В Сыктывкарском горсуде продолжается процесс по делу бывшего руководителя Комитета связи и информатизации Коми Александра Селютина и руководителей IT-компаний Александра Новосёлова и Юрия Поливенко. Процесс близится к финалу. Сейчас показания дают сами подсудимые.
Напомним, процесс начался еще в июле 2016-го. Александр Селютин, Александр Новосёлов и Юрий Поливенко обвиняются по части 4, статьи 159 УК (мошенничество, совершенное с использованием служебного положения, в особо крупном размере).
По версии следствия, в 2010 году распоряжением правительства Коми был утвержден план мероприятий по развитию информационного сообщества и формированию электронного правительства на 2011-2013 годы. Выполнение мероприятий возложили на государственное автономное учреждение РК "Центр информационных технологий".
А.Селютин осуществлял контроль за его деятельностью сначала в качестве референта главы Коми, а затем – руководителя регионального комитета связи и информатизации.
В 2010 году Центру информационных технологий из республиканского бюджета выделили субсидию на создание региональной инфраструктуры электронного правительства и автоматизации государственных и муниципальных услуг.
К выполнению этих работ учреждение на основании ряда договоров привлекло ЗАО "Армада Софт". Работы были выполнены с замечаниями и недостатками, не позволяющими системе функционировать надлежащим образом.
Устранять недостатки в рамках гарантийных обязательств полагалось ЗАО "Армада Софт". Однако, как сказано в обвинении, А.Селютин дал указание руководителю Центра информационных технологий Сергею Писареву обеспечить сдачу-приемку и оплату работ по автоматизации 22 государственных и муниципальных услуг. В дальнейшем эти работы были повторно оплачены в рамках нового договора, более широкого по объему, заключенного с ООО "АйТи Хелп", подконтрольным Юрию Поливенко.
В результате республиканскому бюджету был причинен ущерб в размере 5,6 миллионов рублей.
Кроме того, как полагает следствие, А.Селютин, А.Новоселов и Ю.Поливенко похитили около 5,8 миллионов рублей, выделенных на развитие автоматизированной системы кадрового учета госслужащих Республики Коми. Ее разработка осуществлялась по договорам между Центром информационных технологий и подконтрольным А.Новоселову ООО "ЦИАС". Стоимость работ по договорам была заведомо завышена, что привело к причинению ущерба республиканскому бюджету, считает следствие.
Вину в совершении инкриминируемых преступлений Селютин, Новоселов и Поливенко не признают.
Сегодня, 12 февраля, показания в суде давал сам Александр Селютин. Как пояснил он "Комиинформу", уже не первое заседание.
По словам бывшего руководителя Комитета связи и информатизации Коми, он не один год изучал свое дело и тщательно готовился к представлению доказательств своей невиновности, что сегодня в суде имели возможность увидеть все стороны.
Во время представления доказательств А.Селютин посвятил Сыктывкарский суд в такие понятия, как "time-management", "еxchange" и некоторые другие. Специалистов в их расшифровке в процессе оказалось немного. Подсудимому приходилось останавливаться и многое пояснять.
Как рассказал А.Селютин, с начала двухтысячных, после окончания курсов тайм-менеджмента, он начал использовать календарное планирование. Все события заносились им в календарь Exchange, в том числе все рабочие совещания.
В случае необходимости подсудимый предложил отследить свои перемещения, опираясь на этот календарь. В таблице он попытался почасово восстановить картину инкриминируемого периода, чтобы показать, были или нет факты, о которых заявляли в суде некоторые свидетели.
Помимо календаря, Александр Селютин предоставил суду показательные материалы - обширную сводную таблицу об исполнении мероприятий по переводу в электронный вид первоочередных государственных и муниципальных услуг Республики Коми, чем несколько смутил участников процесса.
Выступление в суде превратилось, скорее, в презентацию, которую вели с распростершегося по полу судебного кабинета плаката.
Александр Селютин постарался доступным языком пояснить, как происходило взаимодействие с агентами и контрагентами по каждой из оказываемых услуг и подуслуг, какие составлялись договоры, происходили процедуры при переводе услуг в электронный вид, как составлялись акты их ввода в эксплуатацию и прочее.
По словам подсудимого, руководство ЦИТа и его сотрудники достоверно знали, какие услуги и подуслуги переводятся в электронный вид. Документы подписывались не только сотрудниками ЦИТа, но и функциональными заказчиками.
"Все работы приняты заказчиками, - подчеркнул А.Селютин. - В полном объеме вся информация мною представлена. В этой таблице нет ни одной строчки, где бы не стояла подпись Писарева, Рассыхаева либо Тимофеева. Это были разные работы и они принимались разными заказчиками".
Под конец выступления подсудимый заявил, что реально опасается за свою судьбу.
"Я понимаю, что все, что происходит - это недоразбирательство, недопонимание и отсутствие экспертиз. Я не знаю, как мне поступить. В течение двух лет я составлял эту таблицу, по крупицам разбирая материалы дела. А в деле мы имеем папки следствия, которое даже не разобралось в материалах, - высказался подсудимый. - Безусловно, я всегда был требовательным к тому, чтобы все работы принимались качественно, была обеспечена их сдача-приемка. Но ни при каких обстоятельствах я бы не давал указаний подписать документ, если бы знал, что по работам есть какие-то проблемы".
Кроме того, суду А.Селютин сообщил, что физически не имел никакого доступа к промышленным серверам госпорталов. "Эти все истории - это непрофессионально и смешно, - поделился мнением он. - Любой профессионал, любая экспертиза подтвердила бы несостоятельность таких идей".
На следующем судебном заседании выступление Александра Селютина продолжится.