В республике разработан проект по реализации эффективной региональной модели управления образовательными организациями и созданию "опорных школ", сообщает пресс-служба Министерства образования, науки и молодежной политики Коми.
Цель проекта - создать равные возможности для получения качественного образования на всей территории региона, повысить эффективность расходов на образование, сформировать единое образовательное пространстве, повысить качество управления образованием и эффективность бюджетных расходов на образование. Об этом рассказала заместитель министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Якимова.
По ее словам, основные проблемы в системе общего образования Республики Коми – это автономность муниципальных образований региона в реализации образовательной политики, недостаточность кадровых, материально-технических, методических, информационных ресурсов в сельских (чаще всего малокомплектных) школах, в том числе для реализации задач профильного обучения и неравномерность финансового обеспечения муниципальных учреждений образования.
Кроме того, результаты внешних оценочных процедур обучающихся в отдаленных, малокомплектных школах ниже результатов школьников городских школ, в школах региона разные стартовые возможности для выявления и сопровождения одаренных обучающихся и многое другое.
В "опорных" школах будут созданы информационно-методические центры. Гранты по итогам конкурса будут направлены на укрепление материально-технической базы "опорных" школ, в том числе на приобретение компьютерной техники, формирование библиотечных фондов и др.
Сейчас в рамках субвенции на реализацию программ общего образования направляются 7 млрд. рублей. Финансирование со стороны местных бюджетов муниципальных школ составляет 2,2 млрд. рублей.
На местах действующая система распределения средств на общее образование позволяет муниципалитетам доводить средства субвенции до учреждения в рамках муниципального задания не в соответствии с региональными нормативами, перераспределять до 20% регионального норматива.
Это приводит в отдельных школах к отсутствию возможности в повышении квалификации у педагогических работников, недостаточности средств на расходы на обеспечение образовательного процесса и, в конечном итоге, к ухудшению качества образования. Тем самым учащиеся находятся в неравных условиях при получении ими общего образования.
Кроме того, в республике ежегодно сокращается число образовательных организаций за счет их укрупнения. При этом в сельских школах, а это более половины школ республики (56%), обучается всего лишь пятая часть всех учеников (21%).
"Участие в проекте необходимо для завершения процесса формирования адекватной сети образовательных организаций в регионе в условиях, когда сокращение контингента в сельской школе не должно являться основанием для ее закрытия, так как именно школа на селе является его социокультурным центром".
Для реализации проекта Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми заключит соглашения с администрациями муниципалитетов региона о взаимодействии в целях повышения качества образования и эффективности деятельности системы образования в Республике Коми.
Далее будет сформирована сеть "опорных" школ, через которые будут отработаны механизмы управления образовательными организациями.
Для контроля процесса сформирована система мониторинга образовательных организаций. Ее данные по каждой школе станут основой для принятия управленческих решений по повышению качества образования и эффективности расходов на образование.
Также в Республике Коми будут разработаны необходимые инструктивные и методические материалы, в том числе по вопросам деятельности опорных школ.
"Наша задача - при участии в проекте, определив региональный норматив, довести его до каждой муниципальной общеобразовательной организации", - отметила Наталья Якимова