В Сыктывкаре открылся двухдневный республиканский форум "Образование. Государство. Общество". Форум проходит в Коми во второй раз, но организаторы решили не обозначать его цифрой, а попробовать обсудить актуальные проблемы современного образования "как в первый раз".
На 12-ти площадках города пройдут дискуссии, семинары и круглые столы на различные темы. В режиме интернет-регистрации на призыв высказать свое мнение откликнулись более 800 педагогов, управленцев, родителей и общественников со всей республики.
Открывая форум, и.о. министра образования Светлана Моисеева-Архипова напомнила, что образование - это стратегический запас государства, задел на будущее страны.
"Тему круглого стола мы обозначили необычно: кто, чему и как учит учителя?". Это важно, потому что невозможно научить тому, что не умеешь сам. А наши дети часто умеют больше нас, - открыла дискуссию С.Моисеева-Архипова. - Хотелось бы, чтобы разговор не сводился к докладам. Пусть это будет обмен мнениями".
Министр подчеркнула, что форум созван не для того, чтобы "просто поговорить". Его цель - собрать мнения, проанализировать, сделать выводы и принять управленческие решения на самом высоком уровне.
Дискуссия началась с трех "затравочных" выступлений. Первым слово дали родительскому сообществу в лице заместителя руководителя ИА "Комиинформ" Полины Романовой, двое детей которой учатся в школе и лицее.
По ее мнению, не все родители вправе дать оценку педагогам, а лишь те, кто вовлечен в ученый процесс вместе со своим ребенком и интересуется не только оценками, но и тем, как он чувствует себя в школе, какие знания и в какой форме получает. "Чтобы что-то требовать от учителя, должен быть тройственный союз: учитель-ребенок-родитель, - и если с учителем повезло, родитель может только лишний раз подчеркнуть его авторитет, а если не очень – восполнить то, чего не хватает. Прежде чем делать социальный заказ, надо понимать, что заказывать. Мы сами во власти стереотипов: мы хотим, чтобы ребенок учился в хорошей школе, а еще лучше – в лицее, а он, возможно, потенциальный прекрасный пасечник или агроном, а не юрист и управленец, и в этом случае ему достаточно базовых знаний и вовсе необязательна 11-летка. Но мы все равно стремимся к лучшему, потому что важна среда и мотивация", - считает журналистка.
По ее мнению, учитель не должен быть зациклен на своем предмете, а научить мыслить ребенка широко, уважая его собственные интересы. "Я жду от учителя широкого взгляда на жизнь и на профессию – свою и будущую ребенка. Дети часто замордованы, думая, что вся их жизнь – это школа. А школа - это всего лишь часть общей мозаики".
Учителя, как полагает П.Романова, умеют давать знания и готовить к ЕГЭ, заполнять отчеты, которые от них требуют, при этом умудряются уделять внимание детям. Лучшего оставляет желать знание возрастной психологии, культурный уровень педагогов. Кроме того, среди недостатков она назвала отсутствие убеждений, незнание традиций. "Светское государство сделало нас "толерантными", а зачастую за этим понятием кроется именно отсутствие принципов. В этом случае не получится научить ребенка отстаивать свою точку зрения".
Следующий оратор - завуч Лицея при СГУ Светлана Семукова - остановилась на пожеланиях практикантам. По ее мнению, студентам не хватает практики, поэтому ее социальный заказ как потенциального работодателя - увеличить количество пассивных часов практики, чтобы будущий педагог смог погрузиться в школьную атмосферу. Кроме того, молодого учителя часто приходится переучивать или обучать новым технологиям, активно применяющимся в школе. Важно, чтобы эти знания он получал еще в вузе. Кроме того, как и Романова, она подняла вопрос знания молодыми педагогами особенностей возрастной психологии.
Доцент СГУ Ольга Уваровская рассказала об эксперименте по более глубокому погружению студента в школу на примере проекта вуза, когда студенту отводится на практике более активная роль. Наряду с учителем, он становится исследователем, учитель выступает в роли супервизора, а школа становится сетевым партнером вуза.
Вчерашняя студентка, а ныне учитель Елена Ершова провела опрос среди коллег-ровесников о недостатках педобразования, которые они обнаружили, столкнувшись с реалиями педагогической практики. Среди них прозвучавшее на круглом столе уже трижды знание психологии, недостаток практики во время учебы, разрыв между теоретическими знаниями и их применением в школе, отсутствие понимания, как работать с отчетами и документами, включая классные журналы, слабая материально-техническая база пединститута: с интерактивными досками, например, молодые учителя сталкиваются только в школе, незнакомы они и с другими новыми технологиями.
Ее старшая коллега Екатерина Тюлькина заметила, что вопрос "хочу ли я быть учителем?" необходимо задать себе, еще учась в школе. Второй раз он должен прозвучать на первых занятиях в вузе. "Что я могу дать стране, детям? Мое ли это место? Если не мое - бегите оттуда: не надо мучать себя, детей и педагогов".
Учитель спросила у аудитории о мотивации, которая приводит абитуриентов в педвуз. Если 30-50 лет назад это были престиж профессии и стабильность, то теперь молодежь выбирает специальность по двум причинам: или они искренне любят детей и идут в учителя по призванию, либо им просто проще поступить с низкими баллами по ЕГЭ. Последний вариант, с которым согласились многие в зале, прозвучал из уст проректора СГУ Дмитрия Пинаевского. "Увы, это так, - подтвердила педагог. - Одна из самых слабых моих выпускниц учится сегодня на педагога. Пойдут ли они в школу, а если пойдут, чему смогут научить моих детей?"
На круглом столе поднимались и другие проблемы. Среди них пенсионный возраст педагогов: например, в сельских школах, средний возраст учителей - 54 года. Это тормозит рост молодых учителей.
Все прозвучавшие на круглом столе предложения и замечания войдут в итоговый документ по результатам форума и будут приняты к действию для дальнейшей работы.