Новости Республики Коми | Комиинформ

Сергей Пономарев: "Рынок наружной рекламы в Коми станет прозрачным"

Сергей Пономарев: "Рынок наружной рекламы в Коми станет прозрачным"
Сергей Пономарев: "Рынок наружной рекламы в Коми станет прозрачным"
logo
Сергей Пономарев: "Рынок наружной рекламы в Коми станет прозрачным"
Фото Антона Пархачёва

"Комиинформ" представляет вниманию читателей интервью с директором ГКУ РК "Коми реклама" Сергеем Пономаревым. В эксклюзивном формате он ответил на вопросы агентства о том, зачем создано это учреждение, как и за счет чего будет наводиться порядок на рынке наружной рекламы, кому новые правила окажутся полезны, и что грозит тем, кто продолжит существовать вне нового правового поля.

Правила для всех

- Сергей Питиримович, как вы уже сообщали "Комиинформу", учреждение под вашим руководством приступило с января этого года к работе с разработки Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы, следовать которым предстоит во всех муниципальных образованиях. А чем вы руководствуетесь при их составлении?

- Помимо безопасности, которой должны соответствовать объекты "наружки", в приоритете – сохранение архитектурного облика населенных пунктов, учет всех факторов горблагоустройства, внешний и эстетический вид рекламных конструкций. На сегодня реклама размещена хаотично: кто во что горазд. Притом, что в половине муниципальных образований условия размещения были утверждены.

- Новые Правила, которые разрабатывает "Коми реклама", будут универсальными для всех территорий?

- Да. Наша задача – систематизировать и привести к единым критериям деятельность участников этого рынка на всей территории республики. И, кстати, хочу подчеркнуть, что наше учреждение не является рекламодателем. Наша миссия – организационная.

DSC_0265.jpg

- То есть торговать и зарабатывать на рекламе, как сами бизнесмены, вы не станете?

- Мы права на это не имеем. В уставе четко прописано, что предметом нашей деятельности является исполнение госфункций в области размещения и эксплуатации наружной рекламы на территории региона. Причем строго в рамках полномочий, отведенных правительством.

- Спектр целей "Коми рекламы" широк?

- Мы распоряжаемся участками для установки и эксплуатации рекламных конструкций предпринимателями по итогам аукционов. Но речь только о земле, которая не отмежевана и, соответственно, не является собственностью органов местного самоуправления. Процесс этот они вправе продолжать. Как только тот или иной участок оформляют на муниципалитет, он исключается их сферы нашего регулирования.

Про разработку Правил я уже сказал. В настоящее время мы приступаем к разработке Схем размещения рекламных конструкций для каждого муниципалитета. Работа в этом направлении будет проводиться поэтапно, с осуществлением выездов в районы. Добавлю, что они будут касаться не только отдельно стоящих конструкций, но и "наружки" в любом ее виде на фасадах зданий и сооружений.

Помимо этого, на нас возложены: выдача и аннулирование разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (в рамках федеральных требований), мониторинг мест их базирования на предмет возможных нарушений рекламного законодательства. А также – выдача предписаний о демонтаже нелегальных объектов. Если владельцы решат их игнорировать, мы сами сможем организовать демонтаж и вывоз.

- Куда?

- Места временного хранения будут определены в каждом муниципалитете. Если в течение трех месяцев хозяева не заберут их, оплатив стоимость демонтажа, мы будем выходить в судебные органы для признания имущества бесхозным и обращения его в доход государства в лице республики.

DSC_0274.jpg

Выход из тени

- Сергей Питиримович, подобрали ли вы уже специалистов для исполнения столь большого фронта работ?

- Штат учреждения состоит из шести специалистов с разным образованием: юридическим, экономическим и архитектурным. Схемы размещения объектов будут формироваться не с потолка, а в сотрудничестве с органами местного самоуправления и участниками рынка. Проекты разрабатываемых нами нормативных правовых актов мы размещаем на портале общественных обсуждений. В связи с привлечением предпринимателей к обсуждению проектов на стадии разработки замечания от предпринимательского сообщества в отношении последних документов не поступали.

- И это притом, что некоторые живут и по нынешним меркам вне закона…

- Важно понимать, что нарушители делятся на две категории. Есть те, кто сознательно установил билборды и прочие конструкции вне мест, которые предусмотрены схемами (в тех муниципалитетах, где они были приняты). А часть бизнесменов оказалась вне правового поля по причине того, что старые договоры закончились, а новые с ними местные власти не подписали. Такие предприниматели настроены конструктивно и готовы оформить все так, как следует, чтобы продолжить легальный бизнес.

- По поводу безопасности: а в чем проблема-то? В Коми не зафиксировано, насколько я знаю, инцидентов с обрушением рекламных конструкций, тем более – с жертвами или пострадавшими.

- Мы не можем жить на "авось". Даже если выявлены малейшие предпосылки, у нас нет права закрывать на это глаза. Вот обратите внимание, как на улицах стоят билборды: их основания не вкопаны в землю. Бетонные чушки прямо на поверхности. Фундаменты размещения стационарных средств наружной рекламы должны быть заглублены на 15 – 20 сантиметров ниже уровня грунта с последующим восстановлением газона на нем. Несоблюдение условий противоречит требованиям ГОСТа, регулирующего такие аспекты как в интересах безопасности дорожного движения, так и сохранения благоприятной внешней среды. Из земли должна торчать только сама опора. Этих и иных примеров установки объектов по принципу "и так сойдет" слишком много.

DSC_0247.jpeg

- Будут ли ограничены предприниматели в выборе рекламных конструкций?

- Мы готовим сборник, в котором перечислим все виды и типы объектов, которые будут разрешены к установке на территории республики. Сборник формируется с учетом форматов и типов, наиболее распространенных в России и популярных у рекламораспространителей. Заставлять пользоваться только старыми или только современными моделями мы, конечно же, не станем.

