Минфин Коми поддержал инициативу депутатов Госсовета РК по внесению изменений в федеральное законодательство в целях увеличения доходов бюджета республики.
Напомним, речь идет о налоговых поступлениях из федерального бюджета в бюджеты субъектов, в частности, это касается налога на прибыль организаций, НДПИ и акцизов. Также Госсовет предлагает передать часть полномочий регионов на федеральный уровень и поднять вопрос о возмещении выпадающих доходов в связи с падением цен на углеводороды.
Сегодня в Госсовете состоялось рабочее совещание, посвященное подготовке предложений по внесению изменений в федеральное законодательство в целях увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как было отмечено на совещании, около 70% субъектов страны закончили "пандемийный год" с дефицитным бюджетом, и республика вошла в десятку таких регионов.
Вопрос о республиканском бюджете в Госсовете РК поднимают все партии. Говоря об экономической составляющей региона, есть такой путь решения как создание свободной и привлекательной экономической среды, когда бизнесу выгодно работать и налоги пассивны. Еще один вариант: максимальное привлечение в регион федеральных средств.
Политические партии в парламенте попросили "убрать мечи в ножны" и использовать свои партийные ресурсы для привлечения средств в республику.
Госсовет планирует выйти с обращением в правительство РФ для того, чтобы распределение НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых - прим.ред.) и налога на прибыль оставались в большем количестве в республике. По НДПИ предлагается 5%, а по налогу на прибыль – 1%.
Министр финансов РК Галина Рубцова подчеркнула, что налог на прибыль в размере 1%, который направляется в фонд предоставления дотаций, для федерации станет существенным минусом, но для республики это порядка одного миллиарда рублей.
В Коми образовались колоссальные выпадающие доходы, регион недополучил 13,7 млрд рублей, из них федерация компенсировала 8,9 млрд рублей, а остальное Коми заимствовала.
"В сложившейся ситуации мы поддерживаем данную инициативу в части налога на прибыль", - завила глава Минфина. Относительно НДПИ в размере 5% - министерство также поддерживает идею в связи с падением налоговой базы в республике.
При этом максимальное количество перераспределения – 50 на 50, о котором ранее заявлял депутат Олег Михайлов, недопустимо.
По словам Г. Рубцовой, это существенный норматив, а задача федерального бюджета состоит в выравнивании.
"Мы не можем забрать такую львиную долю. Это коснется всех регионов - и Ханты-Мансийского округа, и НАО… Там колоссальные суммы. Мы просим лишь вернуть обратно нам 5%, учитывая складывающуюся ситуацию", - подчеркнула министр финансов.
Относительно акцизов на топливо министр отметила, что сейчас размер поступающих региону средств составляет порядка 2,3 млрд рублей.
"Но процентовка у нас возрастает и к 2024 году достигнет 100%. Если выходить с инициативой сейчас, то это коснется только 2023 года. Мы не поддерживаем инициативу по акцизам на топливо. Один год – смысла нет. Разница в 10%", - уточнила Г. Рубцова.
По вопросу об акцизах на табачную продукцию Минфин РК ситуацией не владеет. Однако на федеральном уровне Министерство эту проблему поднимало не первый год.
"Механизм самого распределения очень сложен, но тема обсуждается не первый год. Есть ли смысл – надо смотреть", - отметила Г. Рубцова.
По мнению депутата Николая Братенкова, республика должна "не просить, а требовать" с федерации. Предложение коммуниста О. Михайлова о распределении 50 на 50 он считает правильным.
"Для Госдумы это покажется дикостью и не дадут 50, и 10 не дадут, но это требование надо выдвинуть", - считает депутат.
Председатель комитета по бюджету и экономической политике Госсовета Коми Степан Чураков напомнил Н.Братенкову, что ранее Госдума отвергла законопроект о распределении 30 на 70, и сейчас время терять не надо, выдвигая такие требования. Это вопрос постепенных шагов, заявили на совещании.
Вице-спикер Госсовета Валентина Жиделева отметила, что предложение О. Михайлова и вовсе имеет 20-летнюю давность. Эту систему распределения налогов разрабатывали в 1990-х годах.
"Думая о том, что мы обратимся, и все наши проблемы будут решены, это не так, - предостерегла В. Жиделева, отвечая на реплику Н. Братенкова. – Давайте сосредоточимся на реальном. Нам надо думать о том, какие производства открывать, создавать рабочие места, и тогда решатся проблемы. Нет панацеи в распределении 50 на 50".
Зампред парламента Владимир Косов согласился с В. Жиделевой, заявив, что создавать надо предприятия, которые будут работать, а нефть и газ сегодня есть, а завтра могут и не быть.
"И тогда 50% покажутся нам ничем", - резюмировал депутат.
Председатель Госсовета РК Сергей Усачёв идею Н. Братенкова назвал "красивым политическим лозунгом". Он дал свою оценку инициативе о перераспределении поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в пропорции 95/5.
Спикер парламента отметил, что такой подход уже применялся до 2008 года, но из-за экономического кризиса вопрос был пересмотрен.
"Межбюджетные отношения – очень серьезная тема, которая подвергается проработке на уровне научных институтов. Поэтому система 95/5 уже доказала свою эффективность и была вполне обоснована в части сбалансирования бюджета. Мы понимаем, что и сейчас не самое лучшее время для экономики страны, но всё же такое предложение будет достаточно правильным решением" - подчеркнул С. Усачёв.
Он добавил, что перераспределение поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в пропорции 95/5 позволит привлечь в республику около семи млрд рублей. Более того, парламентарии хотят заручиться поддержкой коллег по парламентской Ассоциации Северо-Запада и лоббировать вопрос через депутатов от Коми в Госдуме и сенаторов.
Помимо этого, он назвал приоритетным направлением по наполнению бюджета – реализацию инвестиционных проектов, создание новых производственных объединений и рабочих мест.