Новости Республики Коми | Комиинформ

В концертном зале "Сыктывкар" состоится беспрецедентная премьера театрализованной концертной программы "Komi.Folk"

В концертном зале "Сыктывкар" состоится беспрецедентная премьера театрализованной концертной программы "Komi.Folk"
В концертном зале "Сыктывкар" состоится беспрецедентная премьера театрализованной концертной программы "Komi.Folk"
logo
В концертном зале "Сыктывкар" состоится беспрецедентная премьера театрализованной концертной программы "Komi.Folk"
Фото Минкультуры Коми

2 декабря в 18:00 на сцене концертного зала "Сыктывкар" состоится беспрецедентная премьера театрализованной концертной программы "Komi.Folk". Режиссер Национального музыкально-драматического театра Семён Горчаков поведал историю своего творческого пути, а также рассказал о вдохновении на создание уникального театрализованного проекта и про знакомство с Театром Форсса, ставшим участником концерта.

- В 2017 году после завершения учебы на актерском факультете Театрального института им. Бориса Щукина вы вошли в труппу Национального музыкально-драматического театра Коми. За четыре года служения театру вы проявили себя не только в роли артиста, но и в качестве режиссера, представив зрителю семь успешных постановок. Скажите, что сподвигло вас самому создавать спектакли?

- Я изначально хотел быть режиссером. Однако, кто такой хороший режиссер? Это тот, кто знает творческую "кухню" изнутри: он понимает, как устроена работа машиниста сцены, художника-декоратора, звуко- и светорежиссеров, разбирается в драматургии и актерском мастерстве. Поэтому первым этапом моего погружения в мир театра на профессиональном уровне было обучение на актерском факультете. Сейчас же я уже заканчиваю кафедру режиссуры Щукинского училища.

IMG_0022.jpg

- Встречались ли вам люди, которые на вас очень сильно повлияли как на профессионала, артиста и режиссера?

- Безусловно, мой главный наставник и вдохновитель – это Светлана Гениевна Горчакова, художественный руководитель Национального музыкально-драматического театра республики. Ее поддержка, опыт и видение всегда помогают мне находить ответы на многие творческие вопросы.

Ключевую роль в моем становлении, как актера, сыграли мастера сцены – преподаватели Театрального института Бориса Щукина. Это мой мастер по актерскому мастерству Михаил Борисов. К сожалению, в прошлом году Михаил Борисович ушел из жизни. Это художественный руководитель курса по актерскому мастерству Владимир Сажин и доцент кафедры актерского мастерства Валерий Маркин. На режиссерском пути моим наставником стал Андрей Левицкий, врио заведующего кафедрой режиссуры Щукинского училища.

Если говорить в глобальном смысле, то меня безумно вдохновляют творческие проекты художественного руководителя Театра им. Е.Б. Вахтангова Римаса Туминаса, а также работы греческого режиссера Теодороса Терзопулоса. Мне очень импонирует его неповторимый стиль и видение роли древнего театра в современных реалиях.

- Вашим дебютом в режиссерской деятельности в Коми стал арт-рок мюзикл "Биармия". Вы выступили в качестве помощника режиссера Дмитрия Волкова. Спектакль был построен на основе коми фольклора. Спустя четыре года уже в качестве режиссера в преддверии празднования 30-летия Нацтеатра Коми вы представите публике театрализованную концертную программу "Komi.Folk". Скажите, взаимосвязаны ли эти проекты? Стал ли первый источником вдохновения для второго?

- Можно сказать, что первый является источником вдохновения для второго. "Биармия" – это современный мюзикл, который сохранил в себе сказочный ореол истории о героях, князьях, сказочных существах, населявших леса Великой Пармы, а также о любви и вечности. Однако "Komi.Folk" – это не просто музыкальный спектакль, но и большой творческий вызов для нашего театра. Мы с коллективом проделали масштабную работу: прочитали бесчисленное количество литературы и исторических журналов, изучили народную музыку, а далее – провели настоящую трансформацию, создав в итоге бешеный микс музыкальных стилей.

