Свой 76-ой театральный сезон Воркутинский драматический театр открыл неувядающим и не стареющим во все времена и эпохи Уильямом Шекспиром – своё видение комедии классика "Виндзорские насмешницы" на суд зрителей представил лауреат премии Правительства Республики Коми режиссёр-постановщик Юрий Нестеров.
Нельзя сказать, что Юрий Петрович скрупулёзно следовал за каждой шекспировской строчкой, за каждой его репликой. В том-то и проявляется талант режиссёра-постановщика, чтобы показать своё прочтение классика. Только тогда и возможна полемика, кода зритель в чём-то не согласен с режиссёром. И именно этот бессловесный спор зрителя, сидящего в зале, с режиссёром, находящимся за кулисами, но чьи персонажи живут на сцене, и рождает ту незримую компиляцию вымысла с реалиями будней, которая и зовётся искусством.
Поздравительный адрес директора Воркутинского драматического театра, председателя Союза театральных деятелей Республики Коми Елены Пекарь были первыми словами, которые устремились со сцены к зрителям нового 76-го сезона.
Глава города Юрий Долгих, как и положено градоначальнику, выразил свои чаяния и надежды на долгое и плодотворное творческое сотрудничество администрации МО ГО "Воркута" с коллективом ВДТ. И в зале погас свет: наступило время вещей и иной, не здешней жизни.
Спектакль прошёл на "бис". Благодарные зрители искупали актёров и режиссёра в бурных аплодисментах; много красивых слов и цветов было брошено в их адрес.
Несомненно, "Виндзорские насмешницы" ‒ большая удача режиссёра. Тут сказался его многолетний творческий опыт, который не подвёл Юрия Нестерова даже в такой щепетильной детали, как подбор на роли актрис и актёров. О самих артистах всегда говорить трудно, поскольку каждый из них – личность, склонная к солипсизму, а посему очень остро воспринимающая любую, даже самую незначительную, критику в свой адрес. Но в данной ситуации можно смело брать яркие краски и выводить ими характеры, сыгранные актёрами. Глядя на выверенную технику их игры, где-то вдумчивое, а где-то бесшабашно-импровизированное построение определённого отрезка роли, сразу же осознаёшь – преподавание в российских театральных вузах до сих пор на высоте.
Отдельные слова восхищения обращены к художнику спектакля Ольге Володиной, сумевшей найти правильную интонацию художественного разрешения спектакля, а также тем, кто красочные эскизы на бумаге превратил в замысловатую одежду. Да, на сцене у нас VI век, однако костюмы скроены и сшиты настолько оригинально, что вполне можно себе представить барышню, идущую по улице в наряде Алисы Форд, молодого человека в камзоле Георга Пейджа или даму в воздушном платьице миссис Куикли.
Вообще, на сцене, как и в одежде, так и в декорациях главенствуют фиолетовые, сиреневые и лиловые тона. Всё это выглядит красочно, волшебно, таинственно, празднично – именно так, чтобы поднять у зрителя настроение, отвлечь его от серых будней и суеты.
Музыкальный колорит комедии – заслуга композитора Воркутинского драматического театра Динара Хаматнурова, который на совсем непростой шекспировский текст сумел органично подобрать внутреннюю душевную составляющую и положить ноты.
К слову сказать, "Виндзорские насмешницы" ‒ первое обращение Воркутинского драматического театра к творчеству великого классика. Фальстаф – знаменитый шекспировский персонаж, свободно разгуливающий по ряду его пьес, – обжора и ловелас, выпивоха и балагур – в "Виндзорских насмешницах" становиться жертвой трёх предприимчивых леди – миссис Форд, миссис Пейдж и миссис Квикли. Решив приударить за прекрасным полом, Фальстаф оказывается втянутым в клубок остроумных розыгрышей, неожиданных событий и хитроумных интриг, мастерицами которых являются вышеназванные дамы. В итоге, закрученный и неординарный шекспировский сюжет, изобилующий комичными и нелепыми ситуациями, прославляет торжество справедливости, и выводит прощелыгу Фальстафа на чистую воду.
Сейчас можно со всей определённостью сказать, что спектакль получился лёгкий, смешной, удивительно органичный. Проще говоря, премьера удалась.