Специалисты управления образования по поручению руководителя администрации Воркуты Игоря Гурьева проанализировали недостатки и преимущества введения пятидневной учебной недели в образовательных учреждениях города.
Напомним, родители и школьники на странице мэра в феврале подняли вопрос о необходимости введения пятидневной системы обучения.
Главный аргумент – повышенная утомляемость и детей и родителей на Крайнем Севере в условиях долгой полярной зимы. Однако, несмотря на однозначные результаты онлайн-голосования в соцсетях (более 90 процентов "за" пятидневную систему обучения, участие в голосовании принимали и школьники), у многих родителей нашлось большое количество аргументов "против".
Главный вывод, который сделала мэрия: решение о введении пятидневной системы вправе принимать каждая школа по отдельности на основании ст.28 ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2019 с учетом с учетом мнения всех сторон – учащихся, родителей, педагогов. Т.е. данный вопрос могут поднять школьные комитеты на общем собрании родителей.
Обсуждение должно проходить локально с учетом многочисленных аргументов "за" и "против" и специфики образовательной программы отдельной школы, ее географического положения (город, поселки), состава и численности педагогического коллектива, численности детей и мнения самих родителей, законных представителей.
Мэрия Воркуты представила основные положительные аргументы, а также риски, которыми родители смогут оперировать при обсуждении вопроса в будущем.
Положительные аспекты перехода на пятидневку:
1. Уменьшится максимально допустимая недельная нагрузка у учащихся.
2. Увеличится время для общения учащихся с родителями за счет субботы (плюс воскресенье). Пятидневка позволит отдохнуть детям перед новой учебной неделей,сделав все уроки на понедельник в субботу, чтобы не тратить на это время в воскресенье.
3. Увеличится количество выходных дней у работников школ – суббота, воскресенье. Надо признать, нагрузка на многих из них серьезная. За два выходных дня отдых педагогов будет более полноценным и качественным, что положительно скажется на качестве образовательного процесса и предотвратит риск профессионального выгорания.
4. Переход на пятидневную учебную неделю не влияет на расчет объема субвенций города Воркута – за счет них из республиканского бюджета выплачивается заработная плата (с начислениями) коллектива общеобразовательных организаций (более 710 млн рублей в год).
5. Теперь о деньгах местных налогоплательщиков. Произойдет уменьшение расходов на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение). Эти расходы ложатся на муниципальный бюджет. В случае введения пятидневки экономия составит порядка двух млн рублей в год. Из-за малокомплектности в Воркуте вынужденно закрываются школы последние 30 лет.
6. Сокращение расходов на организацию горячего питания в школах в год. Республиканский бюджет сэкономит около 4,3 млн рублей, местный – около трех млн рублей. Работники отрасли школьного питания также потеряют в зарплате.
7. Проблема занятости в субботу детей дошкольного возраста работников общеобразовательных организаций будет решена за счёт выходного дня родителя. А всего работников общеобразовательных организаций в Воркуте 1 046 человек.
Отрицательные аспекты перехода на пятидневную учебную неделю:
1. Возможно:
- сокращение численности учителей изобразительного искусства, музыки, физической культуры за счёт перераспределения нагрузки учителям начальных классов;
или
- перераспределение в связи с сокращением нагрузки учителям начальных классов часов изобразительного искусства, музыки, физической культуры и соответственно снижение уровня заработной платы учителей-предметников.
2. В среднем при 30 актированных днях (средняя цифра за учебный год) учителям необходимо сокращать изучение тем учебных предметов, используя для этого пять дней в неделю, при этом выполнять требование законодательства по предоставлению качественного обучения. В итоге школы будут вынуждены изменять календарный учебный график, продлевая учебный год, с целью выполнения программы в полном объеме.
3. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (из семей, имеющих статус "малоимущие" – 279 учащихся), признанных решением Совета школы, нуждающимися в дополнительных мерах социальной помощи (547 учащихся), с туберкулёзной интоксикацией (35 учащихся), учащиеся с ОВЗ (129 учащихся), не смогут в субботу получать в школе горячее питание. Детей, бесплатно питающихся в школах – 990 человек.
4. В учебном плане школы при пятидневной учебной неделе:
- во всех классах произойдет уменьшение на три часа кол-ва часов учебного плана. Тем самым не остаётся часов для ведения факультативов и элективных курсов, расширяющих знания по предмету и обеспечивающих подготовку к ГИА.
- сократится количество предметов углубленного уровня на профильном обучении (10-11 кл.).
- образовательные учреждения не будут передавать учебные часы школе №26 на Технологию (там ведется профессиональная подготовка).
5. Более подробная статистика: в течение трех лет произошло увеличение актированных дней с 24 до 38 дней для 1-5 классов, с 8 до 13 дней для 5-8 классов. 8%, 13%, 16% соответственно актированных дней приходится на субботу. 38 актированных дней составляет потерю пяти учебных недель в начальных классах. Больше месяца дети не учатся. В теории в соответствии с законодательством образовательное учреждение вправе продлить учебный год на эти пять недель (до 1 июля), чего никогда не происходило. Не стоит также забывать о карантинных днях.
6. Получается, что для выполнения федерального учебного плана субботние часы придется перераспределить на пять учебных дней. От этого, увы, не уйти. После уроков и внеурочной деятельности в школе учащимся позднее придется посещать дополнительные занятия или кружки, а после этого делать домашнее задание. Т.е. при пятидневке у учащихся увеличится учебный день. Тем более, не все учащиеся способны плодотворно работать на 5, 6, 7-ом уроке.
7. В Воркуте 8602 школьников, часть из которых, нужно понимать, в субботу выйдет на улицы. Не все родители в субботу готовы заниматься развитием детей и осуществлять контроль их занятости. Тем более остро стоит вопрос безопасности детей в условиях маленького посёлка, где нет возможности организовать полноценный досуг подростков вне школы. Дополнительное свободное время может привести часть учащихся и к совершению противоправных действий.
8. В случае если изменение учебной нагрузки приведет к тому, что учитель будет осуществлять трудовую деятельность на не полную ставку – работник теряет право на досрочное назначение "северной" и "педагогической" пенсии.
9. В случае изменения учебной нагрузки, уменьшения ставки будет нарушено право на досрочное назначение "северной" и "педагогической" пенсии педагогам и другим работникам отрасли.