1 июня ГАУ "СПАС-Коми" регионального Комитета ГО и ЧС возглавил Олег Семушин, который около десяти лет проработал начальником Прилузского аварийно-спасательного отряда.
Олегу Семушину – 45 лет, женат, воспитывает трех сыновей. О том, как ему работается в новой должности, о задачах ведомства и буднях спасателей, он рассказал в интервью "Комиинформу".
- 1 июня вы возглавили ГАУ "СПАС-Коми". Кто предложил вам должность, и долго ли раздумывали над предложением, ведь жизнь в районе нетороплива, всё знакомо и понятно…
- Новую должность мне предложил председатель Комитета гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций по Республике Коми Александр Бурцев. Он является моим непосредственным начальником, а Комитет – учредителем ГАУ "СПАС-Коми".
Раздумывал ли я? Конечно, раздумывал. С утра задач нарезал спасателям и занимайся делами - организацией деятельности отряда, бытовыми вопросами, расширением отряда и прочим. Жене моей ничего не оставалось, как согласиться.
- А что-то останавливало?
- Многочисленные хлопоты. Это же целое учреждение, восемь отрядов. Хлопот здесь больше, чем в районе. Пока я переехал один, семья приедет в Сыктывкар в августе.
- Расскажите о супруге и сыновьях. Чем они занимаются?
- Жена работала директором школы села Объячево, она - учитель русского языка и литературы. Старшему сыну 22 года, среднему 19 лет, а младшему - 12. Старший окончил бакалавриат в Поволжском государственном университете. Его специализация связана с нефтегазопереработкой. Сейчас он пойдет в магистратуру. Средний учится в Марийском радиомеханическом техникуме на такой же специализации. Младший – в школе.
- В чем отличия "шефства" над одним отрядом и восемью?
- Хоть работы тут и больше, но она интереснее. Появляются новые задачи, проблемы, новые люди. А там в отряде за годы всё приелось. Стало скучно, не тот размах работы. Поэтому я и перешел. В моем подчинении сейчас 145 человек, в том числе 123 спасателя.
- Почему вы – человек с высшим юридическим образованием – стали пожарным, а затем спасателем?
- Высшее образование я получал заочно с 2003 по 2007 годы. А среднее юридическое образование получил в колледже Вятского государственного гуманитарного университета на факультете правоведения, когда еще работал во вневедомственной охране неаттестованным работником, то есть без погон, просто дежурным пульта централизованного наблюдения.
Затем начальник пожарного отряда №13 предложил мне пойти в пожарную охрану простым бойцом. Я отработал полгода. После Сыктывкарский учебный центр организовал курсы переподготовки младшего состава в средний. Я очно окончил 11-месячные курсы и получил звание младшего лейтенанта. Далее два года отработал начальником караула, тушил пожары, а после перешел в государственный пожарный надзор, где служил с 2004 по 2012 годы в должности дознавателя. Занимался расследованием пожаров и установлением их причин. В 2012 году пришел в "СПАС-Коми" на должность начальника Прилузского аварийно-спасательного отряда.
- В СПАС-Коми - восемь аварийно-спасательных отрядов. У нас 20 муниципалитетов. Этого достаточно на всю республику?
- Нет, конечно, недостаточно. Хотелось бы, чтобы в больших районах, далеких и проблемных, таких как Усть-Цилемский, где по весне села и деревни тонут, был спасотряд. Было бы неплохо сформировать там отряд, чтобы время оперативного реагирования уменьшилось, а нагрузка на спасателей сыктывкарского и ухтинского отрядов убавилась. Наши отряды прикрывают по несколько районов. Например, Прилузский отряд обслуживает свой район, а также Сысольский и Койгородский. Вот и представьте, 200 километров только до Койгородка надо ехать, а если работы проводить в лесном массиве? То прибавляются еще грунтовые дороги или по реке добираться надо.
- Чем спасатели занимаются в "несезон"?
- У спасателей нет "несезона". Допустим, весна – это половодье, река, лес, весенняя охота, рыбалка, хорошая погода... Как тут мужику дома усидеть? А отсюда и работа спасателям. То хмельные рыбаки-охотники лодку перевернут и висят на кустах в ледяной воде, то в лесу заблудятся. Кроме этого большая вода несет и другие проблемы. Это подтопленные дома и территории, а также отсутствие понтонных переправ и отрезанные большой водой населенные пункты. И везде нужна помощь спасателя. Лето – это купальный сезон, обследования пляжей водолазными специалистами, грибы-ягоды, а это поисково-спасательные работы в лесном массиве. Дорожно-транспортные происшествия происходят в любой сезон. Зимой больше задействованы северные отряды. Туристы ходят в горы и частенько не могут обойтись без помощи спасателя. Да и ДТП в зимний период, как правило, больше случается.