- Творческий проект "Komi.Folk" реализован совместно с Театром Форсса. Расскажите, как родилась идея творческой коллаборации?

- Это очень интересная, в каком-то роде мистическая история. Дело в том, что не мы их искали, а они нашли нас. В рамках Российско-Финляндского культурного форума мы подали заявку на грант для реализации театрализованной программы "Komi.Folk". Спустя некоторое время на нас вышел режиссер Театра Форсса, проявив желание стать частью проекта. Разумеется, мы согласились. Это невероятный опыт совместной творческой работы для наших театров.

Мы вместе обсуждали концепцию и построение концерта, выбирали материалы, которые станут фундаментом постановки. Признаться, мы нашли множество интересной информации и о наших народах. Например, когда-то давно мы жили на одной территории и говорили на одном языке.

- В каком формате будет проходить концертная программа?

- Изначально мы планировали провести онлайн-трансляцию между странами, но, к сожалению, международное интернет-соединение не совместимо с исполнением живой музыки. Поэтому артисты из Финляндии заранее подготовили видеозаписи своих номеров.

Мы надеемся, что в ближайшем будущем сможем сыграть на одной сцене с зарубежными коллегами. Кстати, в наших совместных планах – театрализованная программа о финской культуре. Уверен, это станет не менее грандиозным проектом!

- С какими сложностями вы сталкивались при разработке, а в дальнейшем и постановке проекта?

- Сложнее всего было найти время для совместных репетиций. Это ведь большой проект, который требует комплексной и систематической работы. Музыка, хореография, тексты, костюмы и декорации – все это мы создали на расстоянии более 3,5 тысяч км. Многие спрашивают нас про языковой барьер – как мы его преодолели? Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Сергея Габова, который приходил на каждую репетицию и переводил все наше взаимодействие.

Несмотря на то, что нам не удалось организовать совместный концерт в онлайн-формате, мы проведем прямую трансляцию в реальном времени для зрителей из Финляндии, а в наших социальных сетях представим парочку ярких музыкальных эпизодов.

IMG_9964.jpg

- Приоткройте занавес тайны, что станет главной особенностью проекта?

- Уникальность проекта – это творческий ансамбль, который сложился на пути синтеза музыки, хореографии и двух родственных языков, это бешеный микс стилей: народная песня плавно переходит в рок, потом в фанк, соул.... Такое переплетение жанров продолжается на протяжении всей программы, а в конце зритель вновь слышит народную песню. Это смотрится очень эпично – на одном дыхании!

- "Komi.Folk" — это третий проект, где вы используете музыкальные инструменты в живом исполнении. Скажите, насколько это важно для вас и почему?

- Когда ансамбль и артисты играют живую музыку – они находятся на одной волне. Фонограмма все-таки всегда существует отстраненно. Это немного бездушно, но имеет место быть. Однако для меня в приоритете живое звучание. Ансамбль может задать тот темп, который складывается здесь и сейчас от энергетики, формируемой в зале – от артистов, зрителей. И здесь вопрос веры – веры в силу сценического действа. Мы не скрываем, что мы в театре. Здесь артисты, которые проживают роли. Театр – это место, куда человек может прийти и забыть о своих проблемах, печалях и душевном грузе. Для кого-то спектакль может стать вдохновением на то, чтобы жить дальше. Я хочу подарить человеку момент волшебства, открыть ему мир мистики. Хочу, чтобы зритель вышел из театра и понял, как это здорово – жить.

- На ваш взгляд, что зритель откроет для себя в постановке "Komi.Folk"?

- Песни, задействованные в программе, известны каждому. Однако новый жанр способен раскрыть в них что-то новое и уникальное. Старшее поколение концерт порадует приятными воспоминаниями из прошлого, а для юных зрителей станет знакомством с культурой коми народа, но через призму современной музыки.

- Назовите три причины – почему зрителю стоит посетить спектакль?

Во-первых, вы обретете чувство открытия. Во-вторых, погрузитесь с головой в мир фантазий и мистики. В-третьих, получите неимоверное удовольствие от прекрасного звучания и сочетания голосов и инструментов как народных, так и классических.

  Ключевые слова: театр, постановка, горчаков