Полицейские УМВД России по городу Сыктывкару предупреждают: в столице Коми отмечается рост преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.
Так, с начала 2019 года зарегистрировано 605 (466) заявлений о мошенничествах с использованием современных платежных систем, что на 29,8% больше чем в прошлом году.
В дежурную часть полиции ежедневно обращаются обманутые граждане. В настоящее время преобладают четыре способа мошенничеств.
Наиболее распространенными являются следующие:
1. В сети интернет размещена информация о купле-продаже товара, оказания какой-либо услуги. Примерно в 30% случаев (174 сообщения) граждане обращаются в полицию при использовании популярных сервисов бесплатных объявлений. Основной упор преступники делают на низкую цену. Как правило, это товары либо услуги повышенного спроса (недвижимость, автомобили, запчасти к ним, услуги по сдаче в аренду жилья и т.д.). Мошенники просят провести предоплату или внести задаток, после получения которого перестают выходить на связь. Также существует и обратная схема, когда мошенник под видом покупателя, узнает конфиденциальные данные банковского счета продавца и похищает деньги.
2. Популярными остаются мошенничества от имени работников банка под предлогом предотвращения неправомерного списания денежных средств. Подобных фактов зарегистрировано 111. Злоумышленники под разными предлогами входят в доверие граждан, после чего потерпевшие сами осуществляют переводы значительных сумм на указанные им под диктовку счета или предоставляют доступ к банковским картам, назвав все данные.
3. Взлом страниц в социальных сетях (76 факта). Заявителю поступает сообщение от лица, который имеет статус "друга" в социальной сети с просьбой о передаче денег в долг. Пользователь, не убедившись в действительности поступившего обращения, не сделав телефонный звонок своему другу или родственнику, передает денежные средства.
4. В общем массиве зарегистрированных преступлений следует выделить такую категорию, как выплата или получение выигрыша, приза, компенсации или дополнительной доплаты (77 фактов). Мошенники в таких случаях представляются сотрудниками правоохранительных структур, а также иных государственных или муниципальных органов и служб. Войдя в доверие к собеседнику, преступники получают личные данные, номера счетов и другую аналогичную информацию, необходимую для осуществления несанкционированного списания.
Набирает активность новый способ - звонки жителям с абонентских номеров банковского сектора. В этих случаях номера телефонов, с которых звонят злоумышленники, полностью совпадают с официальными номерами телефона банков, указанных на сайтах и банковских картах пользователей. Так, в течение февраля и марта зарегистрировано множество мошенничеств с использованием "подменных" номеров ПАО "Совкомбанк", в результате которых осуществлено списание денежных средств с карты "Халва".
Сложность в раскрытии и расследовании вышеуказанных преступлений состоит в том, что они совершаются на территории других регионов России, либо в странах ближнего зарубежья, что значительно усложняет деятельность сотрудников правоохранительных органов по установлению обстоятельств совершения преступления.
Как уберечь себя от мошенников:
- При обращении к услугам интернет-магазинов необходимо ознакомиться с отзывами о нем в сети интернет и у своих знакомых. При покупке и продаже товаров по объявлению необходимо производить расчеты только после получения товара.
- Игнорировать звонки и сообщения о том, что вам положена какая-либо денежная компенсация в обмен на перевод денежных средств на расчетные счета.
- Получив сообщение о блокировании банковской карты, не звонить на номер, указанный в СМС-сообщении, а при разговоре с якобы "операторами банка" не сообщать пароль карты, реквизиты и свои персональные данные.
Сотрудники полиции реализуют новые методы борьбы и профилактики с мошенничествами. Но главное "оружие" в этом противостоянии – бдительность самих граждан.