Журналиста "Комиинформа" этапировали в СИЗО. Примерить на себя роль подозреваемого и проехаться в действующем автозаке общественники, представители ОНК и корреспонденты смогли благодаря пресс-туру, организованному УФСИН Коми в тесном взаимодействии с Управлением по конвоированию и следственным изолятором № 1.
Как сообщили "Комиинформу" в ведомстве, в 2018 году на территории республики было отконвоировано 22480 человек осужденных и содержащихся под стражей, это на 8,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Самыми распространенными жалобами на перевозку в автозаках и спецвагонах, о которых писали СМИ, являются тесное пространство, превышение числа конвоируемых в одной камере, темнота и духота.
По информации Сыктывкарского горсуда, представленной "Комиинформу", в 2017 году в суд поступило одно дело о ненадлежащих условиях этапирования в спецвагоне. В 2018 году таких исков было уже четыре. Все они имели одинаковые основания.
По словам этапированных, вагон был переполнен. Один из заявителей сообщил, что в вагоне вместо пяти человек по нормативу перевозили 8-10 человек, другой сообщил о 12 этапированных в одном вагоне.
Также люди заявляли о том, что им не выдали матрасы, не было освещения, отсутствовали краны с питьевой водой.
Все дела Сыктывкарский суд рассмотрел и доказательств приведенных доводов не нашел. Ряд решений прошел проверку в Верховном суде Коми, который поддержал сделанные выводы.
Сосногорский и Воркутинский суды за 2018 год вообще не рассматривали дела, связанные с жалобами на неудовлетворительные условия перевозки осужденных и задержанных в автозаках и спецвагонах.
Как сообщили в МВД Коми, жалоб на условия перевозки в спецавтомобилях в 2018 году и в 1 квартале 2019 года в территориальные органы МВД по Республике Коми также не поступали. При этом информация о количестве спецавтомобилей в территориальных органах МВД Коми относится к сведениям ограниченного распространения.
В каких условиях все-таки перевозят людей в Сыктывкаре, оценили журналисты и общественники в тесном взаимодействии с УФСИН.
Как рассказал старший инспектор отдела организации службы по конвоированию УФСИН Коми Игорь Сорвачев, с 1991 по 2013 год в России для перевозки подозреваемых и осужденных использовался автомобиль на 21 посадочное место в двух многоместных и одной одиночной камерах с высотой потолка 160 см, а также освещением от ламп накаливания.
Сегодня эти автомобили используются в учебных целях. А в ведении регионального УФСИН имеются 20 автозаков на 32, 15 и 7 мест, два из них предназначены для перевозки инвалидов. Последние дислоцируются в Ухте и Микуне. Кроме того, контингент этапируют спецпоездом.
Новые машины – это высокотехнологичные герметичные кунги, работающие абсолютно автономно: все системы продолжают функционировать, даже если автомобиля сломался. Они оборудованы системой отопления, принудительной вентиляционной системой и системой кондиционирования воздуха.
Также перевозимые лица обеспечены питьевой водой. Имеется кабинка с биотуалетом. К условиям комфорта добавились высокие потолки и полноценное освещение – сверху и под лавками.
Кроме этого, новые спецавтомобили защищены от проникновения выхлопов внутрь машины.
Интересно, что вещи подозреваемых и осужденных перевозят отдельно, в специально выделенном для этого транспорте. В актозак человек берет только самое необходимое, что позволяет избежать тесноты.
Перед убытием в рейс все системы жизнеобеспечения проверяют. В случае неисправности специальный автомобиль заменят.
По словам И. Сорвачева, планомерное обновление парка автомобилей в Управлении по конвоированию проводится с 2011 года. И сегодня они отвечают требованиям времени. Именно поэтому приоритет при перевозке людей отдается не спецпоезду, а именно машине.
Полная загрузка автомобиля требуется раз в год или реже. Автозак в Сыктывкаре делает один рейс в день и перевозит 2-5 подозреваемых или осужденных.
Высокое качество современных спецавтомобилей из России оценивают и за рубежом. На днях пять спецавтомобилей, произведенных в исправительной колонии № 7 УФСИН России по Республике Башкортостан (г. Мелеуз), передали в Кубу.
Чтобы участники пресс-тура смогли на себе оценить, как происходит перевозка, их заперли в камерах и повезли в СИЗО №1. На выходе "пассажиры" сошлись во мнении, что поездка в автозаке оказалась намного комфортней, чем в пассажирском автобусе в час пик.
На каждого участника подготовили личные дела заключенных под стражу. Одному из гостей "посчастливилось" посидеть в так называемом "стакане". В этой одиночной камере людей перевозят только в черте города.
Каким бы ни был автомобиль — серого или оранжевого цвета, высокий или низкий, с печкой или без, человеку все равно хочется скорей оказаться на свободе.
Как отметила Е.Щербина, задача общественников встать на сторону попавших за решетку и вывести на конструктивный диалог с ведомством, добиться справедливости. Но с критическими ситуациями зампредседателя ОНК не сталкивалась, сотрудники ФСИН грань человеческого отношения не переступают.
Председатель Общественного совета при УФСИН Коми Любовь Максимова отметила, что жалобы от людей действительно поступают. Обоснованных и требующих вмешательства — единицы, остальным рекомендуют как лучше поступить в его ситуации.
В адрес Общественного совета жалоб на перевозку вообще не поступает. И представители Совета очень удивились, когда в прессе вышла информация о том, что недовольные перевозками люди идут в Европейский суд по правам человека.
В завершение пресс-тура участники попали в СИЗО №1. "Гостей" поместили в камеру в сборном отделении. Там человек проводит не больше суток: около четырех часов, поэтому она не предназначена для размещения личных вещей. "Подозреваемые" получили матрасы, подушки, постельное белье, новые полотенца и смогли отдохнуть на железных койках.
Ярким финалом пресс-тура стал сытный горячий обед. Еду гостям передавали как полагается: в металлической посуде через форточку для передачи пищи (кормушку). В этот день арестантов кормили щами, тушеной картошкой с мясом, белым хлебом собственного изготовления и сладким чаем. Участники пресс-тура отметили, что в СИЗО отлично кормят.
Как отметила в завершении пресс-тура Е.Щербина, сегодня вектор проблем в УФСИН серьезно сместился. Напряженная ситуация, связанная с перевозкой людей в автозаках, устранена. И теперь нужно думать не о том, как доставить человека в СИЗО или колонию, а о том, как и где он будет жить и работать после освобождения.