Новости Республики Коми | Комиинформ

Генеральный директор "Воркутаугль" Сергей Лихопуд: "Мы хотим быть лидерами"

Генеральный директор "Воркутаугль" Сергей Лихопуд: "Мы хотим быть лидерами"
Генеральный директор "Воркутаугль" Сергей Лихопуд: "Мы хотим быть лидерами"
logo

В преддверии Дня шахтера, которое отмечается в последнее воскресенье августа, генеральный директор "Воркутауголь" Сергей Лихопуд рассказал, как работает компания сегодня, что изменилось в заполярных шахтах за 15 лет и как цифровые технологии могут использоваться в угледобыче.

– Сергей Александрович, как встречает "Воркутауголь" профессиональный праздник?

– Мы подходим к Дню шахтера с хорошими результатами по проходке и проведению горно-капитальных выработок, вышли на стабильные производственные показатели по добыче и обогащению угля.

Серьезные достижения в этом году у Центральной обогатительной фабрики "Печорская". В мае мы получили сертификат качества на угольный концентрат новой марки 1Ж и подтвердили качество остальных марок, которые мы производим. Отличные результаты показал эксперимент по снижению зольности концентратов металлургической марки 2Ж и энергетической ГЖО до восьми процентов. Благодаря этому потребление нашего угольного концентрата марки ГЖО Череповецким комбинатом выросло почти втрое – до 60 тысяч тонн в месяц.

– В этом году исполняется 15 лет присутствия "Северстали" в Воркуте. Что за это время изменилось?

– Перемены произошли кардинальные. Прежде всего, в области безопасности труда. Колоссальные изменения и по статистике, и по обеспеченности средствами индивидуальной защиты.

В "Воркутауголь" ситуация с производственным травматизмом была ужасающей. Сравните: в 1997 году было зафиксировано 1 042 травмы, в 2017-м – 43. Еще 15 лет назад на предприятиях компании фиксировали в среднем по две травмы в день.

Эти цифры очень наглядно показывают, какая гигантская работа ведется по безопасности труда. Да, наша главная цель – эффективно добывать и перерабатывать уголь. Но достигать ее необходимо без травм и происшествий. Это принципиальный момент.

– Что, по-вашему, оказывает наибольшее влияние на улучшение ситуации с безопасностью?

– Все, что мы делаем на наших предприятиях, так или иначе направлено на обеспечение безопасности. Начиная от строительства новых вентиляционных стволов и закупки новейшего горно-шахтного оборудования до, грубо говоря, нательного белья шахтеров – потому что неудобная одежда отвлекает внимание человека. Вообще, тема средств индивидуальной защиты (СИЗ) очень обширная.

Когда "Северсталь" пришла в Воркуту, у шахтеров были серые полотняные робы, из СИЗов – каски да текстильные рукавицы, самоспасатель, на добыче еще респираторы, фильтры от которых ламповщицы стирали вручную.

Сегодня в распоряжении наших работников 217 позиций СИЗ для разных видов работ. Задача администрации – создать максимально комфортные и безопасные условия труда. Задача работников – быть ответственными и внимательными и ситуацию не усугублять.

– А человеческий фактор?

– Это, наверное, самый сложный момент в любой работе. Нужно достучаться буквально до каждого сотрудника, добиться разделения ценностей компании. В дополнение к обучению, тестированию, конференциям по ПБиОТ мы начали внедрять систему поведенческих аудитов безопасности (ПАБ). Это выявление опасных зон и коррекция неправильного поведения сотрудников. В эту систему вовлечены все работники компании. Пока количество преобладает над качеством – все через это проходили, – но мы работаем над снижением числа формальных аудитов.

Сейчас мы подошли к очень значимым изменениям – мы внедряем уникальную многофункциональную систему безопасности Strata. Это серьезный задел по безопасности и гигантская возможность для улучшений. На базе Strata мы будем активно развиваем контроль передвижения людей и механизмов в шахте, усовершенствуем комплекс слежения за аэрогазовой обстановкой. Система серьезно работает как раз с человеческим фактором – она будет подсвечивать любое отклонение поведения от нормального – это оправданно, учитывая, что мы работаем на опасном производстве.

