В Коми, в основном, нарушаются требования статей о защите прав потребителей. Связаны они в большинстве своем с непредоставлением информации о продавце, услугах и товарах.
На втором месте нарушения, непосредственно касающиеся товара, который реализуется в торговых точках. Об этом на пресс-конференции по итогам работы за год рассказала заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Елена Никифорова.
"В 2017 году было наложено штрафов на сумму 6,8 миллиона рублей. В 2016 - на 6,1 миллиона рублей. Таким образом, средняя сумма штрафа увеличилась. Это связано с тем, что структура проверок изменилась. В сфере торговли проводилось большое количество внеплановых проверок, а те статьи, под которые чаще всего подпадают нарушения в этой сфере, весьма "дорогие" - санкции за нарушения в ней значительны," - уточнила заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Елена Никифорова.
Роспотребнадзор в 2017 году подал 24 иска в суды, 19 из них уже рассмотрены и удовлетворены. Из них в защиту конкретных потребителей было удовлетворено 6. По закону о защите прав потребителей, последний может обратиться с заявлением о подаче от его имени иска в суд.
Также управление дает заключение по делу, если потребитель самостоятельно обращается в суд в защиту своих прав. В 2017 году по судебным делам Роспотребнадзор дал 61 заключение. В пользу потребителей по итогам судебных тяжб было присуждено 4,4 миллиона рублей из них 100 000 рублей как компенсация морального вреда.
Основная доля работы - это работа с обращениями граждан. Всего поступило 3286 обращений. Только 1% обращений послужил основанием для проведения внеплановых проверок.
По большинству обращений Управление дало разъяснения, их доля составила 67%, остальная часть - 31% - была перенаправлена в подведомственные организации, люди обратились, как говорится, просто не по адресу. Это говорит о том, что потребители зачастую не знают полномочий государственных органов, а также законов и своих прав.
В связи с этим изменилась система приема обращений. Теперь первый этап для тех, кто хочет подать обращение, - консультирование. После выясняется, законно ли требование потребителя. Следующий важный пункт - соблюдение претензионного порядка. Если этого нет, обратившемуся даются разъяснения. Теперь, если появляются основания для внеплановой проверки, с большой вероятностью нарушения будут обнаружены.