Среди участников "Лесного диалога" оказалось больше всего желающих обсудить тему развития сельского туризма.
По информации фонда "Серебряная тайга", сегодня туристические услуги оказывают не только местные предприниматели, но еще целый ряд сельских энтузиастов.
С большим вниманием участники конференции выслушали доклад замдиректора ООО "Визув" Марины Гичевой о деятельности базы отдыха "Кадам", располагающейся в селе Керчомья Усть-Куломского района. База открылась в 2008 году на берегу живописного озера. С обустройством всей инфраструктуры базы, с обслуживанием посетителей справляются М.Гичева и ее супруг. Самой большой трудностью на первоначальном этапе они назвают недостаток средств на развитие, в частности, на разработку проектов освоения леса и другой разрешительной документации.
Начали дело с того, что взяли в аренду озеро и часть территории вокруг него, а для этого им пришлось пожертвовать благоустроенной квартирой в Сыктывкаре. Городское жилье продали, а взамен построили несколько гостевых домов у озера. Очень много времени ушло на расчистку территории, при этом уборкой мусора приходится заниматься постоянно. Особенно много отходов плавает в озере.
Половина посетителей приезжает сюда, чтобы собирать грибы и ягоды.
Необычным опытом развития туруслуг поделился на конференции директор МУК "Районный Центр изобразительного искусства и прикладного творчества при главе Прилузского района Олег Никулин. Центр ведет разноплановую деятельность, а пять лет назад на его базе создали "Визит-центр Прилузского района". В первую очередь учреждение развивает народные промыслы, но при этом пытается разрабатывать различные маршруты, преимущественно этнографические и экологические. За последнее время центр открыл этнотуристический маршрут "Тропою предков" и этнотуристический парк "Тарачёво". В парке обустроена "Поляна невест". Там установлены деревянные скульптуры Перы и Зарани — прародителей коми, реконструированы мосточки и беседки. Всю эту инфраструктуру центр обустроил собственными силами благодаря небольшой финансовой поддержке со стороны муниципалитета. Теперь эти площадки используются для организации народных праздников, свадебных торжеств. Центр занимается этим не столько ради извлечения прибыли, сколько ради того, чтобы сделать более интересным и красочным досуг односельчан и гостей района.
Педагог дополнительного образования Михаил Габов из Нившеры Корткеросского района рассказал о турмаршрутах, которые он организует для школьников. Заместитель директора "Центр по ООПТ" Татьяна Плато познакомила участников конференции с турмаршрутами на особо охраняемых природных территориях республиканского значения.
Обзорная информация о состоянии развития туризма в целом по республике прозвучала в докладе старшего научного сотрудника Лаборатории проблем территориального развития ИСЭ и ЭПС Коми НЦ УрО РАН, кандидата экономических наук Виталия Щенявского. Львиную долю туристического потока (около 80%) составляют жители Коми (данные по итогам 2015 года). Самыми посещаемыми объектами в сфере экологического туризма являются национальный парк "Югыд ва" и Печоро-Илычский государственный биосферный заповедник.
В 2017 году национальный парк посетило 6400 человек, из которых только 3% — иностранцы. Заповедник в 2014 году посетило 3247 человек. Наиболее эффективными являются туристские продукты, находящиеся на территории Интинского и Вуктыльского районов, формируемые за счет деятельности национального парка "Югыд ва" и вклада местного населения по доставке туристов в парк.
В последнее время на передний план выходит событийный туризм. Республиканский праздник рыбного пирога "Черинянь гаж" в Печорском районе, по данным организаторов, ежегодно посещает около 15 тысяч человек, "Усть-Цилемскую горку" — три тысячи посетителей, фестиваль кузнечного мастерства "Корт Айка" в Корткероском районе – более пятиста человек.
В сфере сельского туризма действует около 120 гостевых домов и туристских баз. Эффективность событийного туризма выражается более в социально-культурном, чем экономическом эффекте. Невысокая доходность культурно-событийных мероприятий (Усть-Цилемской горки и других традиционных праздников) по сравнению с их капиталоемкостью не умаляет их роли в развитии туризма. При этом важной задачей все же становится усиление коммерческой составляющей событийных продуктов за счет расширения предоставляемых туристских услуг: комфортного размещения, сувенирной продукции, разнообразия мероприятий (мастер-классов, выставок, и т.д.), комбинированных туров, совмещающих события или дополняющих их турпродуктами в близлежащих населенных пунктах.
Во время секционного заседания разгорелись жаркие дебаты по поводу того, нужно ли вообще сельчанам заниматься туризмом. Как считает преподаватель Института экономики и финансов СГУ им. П.Сорокина, доктор экономических наук Галина Князева, прежде чем браться за осуществление турпроекта, необходимо сначала просчитать его экономический эффект как для муниципалитета, так и для республики в целом. Между тем, сейчас при разработке проектов мало кто обращает внимание именно на экономическую составляющую – практически все мероприятия событийного туризма в районах затратны и не приносят дохода в бюджет.
Мешает делу отсутствие внятной концепции развития туризма, в том числе на лесных территориях. Г.Князева предложила попробовать "отработать" идею развития туризма как экономической составляющей на 1-2 "модельных" районах, где реально есть потенциал и инициативы.
Участники конференции согласились с докладчиком, но настаивали на том, что нельзя отказываться от идеи развития "местечковых" турмаршрутов. Как отметила заместитель директора Фонда "Серебряная тайга" Валентина Семяшкина, сельским энтузиастам не хватает поддержки со стороны муниципальных властей.
"Руководители муниципалитетов часто говорят: "Зачем нам туризм – никакого дохода это в бюджет района не приносит". Понятно, что два-три предпринимателя не озолотят район, но чиновники не принимают во внимание то, что за счет туризма хоть какой-то дополнительный доход получает само местное население", – подчеркнула В.Семяшкина.
Представители районов горячо поддержали ее. "У меня разработан маршрут "Ожерелье Удоры", и более пяти лет я вожу по этому маршруту туристов, организую сплавы по Мезени от поселка Усогорск до деревни Патраково. И в деревнях, где останавливаются группы, люди в течение всего года готовятся к приему гостей. Чтобы не посрамиться, сельчане благоустраивают гостевые дома, строят добротные бани, восстанавливают церкви. В результате, деревни развиваются, люди стараются еще что-то улучшить, пишут заявки на гранты и выигрывают конкурсы. Сёльыб, например, поднялся и "ожил" именно за счет этого. Мне кажется, именно в этом и заключается смысл развития сельского туризма – в том, чтобы сами сельчане жили лучше", – отметил руководитель ООО "Ожерелье Удоры" Александр Морозов.
В районах люди не рассчитывают на большие прибыли и пытаются развивать туризм на своем локальном уровне, не дожидаясь каких-либо указаний сверху – со стороны органов исполнительной власти, или рекомендаций со стороны экспертного сообщества. Главное для большинства из них – сделать свою малую родину хоть сколько-нибудь привлекательной для себя и для гостей. Причем для сельчан неважно, для кого стараться – для гостей из-за рубежа или для земляков из соседнего района.
Как подытожили участники конференции, успех будет достижим при более системном и целенаправленном взаимодействии всех заинтересованных сторон – республиканских структур, администраций МО, местных сообществ, предпринимательского сообщества, НКО.