Новости Республики Коми | Комиинформ

Ринат Бикмухаметов: танцует манерных принцев, любит лесников и мечтает стать "Спартаком"

Ринат Бикмухаметов: танцует манерных принцев, любит лесников и мечтает стать "Спартаком"
Ринат Бикмухаметов: танцует манерных принцев, любит лесников и мечтает стать "Спартаком"
logo
Ринат Бикмухаметов
Ринат Бикмухаметов:
танцует манерных принцев, любит лесников и мечтает стать «Спартаком»
30-летний премьер балетной труппы театра оперы и балета Коми Ринат Бихмухаметов - молодой талантливый и уже опытный танцовщик театра, занятый во всех репертуарных спектаклях. Среди знаковых партий, станцованных Ринатом, - Принц (С. Прокофьев «Золушка»), Альберт (А. Адан «Жизель»), принц Дезире и фея Карабос (П. Чайковский «Спящая красавица»), Базиль и Эспада (Л. Минкус «Дон Кихот»); Принц и Король мышей (П. Чайковский «Щелкунчик»), Солор (Л. Минкус «Баядерка»), Туган (Я. Перепелица «Яг-Морт).

Одним из ярких проектов в его творческом багаже стало участие в уникальном телевизионном проекте телеканала «Россия—Культура» «Большой балет», где он представлял Коми на всероссийском и международном уровне.
В профессиональный праздник «Комиинформ» узнал, почему Р. Бикмухаметову больше нравятся лесники, чем манерные принцы, как он выучил балет за три дня без сна и пищи, и почему мечтает станцевать «Спартака».


Ринат, я начну с вопроса, который ближе всего по дате — 27 марта отмечается Международный день театра. Как вы планируете в этом году провести этот день?

Обычно День театра отмечают капустниками, придумывают инсценировки, номера. Общие мероприятия для всех театров организует Союз театральных деятелей Республики Коми. В этом году пройдет концерт и состоится межтеатральный квиз — разные театры посоревнуются друг с другом логике внимательности и эрудиции. Это прекрасный повод в душевной и теплой атмосфере отметить профессиональный праздник.

На участие в квизе уже завились несколько членов Союза театральных деятелей нашего театра. Я тоже подал документы на вступление в Союз, они направлены в Москву. Надеюсь, что решение будет положительным.
А что дает СТД лично вам как артисту?
Это единое пространство, где пересекаются артисты разных театров, участвуют в общих мероприятиях. Недавно у нас прошла театральная лыжня. На лыжной трассе «Динамо» встретились коллективы Академического театра драмы им. В. Савина, Театра оперы и балета, а также Национального музыкально-драматического театра Коми. "Театральная лыжня" проходит в Сыктывкаре в пятый раз. В этом году, к сожалению, я не смог встать на лыжи из-за травмы. На улице подвернул ногу и растянул лодыжку. Прошел серьезное лечение, и сейчас мне уже лучше.

Если вернуться к СТД, то артисты, которые в нем состоят, могут заявить о себе самыми разными способами, а также претендовать на стипендию правительства России. В театре оперы и балета такую стипендию получали четыре артиста.

В СТД есть своя библиотека, скидки на посещение спектаклей в разных театрах страны и путевки в санатории.

Ну и самое главное — СТД — это практическая помощь в реализации твоих творческих проектов, развитие культурных связей. Буду изучать этот вопрос подробно.

Наверное, немаловажным в вашей карьере стало участие в уникальном телевизионном конкурсе канала «Россия—Культура» «Большой балет», где вы представили Коми на всероссийском и международном уровне?

