Новости Республики Коми | Комиинформ

Доктор психологических наук Светлана Колосова: "Поведение детей - дело рук взрослых"

Доктор психологических наук Светлана Колосова: "Поведение детей - дело рук взрослых"
Доктор психологических наук Светлана Колосова: "Поведение детей - дело рук взрослых"
logo
Доктор психологических наук Светлана Колосова: "Поведение детей - дело рук взрослых"
Фото Антона Пархачёва

В неадекватном поведении детей виноваты взрослые. Причина "неадекватности" - в равнодушии и стремлении быть "не как стадо". Что может противопоставить общество детской агрессии, какова в этом роль школы и государства, вырастим ли мы поколение циников или "победит добро" - об этом в интервью "Комиинформу" рассказала доцент СГУ, доктор психологических наук Светлана Колосова.

- Сразу после новогодних каникул с разницей в три дня в двух российских школах в Перми и Улан-Удэ произошли нападения на детей. Что это - цепная реакция? Стоит ли ждать "волны"?

- Я думаю, это были трагические последствия неадекватного, но, к сожалению, широко распространенного агрессивного сброса эмоционального перенапряжения, связанного с длинными новогодними праздниками. Нападавшие - люди со слабым развитии саморегуляции, не способные продуктивно мыслить, развиваться, целеполагать в условиях, когда они предоставлены сами себе, выпадали из некого установленного ритма жизни. Им легче вспомнить все аккумулированные обиды, нереализованную месть, накопившуюся злость ("всех ненавижу!") – и даже восприятие праздника вызывает не чувство сопричастности, а раздражение, целую гамму чувств, альтернативных радости. Все это на фоне материальных ограничений, систематического употребления алкоголя.

При этом праздники затянулись, была возможность группироваться в свободном режиме, "по интересам", в том числе выходящим за рамки закона, не растворяя свою негативную настроенность на жизнь и людей в среде других людей, занятых учебой, работой – чем-то конструктивным, другими эмоциями, отношениями. При таком неблагоприятном стечении обстоятельств подобные реакции обретают высокую вероятность.

7.jpg

- Но ведь длинные каникулы были и в прошлые годы.

- Таких длительных не было – к ним добавились еще и выходные, пришедшиеся на последние дни уходящего года. Дети, подростки оказываются предоставлены сами себе – отдых! И в большем объеме чувствуют на себе и стресс родительский, и стресс социума. Мы живем в обществе с социальным расслоением. Когда семья испытывает материальные ограничения, то праздник вызывает противоположные эмоции – с одной стороны, активизируются желания, ожидание радости, в том числе, чуда, тем более, что кто-то рядом может себе это все позволить, а с другой стороны, все это ограничивается суровой реальностью невысоких возможностей, тем более, если желания изначально велики и несоизмеримы с возможностями семьи.

Помимо того, длительные каникулы и расслабленность взрослых – они тоже на отдыхе – все это неизбежно ведет к выпадению детей из устоявшегося жизненного ритма.

Если говорить о подростках, растущих на фоне ухудшения качества воспитательного процесса, пассивности и неумелости взрослых, внимание которых зачастую еще и загружено бытовыми проблемами, а не воспитанием, то очевидно, что длительные периоды незанятости да еще со стимуляцией сильных эмоций – ожидание подарков, гости, фейерверки (и хуже всего, если ожидание праздника заканчивается разочарованием, чувством пустоты, одиночества) - закономерно вызывают утрату привычных ориентиров, привычных форм контроля и самоконтроля, что, в итоге, и создает почву для прецедентов, ставших поводом для нашего разговора.

Думаю, что понимание неоднозначных последствий длинных праздников и побуждает Госдуму вернуться к вопросу о сокращении периода новогодних каникул. К сожалению, в регионах, напротив, мы видим практику их увеличения: мы знаем, что школьников отпустили еще раньше, чем пришел Новый год, а пришли они на учебу много позже Рождества. Безусловно, это повышает обсуждаемые риски.

- То есть во время привычного рабочего ритма риск таких состояний ниже?

- Проходят праздники, соответственно, идет и спад такого эмоционального поведения: свободы, которой далеко не каждый умеет распорядиться без последствий для себя и других, становится меньше, появляется больше рамок…Увы, внешний контроль - в рамках не лучших воспитательных традиций - остается сильным фактором управления своим поведением не только для детей и подростков. Повторюсь: ключевым фактором появления рискованного, неуправляемого поведения является низкий уровень саморегуляции и отсутствие как у родителей, так и у детей устоявшихся, четких внутренних регуляторов своих эмоций и поведения и, эталонных представлений о допустимом для себя самого поведении в обществе, просто- потребности жить в гармонии с социумом, в соответствии с культурными традициями.