- А если нет вызовов, то чем отряд занят?
- Есть распорядок дня. С утра они должны заниматься профподготовкой.
- Это что, упал-отжался?
- В том числе. Это физическая подготовка, сдача нормативов, например, специальных, заключающихся в отработке по разборке аварийного макета машины. Затем горная подготовка, промышленный альпинизм. Техническая подготовка заключается в обслуживании и ремонте аварийно-спасательной техники, а также в работе с бензоинструментом и гидравлическим аварийно-спасательным инструментом.
А физическая подготовка – это упал, отжался, пробежался. Лыжи, волейбол, баскетбол. У спасателей всё расписано в тематическом плане. Ну, и хозяйственные дела никто не отменял. А это улучшение своих бытовых условий. Если они сами себя в отряде не обеспечат хорошими бытовыми условиями, то никто к ним не придет и не сделает этого.
- Получается, спасатель должен обладать несколькими профессиями…
- И чем больше у него дополнительных специальностей и профессий, тем больше шансов получить самый высокий класс – квалификацию спасателя. Это просто спасатель, спасатель третьего класса, второго и первого – высший класс, здесь предусмотрено наличие высшего образования, и спасатель должен пройти дополнительное обучение. Самое серьезное – это, конечно, спасатель международного класса.
- У нас такие есть?
- На сегодняшний день в Республике Коми спасатель международного класса только Андрей Лодыгин и тот сегодня живет за пределами региона.
- Как проходит обучение спасателей во время службы?
- Сначала спасатель проходит первичную подготовку в отрядах, затем происходит аттестация в Главном Управлении МЧС. Их аттестовывают на квалификацию спасателя, а в течении трех лет получают дополнительные профессии, это, допустим, водитель моторной лодки, водитель различных категорий от А до D, водитель самоходных машин различных категорий. Сварщик, штукатур, каменщик – всё идет в ход, в работе спасателя всё пригодится. Также проходят обучение по промышленному альпинизму.
- А водолазы?
- Обучение водолазов проходит в Москве. Оно дорогостоящее. Мы не можем обучить сразу десять человек, по одному-два водолаза в год. У нас сейчас работают 17 водолазов. Этого недостаточно.
- Раз спасатели обладают несколькими профессиями, то как складывается оплата труда?
- У всех, конечно, по-разному. Есть критерии оценки. Если спасатель у нас трудолюбивый, старательный, готов ехать на каждые поисково-спасательные работы, готов обслуживать технику, заниматься улучшением условий быта, кроме того, он успешно сдает профессиональную и физическую подготовку, то его зарплата в пределах 50 тысяч рублей. А если спасатель не аттестован и проходит первоначальную подготовку - около 30 тысяч.
- Это же мало…
- Мало. Вот и они говорят, что мало. Говорят, что больше надо.
- А зарплата начальников отрядов достойная?
- Их зарплата также различается и зависит от того, в каком состоянии находятся отряды. Если отряд "красивый и нарядный", как у начальников Прилузского, Ухтинского или Печорского аварийно-спасательных отрядов, то и зарплата у них где-то около 100 тысяч. А если он - "не очень", то тысяч 70. Всё зависит от подхода начальника отряда к делу.
- Во время поисков утонувшего ребенка в Ижемском районе произошел конфликт, спровоцированный местными жителями. Прокомментируйте, пожалуйста.
- Местное население вело себя крайне вызывающе. В хмельном состоянии, эти с позволения сказать, "товарищи" не давали спасателям ни работать, ни отдохнуть в ночное время. Дошло до того, что хотели спасателям палатку поджечь - головешки в палатку кидали, тарабанили по лодкам до раннего утра. А потом, когда с утра надо было искать тело ребенка, эти "товарищи" спят. Ребенка нашли - ни родственников, никого на берегу нет, зато всю ночь трепали нервы людям.
- Такие ситуации часто бывают, когда люди лезут с "добрыми советами"?
- Бывают такие ситуации, да. Иной раз приходится защищать спасателей с помощью полиции. Когда местные жители начинают проявлять свою излишнюю озабоченность, они тем самым только мешают. В Ижемском районе во время поисков ребенка, они пустили наплавную сеть, а дно там каменистое. Они этой сетью тело задели в яме, и оно ушло. Спасатели нашли мальчика в 500 метрах от места утопления. Местные начинают говорить: "Вы ничего не делаете, мы сейчас сами найдем". И начинают лодками ездить, делают только хуже. Тем самым время поисков увеличивается.
- А нельзя разве моторной лодкой пробурлить, чтобы тело поднялось?