В целом, в последние два года уровень наших инвестиций в безопасность в пересчете на тонну добытого угля в разы больше, чем у других крупных угольных компаний России.

Lihopud-Vorkutaugol.jpg

– В последний год компания совершила качественный скачок в использовании цифровых технологий такой, казалось бы, консервативной отрасли как угледобыча. Чем вызван такой интерес к диджитализации?

– Цифровой мир – это уже не будущее, а настоящее, и нам необходимо говорить с миром на одном языке. Это общая задача для всех бизнес-единиц "Северстали".

С точки зрения оснащения производства "Воркутауголь" находится в списке лучших мировых компаний и уж точно российских. Мы хотим быть лидерами. А лидерство сегодня – это цифровизация.

Благодаря системе Strara мы оснащаем наши шахты беспроводным интернетом и, по сути, создаем цифровую шахту. Сейчас мы тестируем взрывозащищенные мобильные устройства, чтобы определить наилучший с точки зрения качества и стоимости. С такого смартфона можно позвонить диспетчеру, написать начальнику смены, занести информацию по ПАБу, поработать с электронной почтой. В принципе, это реальный способ добавить инженерно-техническому персоналу два свободных от бумажной возни часа в день. Сейчас им приходится в шахте фиксировать показатели на бумаге, а потом данные переносить в компьютер. А так все документы можно будет заполнять, пока едешь в дизелевозе до лавы.

– Это будет только средство связи?

– Нет, смартфоны мы будем использовать для проекта техобслуживания и ремонта оборудования "Мобильное ТОРО". В горных выработках рядом с механизмами и агрегатами установлены метки, которые можно считывать при помощи мобильного устройства. На экране появляются операции, которые надо выполнить слесарю. Если есть неисправность, выбираешь из списка необходимый агрегат или узел, описываешь поломку, можно прикрепить фото. По Wi-Fi сообщение уходит на компьютер механика участка, а электронная база неисправностей анализирует данные. Это классный инструмент, это надежность оборудования, удобство, точность информации, оперативность. Метки поставили и на дизелевозы – без них шахта не может работать эффективно.

– Это гигантский скачок от шахтного телефона-вертушки. Слышала, "Воркутауголь" собирается применять виртуальную реальность.

– Верно, для обучения сотрудников. Она позволит без колоссальных затрат на возведение учебных выработок воссоздать забой или лаву в цифровой реальности. Люди смогут отрабатывать навыки, просто зайдя в комнату и надев очки.

– Какими бы передовыми ни были технологии, в центре любого дела всегда остается человек…

– Абсолютно точно. Помимо внедрения современных технологий и новых методов работы, нам важно, чтобы и за пределами предприятия сотрудник компании оставался в комфортной среде. Поэтому мы с мэром Игорем Гурьевым решили наше социально-экономическое партнерство развернуть в сторону благоустройства. Уже обновили символ "67 параллель", стелу "Шахтерская слава", в работе еще несколько проектов. Во многом окружающая обстановка формирует настроение, с которым он идет на работу. И хочется, чтобы настроение воркутинских шахтеров как можно чаще было хорошим.

– А, кстати, какие они, воркутинские шахтеры?

– Все они разные. Но я бы сказал, что все они – настоящие мужчины. Они каждый день спускаются в шахту и работают в очень тяжелых условиях.

Чудес не бывает: шахтерский труд – один из самых тяжелых. И тот, кто этим делом занимается, – мужики с большой буквы. Работа очень ответственная, сложная и настоящая мужская – и точка. Шахта – это точно не курорт.

Поэтому, дорогие коллеги, я желаю всем вам безопасной работы и стабильности и достижения целей, которые стоят перед вашими предприятиями. Вместе достигнем большего. И каждому я хочу пожелать тепла и взаимопонимания в семье, здоровья и счастья вам и вашим близким. С Днем шахтера!

  Ключевые слова: промышленность, уголь, интервью