В 2021 году в России рост интернет-продаж достиг 44%. Как пишет "Газета.ру", на фоне пандемии появилась необходимость перестраивать бизнес-процессы, чтобы привести их в соответствие с изменившимися условиями.
Между тем, старший преподаватель департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУВШЭ Александр Лебедев поясняет: рост был перераспределительным, а не органическим. Рост интернет-продаж проходит на фоне падения посещаемости торговых центров, трудностей в пересечении границы, глобальном росте затрат на логистическое сопровождение, стагнации доходов населения и осторожности при принятии решения о потребительском кредитовании.
Также эксперт обратил внимание, что далеко не все покупатели чувствуют себя уверенно в интернете, растет риск встретить мошенников, существуют законодательные ограничения на дистанционную продажу некоторых видов товаров.
Портал new-retail.ru считает, что онлайн-каналы продаж и офлайн-магазины сегодня образуют единый высоко конкурентный розничный рынок. Нил Сондерс, ведущий аналитик GlobalData, замечает, что рост онлайн-продаж вовсе не ведет к "розничному апокалипсису". По результатам многочисленных опросов выявилось, что покупатели скучают по привычным посещениям физических магазинов. Интернет не может дать социального взаимодействия, поэтому там, где они открываются, люди быстро возвращаются к привычным способам покупок. Путь потребителей к товарам более сложен, чем простое разделение торговли на онлайн и офлайн: понимание этого пути позволяет ритейлерам более точно определить, во что нужно вкладывать активы, чтобы удовлетворить покупательские потребности.
"Комиинформ" оценил ситуацию в Сыктывкаре с помощью покупателей старейшего торгового центра "Аврора". Корреспонденты провели опрос и пришли к интересным выводам. Несмотря на бурное развитие онлайн-магазинов, традиционная торговля сохраняет свою привлекательность. Для многих шоппинг становится времяпрепровождением, а покупка "здесь и сейчас" привлекает непосредственным тактильным и визуальным восприятием.
В магазины приходят и в том случае, если выбор сделали в сети, а доставку заказали в конкретную торговую точку — не на дом. Так к примеру, сегодня поступают покупатели крупных магазинов ТЦ "Спортмастер", SOKOLOV, Zolla, "ТВОЕ". Федералы имеют собственные сайты, но покупатель посещает магазин, чтобы посоветоваться и сделать по пути множество дел.
При опросе в социальной сети "ВКонтакте" мнение пользователей покупателей четко разделяется на три категории.
"Можете считать меня ретроградом, но я предпочитаю ходить по магазинам. Онлайн-заказами пользуюсь только тогда, когда нет возможности сходить за товаром самому. Я не очень доверяю картинкам на сайтах и хвалебным отзывам. Мне важно самому осмотреть вещь со всех ракурсов, и, главное, подержать в руках, пощупать, - рассказал "Комиинформу" сыктывкарец Валерий. - Никогда не куплю онлайн обувь, это очень индивидуальная вещь. Ну и в силу характера и комплекса вины, мне неудобно заказывать пять образцов одежды, зная, что в лучшем случае, куплю только что-то одно".
Есть и противоположное мнение: "Я предпочитаю онлайн-покупки. На сегодняшний момент я приобретаю в онлайн-шопинге не только бытовые товары и одежду, но и продукты питания. Считаю, что это очень удобно, наглядно, экономит время и зачастую деньги. На рынке очень грамотно и клиентоориентировано устроен этот сервис. Поэтому вижу только плюсы".
"Есть категория товаров, которые мы уже привыкли брать онлайн, в этом есть своя прелесть. Всякие игрушки, косметологические мелочи, недорогую электронику. Офлайн - это обувь, женское белье. Я поняла, что мне нравится покупать онлайн, я бы не хотела отказываться от этого, чтобы не отставать от времени и технологий. Но, как ни странно, одежду при покупке онлайн приходится возвращать в 50% случаев", - говорит Ксения.
"Я раньше чаще покупала одежду и постельное белье онлайн. Особенно детскую одежду, потому что американскую возможно было купить только онлайн. Сейчас по ситуации, но в основном, это офлайн. Могу, например, заказать электронику. Да: обувь никогда не куплю в интернете. Потому что ее действительно надо мерять и щупать", - рассказывает Татьяна.
"Я могу померить в магазине и заказать на сайте, если там скидки. Или наоборот, увидеть на сайте модель и пойти в магазин на примерку, чтобы посмотреть - сидит или нет вещь. Бывает и такое: найду хороший товар в Сыктывкаре и закажу такой по интернету в два раза дешевле", - делится лайфхаком Михаил.
Как "Аврора" привлекает покупателей офлайн, "Комиинформ" посмотрел на деле. Удобная подземная парковка, кафе, лучшие зарубежные и российские бренды. Центр был построен в 2004 году и уже успел завоевать любовь горожан благодаря своему удобному месторасположению, позволяющему совершать покупки, возвращаясь с работы или учебы домой, не выезжая за пределы города.
Сегодня в "Авроре" представлены сеть кофеен "Кофейный дворик" и "Блинный дворик" - самая большая и быстроразвивающаяся сеть кафе в Сыктывкаре. Изюминкой кофеен является уютный дизайн интерьеров, разнообразный ассортимент блюд на самый изысканный вкус. До 24 часов своих посетителей ждет пиццерия Спагетти-Хаус.
Новый формат отношений между продавцом и покупателем предлагает "DNS ТехноПоинт". В Технопоинт нет торговых залов, огромного штата назойливых продавцов-консультантов. Все, что есть в Технопоинт, - это многотысячный ассортимент качественных товаров известных брендов по привлекательной цене, которые можно заказать, не выходя из дома, и забрать в тот же день.
Новые магазины европейской одежды для всей семьи SINSAY, известный ювелирный бренд SOKOLOV, аутентичная французская марка Yves Rocher выступают лучшими примерами современного подхода к торговле. Эти магазины создают впечатления при шопинге благодаря яркому современному дизайну и наличию эксклюзивного товара "здесь и сейчас".
Всегда предложат сюрпризы бутик CHERRY, сеть "Мега-Джинс", качественная одежда TomFarr, ювелирный магазин "Яхонт", российская сеть "Вестфалика", молодежный магазин "Твое", магазин парфюмерии и косметики "Эдем", модный магазин Zolla, бутик натуральной косметики GREEN HOUSE, брендовая одежда "Скандинавия" и, конечно, "Спортмастер". Ну и закрывает нишу самых востребованных услуг недавно открывшийся фитнес-центр NewArt Fitness, который предлагает сыктывкарцам занятия на тренажерах, которых нет ни в одном другом спортивном заведении города.