Действительно, нам очень сильно повезло, что мы попали в этот проект. Как раз была пандемия, и мне позвонила главный балетмейстер (Марианна Рыжкина). Я услышал, что есть возможность попасть на «Большой балет», когда ехал в машине. Мне пришлось даже остановиться и перезвонить, чтобы переспросить: «Это не шутка?»
Это был просто шок. Я не занимался и не танцевал 4 месяца, сначала ковид, потом отпуск, я, естественно, из формы вышел. А нужно было подготовиться меньше чем за месяц к нескольким номерам. Это сложно!
Мы с Анастасией Лебедик должны были подготовить несколько пять парных номеров и один сольный, а танцевали вместе из них до этого только Вальс Машковского, ранее я танцевал свой сольный номер - вариацию Филиппа из балета Б. Асафьева «Пламя Парижа». Остальной материал оказался абсолютно новым. Завершающим был номер современного хореографа (обязательное условие – зарубежного) - Annika Hogling (Швеция), на музыку Max Richter. (Великобритания) мы учили в онлайне. Это накладывало свои ограничения, сложности, потому что хореограф не все видит, мы не все слышим. Нам повезло, что Annika оказалась русскоговорящей, остальные работали с переводчиками.
Интересно, что до начала проекта я не знал, кто еще в нем участвует. Но там оказались мои знакомые, например, воронежская балерина Елизавета Корнеева, с которой в Коми я танцевал «Привал кавалерии». Я увидел артистов из Улан-Удэ, с которыми познакомился, когда приезжал к ним в театр на конкурс. Познакомился с саратовскими артистами, которых знал заочно.
Честно признаться, у нас не было соперничества. Ехали ведь туда не ради конкуренции. Когда мы разговаривали с Анастасией и принимали решение о поездке, я сразу сказал, что мы будем очень сильно жалеть, если откажемся от участия в конкурсе. Решились на участие ради неоценимого опыта.
Мы выложились на 100%, в кратчайшие сроки, в стрессовых условиях, в Коми не успели по-хорошему станцеваться друг с другом и уже вышли на российский уровень. Можно сказать, что мы в какой-то степени перепрыгнули через себя, ведь мы знаем, на что мы способны.

Когда все это закончилось, было столько эмоций, с которыми было сложно совладать. Кругом множество камер, нужно давать интервью, непривычная атмосфера, мне было очень сложно, но это оказалось очень мощным творческим толчком.
Вероятно, такая подпитка послужила поводом поучаствовать в Олимпийских играх мира балета? Расскажите о вашем международном конкурсе Григоровича?

Туда я поехал в прошлом году как партнер Анастасии Лебедик, потому что участники конкурса — артисты до 27 лет. Мы участвовали только в первом туре, скорей всего, потому, что неправильно подобрали репертуар. В остальном ресурс был. Но это тоже стало большим опытом.
Для многих участников оказалось сложным танцевать на покатой, очень крутой сцене. Мы к такому, конечно, не привыкли. Вращаться на ней очень сложно. Раньше в театрах везде делали наклонную сцену — ее называют исторической. Когда ездили в Англию, в старых театрах все сцены — покатые. И картинка из зала получается, как на ладони. К такой сцене надо привыкать. А вот артисты Большого театра на такой сцене танцуют спокойно.
Зато мы попали в Большой театр на спектакль «Спартак», который изменил мою жизнь. Побывали за кулисами, когда шел балет «Иван Грозный». Ведущую партию танцевал Иван Васильев. Он взобрался на алтарь и собрал все канаты колоколов в руках, позвонил во все колокола, а в финале обхватил канаты ногами и прыгнул. Звонари потянули веревки, и Иван Васильев образе Ивана Грозного взлетел вверх над войском. Это непередаваемые эмоции. Очень впечатлило.
Как семья относится к такой работе и как поддерживает в трудную минуту?

Моя супруга Татьяна — ведущая солистка балета театра оперы и балета Коми. И поначалу, я думал, что работать нам вместе будет проще. На самом деле оказалось сложнее.
Выясняете отношения, танцуя?

Да, такое бывает. Кто главнее, кто лучше.

Но у нас подрастет сын Амир, сейчас ему 2,5 годика. Характером похож на меня — очень спокойный, нежный ребенок. Если он захочет стать артистом балета — я только за. Сегодня во всех балетных школах катастрофически не хватает мальчиков.

