В 2020-2021 году на базе Дома научной коллаборации им.Валентины Витязевой в Сыктывкарском госуниверситете стартовал образовательный проект по аэроробототехнике.
Направление реализуется в рамках дополнительного образования. Сыктывкарские школьники 5-11 классов на базе опорного вуза учатся не только управлять беспилотными аппаратами, но и собирать их "с нуля" и программировать автономные полеты.
Для занятий в университете создана современная материальная база: компьютерные классы с необходимым программным обеспечением, робототехнические наборы и конструкторы, 3D-принтеры, паяльные станции, наборы контроллеров, различных датчиков и многое другое.
Как рассказал "Комиинформу" доцент кафедры общетехнических дисциплин и методики обучения технологии Михаил Китайгородский, дети знакомятся с квадрокоптерами, конструируя простые дроны из наборов за несколько занятий.
"Собрать квадрокоптер — мало, мы ставим задачи его настроить для выполнения полезных задач. Школьники сами учатся настраивать передатчик с летательным аппаратом. Учитывая, что в аудитории несколько квадрокоптеров, то каждый пульт управления должен быть настроен индивидуально для каждого дрона", - пояснил М.Китайгородский.
Педагог также сообщил, что создание автономных роботов и управление ими — это большая работа, требующая от детей определенных знаний. Учащиеся должны уметь запустить двигатель, чтобы аппарат в дальнейшем взлетел, а потом сделать так, чтобы он выполнил задачу и приземлился.
"В дальнейшем учащиеся будут подключать к дрону различные датчики, позволяющие определять объекты и контролировать высоту, чтобы дрон мог преодолевать препятствия. Задачи могут быть разными, например, квадрокоптер может определить предмет по QR-коду, захватить и переместить его", - поделился преподаватель.
Во время занятий дети получают навыки в электронике, механике, химии и физике. Юным инженерам нужно знать, как выполнять сборку дрона, безопасно работать с литий-полимерными аккумуляторами и многое другое.
"Для достижения задач мы даем теоретические основы аэронавигации, авиамоделирования и других наук, в том числе и программирования. С помощью программ можно управлять и другими машинами, но в аэроробототехнике из-за того, что дрон должен перемещаться по воздуху, выполнять задачи сложнее", - считает М.Китайгородский.
Собеседник "Комиинформа" также заметил, что собрать квадрокоптер сегодня можно с нуля, все комплектующие доступны в интернет-магазинах. И даже если пока сложно сказать, продолжат ли ученики ДНК имени Витязевой заниматься аэроробототехникой в будущем, но инженерное мышление, навыки сборки, умение паять, программировать останутся с ними на всю жизнь.
Сейчас квадрокоптеры и роботы используются на производствах, в поисково-спасательных операциях, а также в топографии, науке и культуре.
Ключевой центр развития детей "Дом научной коллаборации имени В.А. Витязевой" открылся на базе Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" нацроекта "Образование".
Со 2 сентября 2019 года школьники 5-11 классов могут записываться на программы "Урок технологии", "Ведение в микробиологию", "Робототехника", "Медиаобразование в XXI веке: СМИ по-взрослому", "Программирование на С++", "Разработка компьютерных игр и мультимедиа" и "Микробиология, биотехнология и клеточная инженерия". Все занятия ведут востребованные преподаватели, ведущие специалисты университета.
Педагоги проходят здесь обучение на современном оборудовании по дополнительным программам повышения квалификации в рамках проекта "Педагог К-21", направленного на развитие компетенций XXI века.
Для детей запись на обучение в ДНК им. В.А. Витязевой осуществляется на Портале персонифицированного дополнительного образования Республики Коми (ПФДО), для записи необходимо иметь Сертификат дополнительного образования детей.
В 2020-2021 учебном году открылись новые направления: аэроробототехника, микробиология для второго года обучения, обновилось содержание программы "Урок технологии", на которой обучаются учащиеся общеобразовательных организаций города, не имеющие возможности посещать урок технологии в своих школах. Виртуальная и дополненная реальность, 3d прототипирование, разработка игр и приложений, программирование на различных платформах – вот современные направления модулей технологического образования.
Спрос на программы ДНК высок, и несмотря на то, что в центре сегодня обучается более 400 детей, поступает много запросов от родителей на открытие новых направлений и дополнительных наборах.