Исключение – те, которые уже запрещены на федеральном уровне как не соответствующие ГОСТам. В частности, так называемые "арки" и "перетяжки" над проезжими частями. На них наложено табу во всех регионах с позапрошлого года.

DSC_0270.jpg

Удар рублем по нарушителям

- Вы обмолвились о том, что контролируете всю рекламу, в том числе на зданиях. А как теперь следует поступать управляющим компаниям и ТСЖ, которые зарабатывают на размещении плакатов на жилых домах?

- Размещение рекламы на многоквартирных домах может стать как дополнительным источником доходов, так и поводом для административного или даже судебного разбирательства. Вопрос лишь в правильности и законности размещения этой рекламы. Внешняя стена фасада здания – это общедолевая собственность. Чтобы что-то на ней разместить, в том числе рекламу, необходимо согласие собственников дома. То есть, если предприниматель на первом этаже арендует офис и хочет разместить рекламный щит на наружной стене, нужно провести общее собрание жильцов.

Решением общего собрания полномочия на размещение рекламных конструкций могут быть переданы и управляющей компании, или другому уполномоченному лицу (скажем, жителю того же дома). Уполномоченный будет иметь право на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, и будет отчитываться по этому вопросу перед общим собранием жильцов. Чтобы получить разрешение, владелец рекламной конструкции должен собрать установленный законом комплект документов и обратиться в наше учреждение.

DSC_0240.jpeg

- Если этого не будет сделано, что грозит?

- Если разрешение не получено, то владелец рекламной конструкции будет привлечен к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ. На должностные лица организаций накладывается штраф от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до миллиона рублей. В случае невыполнения владельцем конструкции предписания о ее демонтаже, собственник здания (ТСЖ) обязан произвести демонтаж за свой счет.

- А что могут сделать жильцы, если на доме вдруг появилась рекламная конструкция?

- Проще всего сразу обратиться в свою УК или ТСЖ. Если информации по законности размещения конструкции нет, бдительные граждане могут обратиться в наше учреждение. Если конструкция самовольная, учреждение направит предписание на демонтаж и передаст материалы для привлечения владельцев к ответственности в уполномоченные структуры (территориальные органы внутренних дел, прокуратура). Жильцы вправе и сами, напрямую, обратиться в эти ведомства.

- Сергей Питиримович, есть ли у вас понимание по формату предстоящих конкурсных процедур?

- Разумеется. Мы будем проводить их в виде электронных аукционов. Такой способ обеспечивает прозрачность и честность конкурса. Исключен прямой контакт участников с организаторами. Заявители не знают друг о друге. А главное – торг на повышение цены обеспечит максимально возможное получение в бюджет дохода от лота.

- Как они будут комплектоваться?

- В основном, один лот будем формировать из двух – четырех конструкций. По одной выставлять невыгодно: велики риски предварительного сговора между собой участников рынка. А чрезмерно большое количество объектов в лоте не позволит заявиться малому бизнесу. Потому мы определились с оптимальным числом.

- Выходит, слухи о том, что конкурсы будут проводиться под некую конкретную фирму-гиганта, не состоятельны?

- Ну, во-первых, большой игрок на рынке в Коми есть и довольно давно. Это компания "Russ Outdoor", один из крупнейших российских операторов наружной рекламы. Он владеет значительным количеством объектов "наружки" в Сыктывкаре. Во-вторых, конкурсы мы как раз и будем проводить так, чтобы не ущемлять права небольших фирм.

DSC_0260.jpg

Десятилетний горизонт

- Победитель получает право на установку конструкций на конкретном земельном участке, да?

- Именно так. Сроком на десять лет. Такой длительный период мы выбрали неслучайно. За это время предприниматели смогут не только окупить затраты и выйти на точку безубыточности. Столь далекий горизонт планирования даст им уверенность в извлечении прибыли.

Мы создаем условия для стабильного бизнеса тех, кто занимает эту нишу. К тому же появляются предпосылки и условия для использования более современных типов конструкций, с автоматической сменой изображения.

- А базовые ставки для ежемесячного платежа за размещение окажутся посильны?

- Да. К тому же предусмотрены коэффициенты, понижающие плату за места на окраинах населенных пунктов, и повышающие за дислокацию в центре городских и сельских поселений. Также будет приниматься во внимание вид объекта: одно ли изображение там возможно, либо два – три одновременно.

Базовая ставка определяется на год. И это опять же выгодно предпринимателям. Ежегодно мы будем базовую ставку корректировать с учетом роста либо падения спроса на "наружку" и в целом ситуации в экономике республики и страны.

- Сергей Питиримович, руководство региона ставит задачу по информатизации всех отраслей. Как у вас с этим будут обстоять дела?

- Специалисты ГБУ РК "ТФИ РК" разрабатывают интерактивную карту мест размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований для публичного доступа. Выбирая тот или иной муниципалитет, любой житель сможет видеть разноцветные маркеры – символы законных и незаконных конструкций на участке по конкретному адресу. Сейчас мы как раз проводим инвентаризацию по всему региону. С нажатием на значок будет выводиться на экран таблица-справка – так называемый паспорт каждого объекта: его вид, размер, принадлежность владельцу и пр.

Помимо карты, совместно ГАУ РК "ЦИТ" мы работаем по созданию сайта учреждения, который планируем запустить в марте, а также прорабатываем вопрос автоматизации учета рекламных конструкций. Наша задача, как я и говорил в начале разговора: навести порядок на этом рынке услуг, сделать его прозрачным и полезным предпринимателям и бюджету республики, и при этом гармонично вписывающимся в городскую среду.

  Ключевые слова: реклама