Я и дочку хотел отдать в балет — у нее прекрасные ноги, но ей не понравилось. Возможно, отбили желание, когда рано отдали в гимнастику. Потому что обычно в балет отдают после 4 класса в 10-11 лет. Раньше нет смысла, мне кажется. Организм формируется как раз к 10 годам. В младшем возрасте можно повредить сухожилия, испортить осанку.
Вообще у ребенка должно быть спокойное детство. Я занимаюсь с гимнастками, провожу интенсивы по хореографии, они приходят в гимнастику с двух лет, и мне их очень жалко.

А наша Арина учится во втором классе и очень любит кататься на коньках. К сожалению, мы опоздали для профессионального спорта. Фигуристов начинают учить с трех лет. Сейчас она катается как любитель и хочет стать визажистом.
А вы с какого возраста в балете?

Я пришел в 10 лет. И это было не случайно. Раньше по районам ездили педагоги, которые смотрели детей. К сожалению, сегодня такая работа не ведется, отсюда и нехватка мальчиков.

К нам в район приехали из гимназии искусств и меня выбрали для дальнейшего обучения. Я не занимался танцами. В балете работает генетика — возможности тела, есть мягкие люди с мягкими связками, с красивыми линиями тела. В академию Вагановой вообще не попасть, если ты не симпатичен лицом.
Когда я работал в гимназии искусств, я хотел самостоятельно на своей машине посетить районы, посмотреть детей, но добро на такую работу не получил.
А что кроме театра есть в вашей жизни?

Я стараюсь путешествовать, чаще бывать в родном Прилузском районе. Хожу в лес, на рыбалку. Супруга меня в этом поддерживает, но одна моя шутка желание ее в этом участвовать, похоже, отбила. Однажды мы отправились с ночевкой и палаткой на рыбалку, я решил подшутить, и в темноте зарычал как медведь. Теперь хожу один.
Ринат, давайте заглянем в будущее? Что там вас ждет?

На пенсию пока не собираюсь, хотя по закону могу расслабиться уже через два года — у меня 13-летний стаж работы в балете. Но планирую танцевать пока смогу.

Повезло нынешним ученикам гимназии искусств, у которых в дипломе будет написано «артист балета, педагог». Они смогут и преподавать и танцевать.
Есть у вас мечта?

Есть несбыточная мечта — станцевать в балете «Спартак» с его невероятной музыкой, эмоциями и поддержками, но для этого нужно ехать в другой театр с большим мужским составом.

В прошлом году я одно свое желание исполнил — станцевал Альберта в балете Адана «Жизель». И сегодня хочется отточить эту партию, доработать ее. Но пока травма помешала это сделать. Хотя я начал больше ходить пешком, и связкам стало намного лучше.

В прошлом году ко мне подошел наш балетмейстер Андрей Меркурьев и спросил, смогу ли я выучить одноактный балет за три дня. Я подозревал, о чем идет речь, и сказал, что конечно можно. В итоге поехал в Воронеж, где заболел солист, который исполнял партию в «Кармен-сюите». Мне очень повезло — Андрей Николаевич меня подготовил отлично. Он сам танцевал эту партию, и это было, как мне кажется, одно из лучших исполнений Хозе.

Я три дня не спал, у нас была одна сводная репетиция и одна оркестровая. Эта партия мне очень понравилась, и после моя партнерша Юлия Непомнящая приехала в Сыктывкар, где мы тоже станцевали номер из «Кармен-сюиты».

В конце сезона состоится премьера балета «Спящая красавица», где я исполню одну из своих любимых партий.

Я больше люблю яркие и характерные роли, чем статных, скучных принцев. По натуре мне ближе Ганц-лесник или темпераментный Филипп из «Пламени Парижа», это моя атмосфера, когда рвешь и мечешь, когда во всем — стремительность.
В Сыктывкаре скоро стартует «Сыктывкарса тулыс», готовите сюрпризы?

Да, на гала-концерте будет интересный номер, это пока секрет, не буду раскрывать.

В завершении нашей встречи хочу поздравить коллег с наступающим Днем театра. Есть три вещи, которые не возвращаются обратно: время, слово и возможности. Не тратьте время, выбирайте слова и не теряйте возможности.