- Так делают тогда, когда проходит много времени или после большой воды, когда тело замывается песком. Когда большая вода идет, тело на дне, его замывает песком, и оно может вообще не всплыть. Когда вода войдет в свои берега, вот тогда начинают катерами, лодками бурлить, чтобы размыть песок, и тогда тело уже поднимается. А если ребенок утонул, он легкий, лег на дно, через два дня всплывет. Водолазы, конечно, ищут, но в большинстве случаев люди не могут указать точное место утопления. Тело не сразу на дно падает, его в сторону течением несет и ко дну. Водолазы змейкой шире и дальше уходят вниз по течению. В большинстве случаев водолазы находят, но иногда нет, и тогда единственное что остается делать - ждать, когда поднимется тело.
- А на какой день поднимается тело?
- От трех до пяти и в зависимости от температуры воды. Если она холодная, то тело и две недели там пролежит.
- Спасатель должен быть стрессоустойчивым и не терять себя в страшных ситуациях. Но если спасатель плачет, лично вы это расцениваете как его неравнодушие или как профнепригодность?
- Я таких спасателей не встречал, которые плачут. Спасатели после нескольких лет работы становятся немного циничными и к неприглядным телам, например после ДТП, они равнодушны. Это для них работа.
- А цинизм не говорит о низкой стрессоустойчивости?
- Возможно. Но всё дело – в привычке. Я почти десять лет в "СПАС-Коми" и видел многое: и разорванные тела, объеденные медведями, и погибших детей… Но всё равно, когда поднимают с реки ребенка, у меня внутри всё начинает щемить. Детей жалко, хоть и давно ты работаешь и многое повидал... Погибший взрослый человек не вызывает таких чувств, как мертвый ребенок. Если пьяные тонут или наркозависимые в поисках закладки в лесу теряются, их не жалко. А вот ребенок, беззащитное существо, ни в чем не виноват.
- В силу своей работы спасатели, полицейские, журналисты становятся циничными. Это хорошо или плохо?
- Отчасти, хорошо. Они настроены на выполнение работы, а не на "сидеть, горевать и сожалеть". У нас была ситуация, когда спасатель с моего отряда выехал на ДТП. Приехал, видит - машина всмятку, внутри три тела, а один из погибших – его брат-близнец. Он мне звонит, говорит: "Тут мой брат". Я ему говорю: "Эмоции в сторону. Дело делай, потом погорюем вместе". Всё. Они машину вытащили, тела извлекли, потом уже у него руки затряслись и губы задрожали.
- Чаще всего на какие вызовы выезжают спасатели?
- За прошедшую неделю большинство вызовов были связаны с работами природного характера: поиск утонувших, поиск в лесу. Это то, что касается поисково-спасательных работ. Но есть еще работы бытового характера. Так, из 70-и выездов за неделю 30 – работы бытового характера.
Начальники отрядов на место происшествия также должны выехать, когда два и более погибших или когда в маленьких отрядах не хватает личного состава. Когда работал в Прилузье, то выезжал неоднократно. Я больше старался ездить на поисково-спасательные работы в лесу, на реке, потому я охотник и рыбак и знаю реки и тайгу в округе. Или вот ДТП. Помните, когда в Чукаибе лесовоз автобус в кучу собрал? Дети ехали, спали, к окошку прислонившись, и по этой стене он прошелся….
Был еще случай. Мы приехали на ДТП, мужик врезался в бордюр как-то, машину как кусок мяса на шампур насадил. И ногу ему полностью оторвало. Мы приехали, он лежит в сознании, а у него фонтан крови бьет. Буквально две минуты и всё - ушел…
- Говоря о личных и профессиональных качествах спасателя, вы какого человека не возьмете к себе на работу?
- Сначала отправлю на медосмотр. Психологического тестирования у нас нет. Поэтому "тестирование" проводит сам начальник отряда глядя в глаза кандидату, предпочтение отдают крепким парням. Ум, сила, воля плюс характер - основные черты спасателя.
- Текучка есть?
- В связи с тем, что зарплата не всех устраивает, то небольшая часть кадров оттекает. Но есть и много желающих прийти на работу, не всех, но мы вакансии стараемся заполнять. Очень плохо с кадрами на северах, где есть нефть и газ. Зачем работать за 30 тысяч, когда можно вахтой 80 тысяч заработать.
- Жара в Коми и радует, и страшит статистикой погибших на воде. Тонут и взрослые, и дети. Что бы вы посоветовали родителям?
- За детьми нужен пригляд. Если у тебя есть ребенок, который не умеет плавать, то либо иди с ним на реку и сиди на берегу, смотри за ним в оба глаза, или вместе с ним купайся. Все эти трагические случаи произошли из-за безнадзорности. А вообще детям с малых лет надо прививать не боязнь воды и ее всяческого опасения, а уважительное отношения к реке, к лесу. Наша северная природа не прощает бесшабашного к ней отношения, какой-то бравады. И об этом должны помнить как взрослые, так и дети.