Трехчасовое удовольствие получили зрители театра оперы и балета Коми на премьере "Сыктывкарса тулыс". 10 апреля в столице Коми искушенная публика стала свидетелем очередного эксперимента. На сцене театра прошла классическая "Фиалка Монмартра" в молодежной "одежде".
Свидетелем эксперимента стал театровед, критик музыкального театра, обозреватель Дмитрий Морозов, который сегодня находится в статусе одного из самых авторитетных в стране критиков и принимает участие в экспертных советах престижных театральных конкурсов.
Д.Морозов впервые посетил Сыктывкар по приглашению Союза театральных деятелей РФ и Коми, но уже давно знаком с режиссером театра оперы и балета Коми Ильей Можайским. А вот сам театр стал для эксперта открытием.
Поприветствовал зрителей и коллектив театра министр культуры, туризма и архивного дела Сергей Емельянов.
Режиссер еще в преддверии фестиваля предупредил, что мюзикл будет очень современным, в том числе благодаря костюмам. Интерпретация спектакля направлена на молодежь.
"Чтобы спектакль понравился зрителю, нужно учитывать современную жизнь, - отметил И.Можайский. - Естественно, мы искали современный ключ к спектаклю. Поэтому будет интересное оформление. Именно поэтому мы привлекли балетмейстера из Москвы Андрея Альшакова. Некоторые номера решены в плане брейк-данса. Над спектаклем работала очень дружная команда. И это важно, потому что мы повезем постановку в Москву, а там очень требовательные критики и публика".
Отвечая на вопрос, не сталкивается ли театр с сопротивлением, создавая современный продукт, И.Можайский рассказал, что современное прочтение - действительно очень большая проблема. И часто оно заканчивается тем, что в погоне за временным решением рушится музыкальная драматургия.
"Я отношусь к тем режиссерам, которые очень бережно относится к музыкальному материалу. Обертка должна быть современной, а музыкальная основа должна оставаться. Язык должен быть современным, а драматургию необходимо сохранять. Это непросто. Сегодня модно стало переоркестровывать музыкальный материал. Это тоже не совсем правильно. Поэтому наш оркестр звучит очень современно, но оркестровка оригинальная и принадлежит Кальману".
Что получилось в итоге - в репортаже "Комиинформа".
С первых минут зрители заметили, что в зале больше нет оркестровой ямы, а музыканты находятся на сцене. Зал с нетерпением ждал дирижера Романа Денисова. Но то, как маэстро предстал перед публикой, ошарашило всех. Р.Денисов в течение трех часов спектакля успел побывать пожарным, помощником миллиардера, товарищем бедных студентов и даже пустился в пляс.
Зрители торжествовали.
Еще одним подарком стало возвращение на сцену звезды театра Елены Лодыгиной, которая по сюжетной линии соревновалась с обожаемой публикой Сыктывкара Анастасией Морараш.
Юность стала "главным героем" спектакля, юными и задорными предстали даже акулы театра. А приправа из тонкого юмора сделал произведение приятным на вкус.
Эксперимент получился очень тактичным, как и обещал И.Можайский. Зал аплодировал стоя.
На что обратил особое внимание эксперт Д.Морозов, "Комиинформ" выяснил после спектакля. Критик уже повидал с десяток "Фиалок"
По словам театроведа, сыктывкарская постановка получилось достойной: "Очень живой спектакль. При этом, что приятно - с одной стороны он не провинциальный. В нем нет часто присущего опереточным спектаклям дурновкусия. С другой стороны сохранен дух жанра. Единственное противоречие - современные костюмы, но классическая пьеса".
По словам Д.Морозова, театр мог пойти дальше в своем эксперименте и наряду с современными костюмами изменить акценты.
Впрочем широкому зрителю задумываться об этом некогда.
"Хороший актерский ансамбль, есть очень яркие работы. Я думаю, для театра оперы и балета Коми это успех. И спектакль будет пользоваться зрительским успехом. Вполне вероятно, что хорошо его примут и в Москве, где сейчас с "Фиалкой" не очень хорошо. Тот спектакль, что шел с начала 2000-х годов был не совсем "Фиалкой" Кальмана, там была радикальная аранжировка. А тут максимальная близость к кальмановскому музыкальному материалу. Я специально выяснял у маэстро - партитура европейская, это не наши самоделки", - заметил эксперт.
Оценивая стремление театра к экспериментам в целом, Д.Морозов пояснил, что это вполне естественно и закономерно. Но сказав "А", театр должен сказать "Б", то есть вносить что-то современное и в драматургию. Для этого не требуется много усилий.
Публика, по словам критика, уже давно не воспринимает какие-то исторические моменты, либо зритель не знает историю, и ему ни о чем не говорит происходящее на сцене.
"На наших глаза ушли те поколения, которые были в теме. Поэтому режиссер ищет такие темы, чтобы оказываться на одной волне со зрителем, ищет то, что будет волновать, привлекать. Это всеобщая тенденция. Она охватывает все театры. Другое дело, что у нее есть свои издержки: есть удачные вещи, а бывают невпопад, потому что при любых изменениях все-таки важно сохранить характер материала. Если все перевернуть с ног на голову, это работать не будет. А в музыкальном театре музыка диктует основные акценты и настроения".
Интересно, что в Сыктывкаре сегодня есть зрители, которые требуют сохранения и бережного отношения к классике. Как заметил Д.Морозов, такую публику можно найти и в Санкт-Петербурге, и в Европе.
И вот в таких условиях есть театры в России, которые пытаются работать для разной публики, есть театры, которые работают только на публику, а есть и такие, кто держит свою линию, нравится это кому-то или нет.