В общественной приемной главы Коми встретились врачи, пациенты и эксперты, которые защищают стороны в конфликтной ситуации. 28 января там прошел круглый стол на тему "Юридические аспекты взаимодействия пациентов, родителей и медицинских работников".
По словам заведующего хирургическим отделением Республиканской детской клинической больницы Вячеслава Сварича, инициатором встречи выступил Минздрав региона. Сегодня медицинские работники заинтересованы в повышении правовой грамотности своих пациентов.
"В последнее время возникают большие сложности в коммуникации между пациентом и медработниками, - отметил В.Сварич. - Возникает большая неудовлетворенность медицинской помощью. Отдельно нужно отметить родителей, которые узнали о диагнозе своего ребенка, и тех, кто родителей замещает".
Вице-президент Ассоциации врачей республики, завхирургического отделения Сыктывкарской городской поликлиники №3 Андрей Марков детально рассказал, какие конфликты бывают, и на каких уровнях их решают в медучреждении. Установка видеокамер в учреждении помогает уменьшить число конфликтных ситуаций.
Эксперт отметил, что причинами конфликтов может стать модель поведения персонала, предубеждения пациентов, например, религиозные, завышенные ожидания, ложные надежды, личностные особенности пациента, неудовлетворительная коммуникация, а также организационные дефекты.
Институт медиации - одна из технологий альтернативного урегулирования споров - в республике не развит, используется неактивно, хотя соответствующий закон был принят еще в 2010 году.
"Лечить стали лучше, но в обществе продолжает бытовать негативный образ врача", - заметил А.Марков.
Депутат Госсовета Коми Владимир Косов подтвердил, что тема конфликтов действительно животрепещущая, и вопросы эти сегодня не решены. Особенно с этими проблемами сталкиваются врачи-онкологи - к ним приходят пациенты уже с измененной психикой.
"На них нельзя обижаться, - рассказал В.Косов. - Люди зачастую находятся в ярости после того, как узнают о своем диагнозе. Кто-то находится в невменяемом состоянии. Родители больных детей вообще теряют голову. И число жалоб напрямую зависит от того, как обращаются с пациентом".
По словам В.Косова, в конфликтных ситуациях есть и вина врачей, но это лишь 10-15% случаев. В.Сварич здесь напомнил собравшимся, что медики действительно не всесильны.
Медицинский психолог детской клинической больницы республики Оксана Баянбаева рассказала, что чаще всего жалобы связаны как раз не с медицинской помощью. К недовольству пациентов приводит невнимательное отношение персонала. Поэтому приходится заниматься эмоциональным выгоранием медиков.
В то же время, по мнению С.Баянбаевой, если бы в медучреждениях и на руках пациентов имелись бы четкие инструкции, информационные памятки, конфликтов было бы меньше.
Иерей Дмитрий Гераськин не стал углубляться в психологию, а просто напомнил, что поступать по отношению к людям нужно так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой.
Конкретику в обсуждение внесла директор благотворительного фонда "Сила Добра" Татьяна Козлова.
Она напомнила, что зачастую родители заболевших детей находятся в шоковом состоянии, и наличие клинических психологов в приемном покое во многом бы помогло решить проблему. Эксперт отметила, что принять диагноз в один момент невозможно, нужна системная длительная работа не только с семьей, но и медперсоналом. Когда диагноз принят, легче выстраивать диалог.
По словам Т.Козловой, почему-то не воспринимаются как конфликт судорожные сборы денег на срочное лечение в заграничных клиниках, которые проходят в СМИ.
Часто негативные истории связаны с паллиативной помощью, когда человек теряет время, деньги и шансы.
Огромное число жалоб, как отметила Т.Козлова, поступает уже после выписки пациента. Например, к такой ситуации привело отсутствие детского МРТ. В.Сварич обрадовал присутствующих, что вопрос с установкой оборудования уже решен.
Отдельно Т.Козлова коснулась жалоб, которые переходят в юридическую плоскость с участием прокуратуры. И такие ситуации не могут не переходить в конфликт. Это отсутствие медикаментов. Именно тогда возникают стихийные благотворительные сборы. А решить проблему можно, обеспечив лекарством людей, которые нуждаются в нем пожизненно. Инициатива, по мнению выступающей, должна исходить от законодателей.
"Наверное, если бы у нас была алгоритмичная памятка для пациента, то конфликтов было бы меньше", - отметила Т.Козлова.
Замначальника управления организации медпомощи Минздрава Ольга Гольчевская вспомнила об объективной стороне обсуждаемой ситуации. По словам эксперта, дефицит узких специалистов сказывается на качестве оказания медпомощи. Тем не менее сотрудники настроены работать на все сто процентов.
Член общественной палаты Коми Надежда Пипунырова заявила, что медики сегодня - волшебники с умной головой. А еще - штучный товар. И когда профессия врача превращается в шоу, становится обидно.
"Хочется, чтобы вокруг нас с вами было как можно меньше негатива", - заключила Н.Пипунырова.