Сыктывкарский городской суд допросил еще одного из ключевых свидетелей по новому уголовному делу в отношении экс-главы Коми Вячеслава Гайзера.
В. Гайзер, напомним, обвиняется по ст.33 ч.3-ст.286 ч.1 УК РФ. Из обвинения следует, что Гайзер, будучи главой Коми, дал незаконное распоряжение на тот момент мэру Сыктывкара И. Поздееву выделить руководителю ООО "Деловой Альянс" Александру Ольшевскому земельные участки по минимальной цене. Таким образом городскому бюджету был причинен ущерб в размере 8,7 млн рублей.
Отметим, 19 января в суде были допрошены два главных свидетеля – экс-мэры Сыктывкара Роман Зенищев и Иван Поздеев.
Сегодня, 20 января, свои показания дал один из участников громкого уголовного "дела Гайзера" – Игорь Кудинов, возглавлявший Фонд поддержки инвестиционных проектов в Коми.
Он сообщил, что с февраля 2010 года по 15 января 2015 года занимал пост директор фонда. Также рассказал о деятельности и задачах этого фонда, одна из которых – "помогать предпринимателям внедрять свои мысли в жизнь".
Кроме того, свидетель разъяснил свои полномочия как руководителя, рассказал об имуществе фонда, в том числе отметил, что на балансе фонда не имелось спорных земельных участков, которые стали предметом разбирательства в рамках уголовного дела. Это участки на ул. Первомайской, 121А и на Заводском переулке, 14.
Также он рассказал об Александре Ольшевском: о том, какой это человек, чем занимался и какие у него были отношения на тот момент с главой региона В. Гайзером.
Со слов И. Кудинова, "в фонд он пришел в 2011-2012 годах" (об Ольшевском – прим. ред.), чтобы вести строительную часть инвестпроектов. Фонд взял в аренду земли в м. Пичипашня с. Выльгорт, чтобы строить там 1-2-3-х этажные дома. Но эту тему А. Ольшевский до конца не довел, так как, по мнению свидетеля, не был в этом заинтересован. В дальнейшем А. Ольшевскому расширили сферу деятельности. Он занимался строительством на участках по ул. Орджоникидзе в районе бывшего центрального рынка в рамках программы по сносу аварийного жилья.
Кто был инициатором трудоустройства А. Ольшевского в фонд, И. Кудинов заявил, что не помнит. Взаимоотношения Ольшевского с Гайзером он назвал деловыми.
"О личных отношениях я не слышал". – уточнил он.
Выступал ли Гайзер за вхождение Ольшевского в состав фонда, свидетель отметил, что "наверное, был не против".
Проявлял ли Ольшевский интерес к приобретению земель на мини-рынке "Торжок" (ул. Первомайская, 121А – прим. ред.) и на Заводском переулке, И. Кудинов рассказал следующее.
Ольшевский постоянно занимался личными делами и "монетизировал свои полномочия как умел". Сергею Ситникову он давал подряды на ремонт своих зданий, "забирал" какие-то земельные участки в городе, строил деловые центры, которые стоят по сей день и прочее. Это была его постоянная работа, свой личный интерес.
"Это известно всем, и он этого не скрывал. И всё, что возможно, он пытался взять себе. У него были проекты по строительству социального жилья в районе аэродрома. Вышло так, что вместо того, чтобы оформить их в нашу структуру, он оформил на свою", - рассказал свидетель.
Далее вопросы к свидетелю касались личных просьб Ольшевского о намерении приобрести спорные земли, обсуждения этих вопросов лично с Гайзером, механизма приобретения участков, роли Поздеева и Гайзера в процедуре приобретения земли и прочее.
На всё это И. Кудинов отвечал кратко, заявляя, что у Ольшевского всё время были какие-то проекты, с Гайзером были дела только деловые, касающиеся работы фонда, и вообще, И. Кудинов сплетен не собирает, многого не знает.
Охарактеризовывая А. Ольшевского, свидетель отметил, что это очень закомплексованный человек, прекрасный тип для психоанализа, производил неприятное впечатление, злоупотреблял служебным положением, всегда делал ссылки на важные и известные фамилии, демонстрируя свою "великую личность", местами работал прекрасно, а местами, где нет личного интереса, нет.