Логично рассматривать обсуждаемые криминальные инциденты не с точки зрения "волны", а как сочетание совпавших во времени проявлений агрессии, неадекватной деструктивной эмоциональности и в детской, школьной среде, и во взрослой , да просто - на улице. То же наблюдалось и на улицах Сыктывкара.

Я вернулась с каникул 9 января, и уже в первый день по возвращении, в силу разных обстоятельств, обеспокоенные новостями взрослые рассказали мне о том, что в городе произошли нападения (в том числе, изнасилование) на девушку и двух женщин. Немотивированные нападения, просто - на улице, по отношению к незнакомым людям, без какой бы то ни было причинной связи с поведением жертвы.

12.jpg

- Так вроде не весна, не осень, когда наблюдаются обострения нестабильных состояний.

- Весной и осенью, как правило, обостряются состояния психически нестабильных людей, это связано со статусом, особенностями их нервной системы. Агрессивные проявления, о которых мы говорим сейчас, не имеют сезонных колебаний. Они определяются чертами личности и обстоятельствами внешней ситуации, где "рамочный", социальный контроль – увы, по-прежнему такой важный для многих - представлен в большем или, наоборот, в меньшем объеме. Отчасти на всплеск открытого выражения агрессивного заряда могла повлиять и теплая погода, сопровождавшая эти новогодние каникулы.

Сильные морозы, сопровождавшие в последние годы Новый год, заставляют сидеть в закрытом помещении. Ну, а выйдя в оттепель на улицу, при наличии свободного времени и нереализованной энергии, надо ведь еще уметь там поставить перед собой позитивную цель, найти к ней путь, сохранить душевное равновесие, если что-то не устроит на пути , обойти соблазны… Жизнь показывает - это не каждому под силу.

- Значит ли это, что нас окружают неадекватные люди, при этом не страдающие психическими заболеваниями?

- Я работаю 33-й год психологом, и, в первую очередь, работаю с проявлениями агрессии - это одна из основных тем моих научных интересов. И понимание того, что люди с агрессивным потенциалом окружают нас, для всех них не хватит места в стенах лечебного учреждения - это мотив, который побуждает меня в профессиональном плане все время актуализировать этот вопрос в диалогах с общественностью, родителями, политиками, руководителями. Я очень серьезно отношусь к словам: "Люди, давайте жить дружно!" От проявлений агрессии мы не застрахованы, и она не исчерпывается людьми с психическими расстройствами. Меньше ее станет тогда, когда мы – не правоохранительные органы – что-то для этого сделаем, каждый сделает то, что может.

При этом риски повышаются еще и потому, что сегодня агрессия нередко еще и почти целенаправленно воспитывается в некоторых семьях. Когда мы говорим, что от стандартизирующего личность воспитания мы перешли через перестроечные процессы к поиску и уважению индивидуальности, вернее, мы ищем дорогу к ней, к сожалению, мы вместе с грязной водой шаблонных воспитательных целей, установок и методов выплеснули и самое важное в отношениях взрослого с ребенком – нашу ответственность за воспитание ребенка для жизни, которая вся проходит в обществе – в тесном контакте с людьми, вместе с ними и часто –в служении высоким общественным идеям.

2.jpg

Воспитание в обществе никто не отменял. Могут измениться только цель и методы, содержание. Но под видом воспитания индивидуальности мы сплошь и рядом в установках родителей видим воспитание индивидуализма, противопоставление ребенка другим людям, детям, когда взрослый так просто и прямо формулирует сложную проблему воспитания: "Я не хочу, чтобы он у меня был "как стадо". Даже когда такие мамы и папы сами страдают от поведения ребенка, причем еще маленького ребенка, 5 - 7 лет, в котором уже проявляется неуважение к близким, столкнувшись воочию с опасными последствиями выбранного пути, от своей цели - воспитать индивидуалиста – родители далеко не всегда готовы отказаться и не готовы изменить стратегию, воспитательную цель.

Добавьте к этому неадекватную рекламу таких видов спорта как таэквандо – "научиться драться, чтобы суметь защитить себя" А может, все-таки, единоборства – это путь к тому, чтобы обрести силу духа, найти и достойно пройти свой путь в жизни, добиться тех высот , к которым ты стремишься – в личной жизни, в бизнесе в обществе?

- Давайте поясним, в чем разница между индивидуальностью и индивидуализмом?

