В Сыктывкаре обсудили вопросы обязательного медицинского страхования.
Модератор круглого стола, член Общественной палаты России Анна Чуракова открыла встречу, обозначив актуальность проблемы и массу неразрешенных вопросов ОМС.
"Мы понимаем, что в системе ОМС надо что-то менять, и проблема действительно назрела. Но надо понять, что менять и как сделать, потому что мнения по вопросу страхования иногда диаметрально противоположные", - отметила Чуракова и передала слово участникам встречи.
Эксперт Общественной палаты Татьяна Тырышкина перед докладом попросила представителей государственных и частных медицинских заведений поговорить о сложившейся ситуации объективно.
"В ходе дискуссии мы решили вынести несколько аспектов, которые касаются и учреждений здравоохранения, и источников финансирования, и самих пациентов. С 2012 года обсуждается три основных позиции по поводу финансирования системы здравоохранения", - отметила она.
Суть одной из позиций заключается в том, что сейчас страховая медицина не отражает реальных потребностей, поэтому все фонды нужно ликвидировать. По мнению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая и высказала эту позицию, финансирование лечебных учреждений должно быть бюджетным.
Второй подход рассматривает реструктуризацию и изменения источников финансирования учреждений, но при этом страховые медицинские организации должны остаться, такого мнения придерживается Счётная палата РФ.
Третья позиция предполагает развитие страховых медорганизаций, на встрече был отмечено, что этот пункт был озвучен в послании президента России Владимира Путина в 2013 году.
"Сегодня 81% средств финансирования приходят из бюджета и бюджетных фондов, и только 19% - это средства частной медицины. Несмотря на постоянный рост, отношение между показателями почти не меняется, и на 2019 год оно сохранится", - сообщила Татьяна Тырышкина.
Что касается частных медицинских учреждений, то 57% прибыли заведений приходится на оплату услуг пациентам через кассу. Стабильные 19% - это средства от работодателей, которые идут через канал добровольного медицинского страхования. И есть устоявшийся "теневой сектор" финансирования, который не облагается налогами и не попадает в отчёты, составляющий около 24%. Соответственно, к частной медицине возникают вопросы.
Как отметила Татьяна Тырышкина, деньги должны ходить за пациентом в лечебные учреждения. Если частный сектор помогает оказывать услуги, то высвобождаются бюджетные средства — вопрос, что делать с ними. Эксперт подвела цифры к выводу, что пациенты должны быть прикреплены к человеку, который имеет право выбора лечебного учреждения.
В стратегии развития здравоохранения 2015-2030 были предложены изменения финансирования, которые не сработали, но должны были. Фактически это касается не только денег, но и качества страхового обслуживания, а также ответственности медицинских учреждений и организаций.
Директор Территориального ФОМС Андрей Крылов не согласился с цифрами по финансовому обеспечению системы здравоохранения и назвал их условными.
"Под государственным финансированием из бюджета и финансированием ФОМС понимается работа государственных, федеральных учреждений здравоохранения и тех, которые участвуют в системе обязательного медицинского страхования. Всё, что подразумевается под "негосударственными источниками финансирования" я бы назвал финансированием за счёт работы медорганизации негосударственных форм собственности. И этот огромный пласт надо учитывать", - высказался Крылов.
Также эксперт отметил, что система обязательного медицинского страхования существует уже 25 лет и зарекомендовала себя за это время. По мнению директора территориального ФОМС, сегодня эта система развивается и совершенствуется.
"Подавляющая часть финансирования здравоохранения РФ идёт именно из средств обязательного медицинского страхования, и на сегодняшний момент не сможет обеспечить единообразие в учёте застрахованных граждан", - отметил Андрей Крылов.
Для качества оказываемых услуг и нормальной работы страховых представителей, по мнению эксперта, нужно создавать условия. В частности, на встрече было сказано, что существует контакт-центр, где застрахованные граждане могут получать юридическую информацию и консультации по разным вопросам. Крылов высказался, что ведётся активная работа по информированию граждан, в том числе и через сайт Госуслуг.
Когда эксперт сообщил о том, что система информирования работает вплоть до СМС-оповещения и телефонных звонков о прохождении диспансеризации Татьяна Тырышкина возразила и сказала, что за последние годы ни разу не сталкивалась с информированием и рассылками. Кроме того, эксперт напомнила, что если всё было бы хорошо, то проблема страхования не поднималась бы на обсуждение в Совете Федерации.
Член Совета Федерации России Дмитрий Шатохин отметил, что 22 марта действительно состоялся экспертный совет, где во время обсуждения послания президента рассматривался вопрос системы медицинского страхования и сегодняшняя ситуация.
"Мы должны понять, насколько действительно сегодня обязательное медицинское страхование отвечает запросам? Кроме того, вся социология показывает, что жилищно-коммунальные услуги и медицина занимают последние места по качеству удовлетворённости граждан", - рассказал Дмитрий Шатохин.
Также сенатор напомнил, что вариантов решения проблемы всего три, и придётся выбирать только один. Как уже было сказано, первый вариант - это финансирование здравоохранения из бюджета, сегодня 3% от ВВП. Второй — это увеличение страховых платежей, что, по мнению выступавшего, не совсем реально. Ну, и третий — это добровольные взносы в страховые компании.
"Здесь резерв есть, и он очень серьёзный. Другое дело, как добиться того, чтобы люди обращались в частные поликлиники. Здесь дополню, что надо искать ответы на другие вопросы, например, возврат денег работодателями, когда человек платит и взносы, и за лечение. Есть, конечно, возврат подоходного налога работодателем, есть другие варианты, но нужно думать и другие пути развития", - отметил Дмитрий Шатохин.
Участники встречи задали вопрос, как государство планирует решать вопрос неудовлетворённости качеством обслуживания.
Министр здравоохранения Республики Коми Дмитрий Березин отметил, что система ОМС задумывалась в "девяностых" годах, после развала страны, когда у государства возник вопрос — откуда брать деньги. Тот вариант не был новым, если смотреть на мировую практику, и мы пошли немного своим путём, создав уникальную бюджетно-страховую систему.
"Хочу заметить, что ни одна система здравоохранения в мире не является идеальной, у каждой есть свои плюсы и минусы. Ряд европейских стран, в том числе Швеция, пришли к выводу, что "семашкинская" советская система здравоохранения, направленная на профилактику заболеваний, является оптимальной и наименее затратной. Сегодняшний принцип страховой медицины не удовлетворяет эти требования", - прокомментировал Дмитрий Березин.
Министр здравоохранения согласился, что в отрасли есть развитие, и система ОМС имеет право на жизнь. С другой стороны, отметил Березин, складывается ситуация, когда надо сначала заглянуть в кошелёк, а потом уже сделать выбор.