Прокурор потребовал огласить показания И. Кудинова, данные им в ходе предварительного расследования, поскольку имеются существенные противоречия с данными сегодня показаниями.
Защита Гайзера, как и ожидалось, была против этого, заявив, что ходатайство гособвинителя немотивированное, незаконное и необоснованное. Между тем, протокол допрос был зачитан полностью.
Некоторые моменты из протокола "Комиинформ" огласит не может ввиду того, что в суде допрошены не все свидетели.
В них в частности, говорится о том, что А. Ольшевский являлся хорошим другом Зарубина (фигурант "дела Гайзера", который до сих пор в международном розыске - прим. ред.). Более восьми лет проработал при Торлопове и был его доверенным лицом (глава Коми до прихода Гайзера – прим. ред.). В 2010 году был лично поставлен Гайзером на пост замдиректора Фонда поддержки инвестпроектов РК.
Гайзер лично говорил о том, что Ольшевский будет руководитель всеми строительными проектами, реализуемыми фондом. Свидетель знал, что Ольшевский обладает связями в кругах руководства региона и не удивился тому, что тот получил спорные земельные участки. Лишь позже из СМИ И. Кудинов узнал, что Ольшевский приобрел их незаконно, со значительными нарушениями - без производства аукциона, за что и был осужден экс-мэр Поздеев.
Зимой 2013-2014 годов на ул. Первомайской,121А уже велись строительные работы по возведению многоквартирного дома. Ольшевский спросил Кудинова, нужны ли ему там квартиры, тот ответил, что нет.
Также в протоколе были процитированы показания Ольшевского. Звучали и такие фразы: "Хочешь работать – отдавай N-ую сумму Ромаданову, иначе работать не получится".
Ольшевский потратил очень много времени на приобретение участков и договаривался и с Черновым, и с Гайзером, но конкретика Кудинову неизвестна.
Также в протоколе немало сказано о землях ботанического сада, о выкупе которых Ольшевский договаривался с городскими и республиканскими властями.
Кроме того, в протоколе говорится о том, что Кудинову "будут переданы 10% квартир" на ул. Первомайской,121А по его договоренности с С. Ситниковым. Но по итогу они не были ему переданы.
Однако, со слов самого Кудинова, квартир он не требовал, показания Ольшевского - ложь, и никаких противоправных действий он не совершал.
Свои показания из протокола допроса Кудинов подтвердил лишь частично, отметив, что их брали в рамках другого уголовного дела, когда он находился под стражей и был в сильной депрессии, от которой лечился в психиатрическом отделении.
По его словам, "московские следователи оказывали классическое моральное давление, создавали ареол преступности, не давали свиданий с родными, не разрешали звонки, держали в полной изоляции".
Также он вспомнил, как покончил с жизнью Антон Фаерштейн, которого до такого шага довело обвинение, но у него – Кудинова – мыслей о самоубийстве не было.
На момент дачи показаний он был в неадекватном состоянии, и читал ли он по итогу протокол своего допроса прежде чем поставить под ним свою подпись, не помнит.
И. Кудинов, как и И. Поздеев, признался, что оговорил Гайзера, потому что "так нужно было следователю".
Суть нового обвинения:
Как полагает следствие, в январе 2013 года глава региона совершил действия в интересах генерального директора ООО "Деловой Альянс" Александра Ольшевского, который намеревался приобрести на выгодных для себя условиях находящуюся в муниципальной собственности землю для строительства многоквартирного жилого дома. Гайзер дал незаконное распоряжение руководителю администрации Сыктывкара Ивану Поздееву предоставить обществу земельные участки без проведения торгов под предлогом выделения их для целей, не связанных со строительством, то есть в нарушение требований Земельного кодекса РФ.
В свою очередь, Поздеев, осознавая незаконность распоряжения Гайзера, находясь в зависимом от него положении ввиду занимаемой им должности, с марта 2013 года по 29 мая 2014 года неправомерно выделил земельные участки указанному обществу, тем самым превысив свои должностные полномочия.
В результате действий названных лиц шесть земельных участков рыночной стоимостью 11 млн 466 тыс. рублей были незаконно предоставлены в собственность ООО "Деловой Альянс" за два млн 682 тыс. рублей. Тем самым муниципальному образованию был причинен ущерб на сумму восемь млн 784 тыс. рублей.