- Путь к индивидуальности лежит через воспитание в обществе и для общества, когда, усваивая достижения человечества, содержание общечеловеческого цивилизованного опыта взаимодействия с миром (в том числе, давно найденные и новые технологии решения встающих перед каждым из нас в жизни задач), человек, обретая лучшее, в качестве стартовой площадки, имеет возможность все это – культуру, цивилизованность, технологии и т.п.- сохранить и добавить нечто свое, пойти дальше и выше, сделать лучше. Даже бантик можно завязать по-своему. Вот посмотрите, плели косички всегда, и во что сегодня превратилась эта практика? Это потрясающе!

Даже в элементарном, устоявшемся, проявляется индивидуальность – когда человеку с детства помогли понять, как решаются те или иные задачи и развили желание, я скажу так, добавить к этому свое видение. Индивидуализм, как альтернатива, - это вечное "изобретение принципа велосипеда": когда нам безразличен, не интересен опыт других и их достижения, мы просто обречены играть в доставшуюся нам по наследству любимую игру многих россиян – "хождение по граблям" и все во всем пытаться начать "с нуля". Догадываетесь, на какой уровень успеха и "продуктивности" жизни такие родители обрекают своих детей?

Помните стихотворение из детской книжки – "не верит упрямый Фома никому…", не нуждается в том, чтобы его учили, поэтому и по реке с крокодилами никто не плывет – одни, верящие другим, туда не пошли, а Фомы уже просто нет… Индивидуализм – опасность для самого человека. И его близких, для тех, кому он дорог, конечно же.

6.jpg

- Есть опасность воспитания общества, которое в старости не подаст родителям стакана воды?

- Все не так просто. Недавно в Москве наблюдала ситуацию – женщина поскользнулась и упала, на колени. Вскрикнула от боли и неожиданности, вероятно. Шедшие впереди нее, метрах в трех, четыре молодых полицейских – в форме – в том числе, девушка, оглянулись – и, разговаривая, пошли дальше. А женщина не может подняться, растерялась и больно, наверное. Откуда-то со стороны, выйдя из только что припарковавшейся машины, появился молодой человек с телефоном в руке, и, не прекращая разговора, подходит к женщине, помогает ей подняться и – автоматически, видно, – отряхивает ей грязь с колен, сапог, одежду. Мы все родом из детства – можно уверенно сказать, что у этих полицейских и этого мужчины, ровесников, практически, было разное детство и оно разному отношению к людям их научило. И роль свою в жизни они понимают по-разному.

Очевидно, что огромная масса детей уже сегодня видит себя вправе управлять поведением родителей, которые в их глазах не обладают авторитетом. В том числе, этому значительно способствуют многочисленные гаджеты - по той причине, что создают родительскую иллюзию, что "дети заняты": когда на смену полноценному, насыщенному общими переживаниями по значимым и для ребенка, и для взрослого поводам общению в семье приходит "каждый занят своим делом" (или своим гаджетом?), результат будет один – отчуждение друг от друга.

Позиция таких родителей проста: гаджет в руках – показатель моей любви к нему (учитывая, что это стоит денег и иногда не малых, и это нравится ребенку – это воспринимается как "взаимопонимание"), родители часто понимают, что да, ребенок занят не совсем тем, чем им хотелось бы (а многие взрослые и сами не представляют, чем им хотелось бы заниматься самим и занять детей), но, рассуждают родители, по крайней мере, имея гаджет, ребенок не таскается по улице, и, вроде как, защищен от криминальных моментов нашей жизни. Но эта иллюзия защищенности ребенка крайне опасна: сидя с гаджетом, дети "выпадают" из отношений со взрослыми, мимо них не то что проходит – пролетает все то полезное и очень важное, чему обучаются, что дается в непосредственном, личном общении со взрослыми – образованными, увлеченными, умными, опытными, занятыми разными интересными и важными делами, успешными, умелыми, это общение – оно и есть основа качественного воспитательного процесса.

А время уходит, а детство уходит особенно быстро. Свято место пусто не бывает: там, где не воспитана потребность в конструктивных взаимоотношениях, творческой самореализации и умение таким быть, так жить, так строить отношения, формируется неадекватное представление о жизни, и часто это – страх перед ней, и вместе с ним формируются негативные установки на окружающих- таких "разных и непонятных", основной принцип этих установок сформулировал еще Карл Маркс: "Нападение - лучший способ защиты".

- Но есть же и обратная сторона. С одной стороны, общество индивидуалистов, которое "не протянет руки", с другой - огромное количество волонтерских, добровольческих объединений, которые только и делают, что помогают и протягивают...

