Новости Республики Коми | Комиинформ

Для жителей заречных поселков Сыктывкара приобретут суда с низкой посадкой для перевозки пассажиров во время обмеления реки

Для жителей заречных поселков Сыктывкара приобретут суда с низкой посадкой для перевозки пассажиров во время обмеления реки
Для жителей заречных поселков Сыктывкара приобретут суда с низкой посадкой для перевозки пассажиров во время обмеления реки
logo
Для жителей заречных поселков Сыктывкара приобретут суда с низкой посадкой для перевозки пассажиров во время обмеления реки
Фото Владимира Шешкунаса

Первый заместитель председателя правительства Коми Эльмира Ахмеева и руководитель Сыктывкара Владимир Голдин побывали с рабочей поездкой в заречном поселке Седкыркещ. Делегации предстояла непростая работа - обсудить с местным населением установку моста, которого люди ждут уже 10 лет. 

Напомним, правительство уже не первый год ищет пути решения переправы с одного берега реки Вычегды на другой. Весной и осенью люди не могут попасть домой из-за половодья и ледостава, а несколько лет назад стал пересыхать судоходный путь пассажирского катера и грузового парома. Нормальная дорога в заречные поселки действует только зимой. 

VSHC1339.jpg

VSHC1631.jpg

VSHC1621.jpg

VSHC1418.jpg

Бездорожье под боком столицы Коми не устраивает не только местных жителей, но и представителей власти. Как отметил в начале встречи глава Седкыркеща Юрий Пелевин, гости такого уровня последний раз приезжали сюда, когда в поселке сгорели четыре многоквартирных жилых дома. Нынешнему визиту предшествовало обращение жителей с письмом к главе Коми Владимиру Уйба. 

История вопроса

Более 20 лет назад весь лес, который заготавливали в республике, в частности, в Усть-Куломском и Корткеросском районах, сплавляли в Седкыркещ, а это 1,5 млн куб м в год. Здесь действовало три запани, на которых работали 1200 человек. Сегодня ничего этого нет.

В Трехозерке, которая входит в Седкыркещ, сегодня проживает 428 человек, в самом Седкыркеще постоянно прописано практически 2 тыс. жителей.

Просятся в состав заречных сыктывкарских поселков Озёл и Сёйты, которые территориально относятся к Сыктывдинскому району, поэтому не могут сегодня пользоваться льготами: проезд на пароме водителю машины "Нива" обойдется в 700 руб., если он прописан в Седкыркеще - 160. Льготный тариф возмещает администрация. Рабочих мест в поселке нет, кроме бюджетных, поэтому ежедневно в город трудиться выезжает около 400 человек, на дорогу они тратят по 2 часа. 

VSHC1487.jpg

VSHC1562.jpg

VSHC1572.jpg

VSHC1579.jpg

Интересно, что часть населения выступает за установку понтонного моста. Он бы обеспечил практически круглогодичное сообщение с городом, за исключением двух недель весной и осенью, через местечко Алёшино с выездом в поселок Краснозатонский, где есть сильная школа №9 с новым корпусом и больница с узкими специалистами, в том числе онкологический диспансер.

Часть населения готова ездить по действующей сейчас схеме - на пароме и катере напрямую в город, что сокращает дорогу до работы. 

Часть населения считает, что установка моста даст толчок к развитию заречных поселков. Другие говорят, что мост нарушит экосистему, увеличит поток людей и машин, и Седкыркещ перестанет быть своеобразной эко-деревней с грибными борами и ягодниками. 

VSHC1664.jpg

VSHC1650.jpg

VSHC1642.jpg

Дноуглубление

Река Вычегда является судоходной рекой и принадлежит Российской Федерации. Руководитель Сыктывкарского района водных путей филиал ФБУ "Севводпуть" Михаил Хозяинов пояснил, что работу по дноуглублению по судоходным каналам распределяет Москва. Береговые условия в этой работе не учитываются. 

Углублять дно там, где просят местные жители, нельзя. Его снова замоет через месяц. Поэтому судовой путь ежегодно углубляют, учитывая характер реки. А Вычегда является самой изменчивой рекой на Северо-Западе и второй по вздорному характеру во всей России. Специалисты с помощью аэросъемки и прочих расчётов заранее знают, где пойдет русло реки на следующий год, поэтому они категорически не рекомендуют рассчитывать на переправу в Алёшино, где она существовала долгие годы. Сегодня для пассажирских перевозок не подходит даже старая переправа, которая находилась выше по течению - там нет пространства для разворота катера. По этой причине катера и паромы направили на переправу Геологов.

VSHC1677.jpg

VSHC1708.jpg

VSHC1702.jpg

VSHC1710.jpg

Аргумент, что в прошлом году паром "Парма" сел на мель и там, в результате чего привлекали МЧС, М.Хозяинов предложил забыть - оказалось, что капитан нарушил правила, вышел за границы судового хода, чтобы срезать путь, и застрял. 

Обмеление и изменение русла произошло не вдруг. Вблизи поселка, а также выше по течению вырубили лес, обеспечивающий водный баланс, и построили лесовозную асфальтированную дорогу, которая впоследствии была подмыта рекой и обрушилась в воду, перекрыв реке возможности для маневров. За четыре года русло и судовой ход ушли с левого берега на правый, образовав три песчаных острова.

