была усложнена максимально, добавлен современный танец, придумали трюки, в том числе для женщин".

VSH01117.jpg

VSH01133.jpg

VSH01174.jpg

VSH01016.jpg

Музыкальное оформление шоу было разработано на основе традиционного материала. Частично звучание оркестра было обновлено благодаря специально созданным аранжировкам, саунд-дизайну видео роликов. Одним из ярких примеров такого сочетания стал первый номер шоу, где коми народные темы оказались интегрированы в единое современное музыкальное полотно.

В программе также прозвучали коми народная музыка, сочинения коми композиторов-классиков – Якова Перепелицы и Прометея Чисталева, Владимира Самарина музыка современных композиторов – Александра Горчакова, Василия Гущина, Алексея Чашникова, созданная, в том числе, специально для шоу.

В музыкальное полотна шоу органично вплелись звукоподражание завыванию ветра, возгласам шамана, отголоскам мистических голосов тундры и звукам дикой природы.

В совершенствовании своего звучания оркестр Государственного ансамбля "Асъя кыа" обратился к музыкальным экспериментам. Впервые в программу ансамбля включили звучание варгана, привносящее удивительный волшебный колорит северной сказки. Сегодня инструмент больше ассоциируется с северными народами, хотя раньше был распространен по всей России. Варган показал уникальную общность - колвинских ненцев, которые живут как ненцы, ведут себя как ненцы, одеваются, как ненцы, но говорят по коми. 

А также применили технику двойной дорожки: для полноты звучания отдельные партии инструментов были записаны заранее, а во время шоу в некоторых номерах они слились воедино с живой игрой.

Музыкальное оформление шоу не обошлось без коми национальных духовых и шумовых инструментов. Также специально для эпизодов "Осень" и "Зима" коми поэты Нина Канева, Нина Обрезкова и Андрей Канев создали несколько стихов для хоровых произведений.

Как отметил главный дирижер ансамбля "Асъя кыа"  Алексей Чашников, сложным стал сам формат проекта. Шоу-программа предполагает использование не только особых сценических, аудио и визуальных возможностей, но и современное музыкальное оформление. 

"Нам не хотелось уходить от традиционного, привычного звучания, поэтому мы создали номера параллельно как аутентичные, так и современные, - отметил А.Чашников. - Была проведена большая исследовательская работа. Мы нашли произведения коми классиков, которые либо основательно забыты, что абсолютно незаслуженно, либо не звучали вовсе. Например, волшебная музыка П.Чисталева - я случайно наткнулся на запись в тетрадке, - на нее были положены стихи Федора Чисталева. "Хоровод" в блоке "Осень" - это произведение Перепелицы и Кушманова, которое вряд ли сегодня кто-то помнит. А эта музыка сегодня актуальна".

Д.Бушуев пояснил, что сегодня так уже никто не играет. Еще не родились новый Перепелица и Чисталев. Было прослушано множество произведений, в шоу взяли самое ценное и сделали из этого историю. 

Интересно, что в шоу прозвучали и авторские работы аранжировщиков и композиторов-фрилансеров. 

Посмотреть на уникальное шоу "Легенды Коми края" приехали представители ансамбля "Гжель" и "Волжский хор". Коми филармония входит в состав национальных профессиональных коллективов РФ. Другие финно-угорские регионы подобных спектаклей еще не делали - Коми первая.