Руководитель обслуживающей пассажирские перевозки организации "Жилкомсервис" Андрей Капп заметил, что предприятию тоже удобнее всего плавать через Алёшино, но река не позволяет организовать безопасные стабильные перевозки. Маршрут через переправу Геологов сегодня считается оптимальным и более безопасен для судов, которым в условиях действующих санкций будет трудно найти запчасти. 

VSHC1734.jpg

VSHC1766.jpg

VSHC1768.jpg

VSHC1787.jpg

VSHC1800.jpg

Мост

Общественный совет Седкыркеща отметил, что жителей поселка переправа Геологов не устраивает. Только 2 млн руб. в месяц власти тратят на организацию бесплатного автобуса, покупают ГСМ для судов. Поэтому они просят все-таки найти способ для работы переправы в Алешино. Один из них - строительство понтонного моста. 

Первый замруководителя администрации Сыктывкара Александр Можегов тоже считает мост наиболее устойчивым сообщением с городом. В 2021 году власти искали подходящее сооружение, в 2022 году заключили контракт с фирмой из Самары на проектные работы. Проект должен пройти две экспертизы и будет готов к июню 2023 года. 

Длина моста должна составлять 640 м, а это серьезное, большое, непростое сооружение, тоннаж моста составит 40 тонн, на нем будет организовано две полосы движения. 

Оценивать стоимость моста сегодня никто не берется, но А.Можегов отмечает, что 700 млн руб. - это очень оптимистичный вариант. 

Жители поселка были шокированы - первоначальная цена моста составляла 150 млн руб. 

VSHC1824.jpg

VSHC1829.jpg

VSHC1833.jpg

VSHC1845.jpg

VSHC1857.jpg

VSHC1858.jpg

Те, кто пессимистично относятся к установке понтонного моста, предложили для начала обустроить нормальные подъездные пути к переправе, и тогда, якобы, местные жители наладят работу переправы. Но А.Можегов пояснил, что проводить работы по обустройству подъездных путей в отрыве от установки моста невозможно. 

Передача судна КС 

На строительство моста может потребоваться два года минимум. Для решения проблемы с переправой людей через реку в краткосрочной перспективе Э.Ахмева предложила передать Седкыркещу судно на 20 пассажирских мест с низкой посадкой дна в 40 см, которое находится в Печоре и не эксплуатируется. Если судно себя зарекомендует во время обмеления реки, республика готова купить второе, а третье предложат приобрести администрации Сыктывкара. По неточным, предварительным расчётам от 2014 года, такое судно сегодня может стоить 25 млн руб. и больше.

VSHC1871.jpg

VSHC1910.jpg

VSHC1929.jpg

VSHC1939.jpg

VSHC1959.jpg

VSHC1982.jpg

VSHC2030.jpg

Э.Ахмеева пригласила активистов Седкыркеща вместе с властями съездить в Печору и оценить катер. Также первый зампред спросила людей, какой именно катер им нужен, правительство готово рассматривать разные предложения. Средства на эти цели будут искать через адресную инвестиционную программу. Необходимость строительства моста сомнений у правительства не вызывает.

А вот "Севводпуть" считает, что за время проектирования и строительства моста река снова поменяет русло, изменится береговая линия, и установить мост будет попросту невозможно. Не исключен вариант, что мост купят, и он встанет тяжким грузом. Поэтому приобретение катеров - это самый оптимальный вариант.

В завершении встречи Э.Ахмеева предложила встретиться с жителями заречных поселков еще раз - в конце года. 

VSHC1589.jpg

Зачем все это нужно

И.о. руководителя администрации Сыктывкара Владимир Голдин отметил, что приобретение катера КС имеет и плюсы, и минусы. Это катера старой серии, которые оправдали себя в речных условиях, низкая осадка позволяет им ходить в период обмеления рек. Но найти капитанов будет трудно, это проблема всей страны. Кроме того, новые суда производят в Костроме, и это серьёзные сроки. А перевезти имеющееся судно из Печоры не так-то просто. На это может уйти до 2 месяцев, то есть применять его можно будет только в следующем сезоне. 

По словам В.Голдина, в поселке проживают люди, которые выступают против установки понтонного моста, и это серьезное меньшинство. Поэтому еще раз будут проведены общественные слушания, чтобы окончательно утвердить позиции. 

В следующем году мэрия планирует увеличить финансирование дноуглубительных работ на 10-20%, провести работу над ошибками. Работы в любом случае будут вести по картам и съемкам, которые организуют федеральные эксперты. 

VSHC1349.jpg

VSHC1399.jpg

Все эти работы делаются для территории, которая имеет рекреационный и туристический потенциал. В свое время здесь работал отличный пионерский лагерь "Белый бор". Планируется открытие новых экотерриторий. Вблизи Седкыркеща на территории заказника Белоборский появится "Царь-лес".

Власти обсуждали потенциал заречных поселков с Э.Ахмеевой, есть интересные задумки. 

Если в поселке будут появляться рабочие места, можно задуматься и о деревянном домостроении.