- Знаете, если говорить о перестройке сознания, то мы с вами, наверное, сегодня реально живем в кризисе, причем меня не интересует его финансовая сторона, меня интересует социально-психологический кризис. Меня тоже поддерживает идея, которую вы назвали. Я верю, что будущее - и я, мои коллеги – мы много стараемся сделать для этого - принадлежит тем детям, которые хотят другого - общечеловеческого, цивилизованного.

Именно хотят - не потому что их "выдрессировали", а потому, что их правильно сориентировали в жизни – в самих себе, научили понимать других людей и вместе с ними решать сложные задачи, помогли поверить, что они – даже маленькие – очень значимые и влиятельные люди, что красоты, добра и всего хорошего в жизни будет больше тогда, когда именно они для этого сделают все возможное. Что все свои большие цели, интересы, мотивы любой человек в состоянии реализовать только вместе – для сомневающихся задача: ну придумайте и постройте в одиночку что-либо типа космического спутника?!

Этим детям привили адекватное понятие команды, сформировали именно содержательную сторону таких отношений - как потребность человека в команде, а не то, что его "засунули" в нее или что это способ защититься от кого-то (от тех же "конкурентов", например). Ну, что мы выбираем, что нам интереснее с детства: гулять одному или гулять с друзьями? Заниматься спортом - одному или с компанией? Каникулы провести – одному или с ровесниками? И нам важно, чтобы это общение было по существу, содержательно, продуктивно, чтобы было ощущение, что и ты виден и заметен и реализовался, и друзей своих ты тоже узнал лучше, они проявили себя с интересной стороны.

11.jpg

Есть очень мудрые родители, поверьте. Они создают условия и обучают ребенка самостоятельности в большем объеме, чем требовалось это раньше для возраста. Потому что в жизни человека нет ничего гарантированного, однозначного, даже в элементарном - как переходить улицу. Можно, конечно, воспользоваться приоритетным правом пешехода. Но есть лихачи, пьяные за рулем, сломанные тормоза и так далее. Жутко наблюдать, как люди переходят дорогу по принципу – "имею право…", несмотря на печальный опыт других. Выражение "пешеход всегда прав" не работает, к сожалению. Самое главное право человека – ответственность за себя, не ждать от других, а самому себе создать условия для своей качественной жизни, счастливого будущего и, в том числе, своей безопасности – переходя дорогу, выбирая друзей, обучаясь в школе, занимаясь дайвингом, бизнесом, создавая семью и т.д..

- То есть воспитывать надо прежде всего родителей? Или нынешних детей как будущих родителей? Какой-то замкнутый круг получается...

- Хорошо, что есть мудрые родители, и при этом должна быть еще конкретная государственная политика в воспитании, и принципы этой политики должны быть четко определены на всех уровнях ответственности - на уровне школы, на уровне региона, города, муниципалитета, семьи...

- Спикер Госсовета Надежда Дорофеева высказалась о том, что никакие рамки не помогут, если в школу не вернут воспитание...

- А что сделал Госсовет, чтобы принципы воспитания в новых условиях, учитывая социально-экономическое и моральное состояние, общественное сознание в регион, были сформулированы на политическом уровне, как региональная политика? И при этом политика, основанная на авторитете источника. История вопроса – не самая благовидная: два последних председателя Госсовета РК - активные фигуранты уголовных расследований.

Нужна не формальная бумага про политику в области воспитания - воспитание должно быть осознано не только как принципиальная государственная стратегия, но и как практически реализуемая и всесторонне обеспеченная системно выстроенная программа. Включая мониторинг социально-психологической атмосферы в обществе и его институтах, состояния общественного сознания по отношению к моральным и нравственным ориентирам. Статистика криминальных прецедентов, проявлений агрессии в обществе – их стало больше или их стало меньше – это полуправда, давайте это признаем честно.

А с переводом намерений в практику в республике пока крайне неважно обстоят дела. Госсовету предстоит определить принципы этой политики адаптивно к новым условиям, – и это не пустые слова: только реально оценивая ситуацию и понимая ее риски и – обязательно! – ее возможности, ресурсы, а они есть, и есть положительный педагогический и родительский опыт; политикам предстоит найти взаимопонимание, убедительные аргументы, мотивы для родителей и педагогов-практиков - и на этой почве создать рабочие группы, которые будут координировать работу по назначенным направлениям, обеспечить, прежде всего, информационную поддержку этой воспитательной работы, создать им поддержку, в том числе, правовую в виде консультационных пунктов, где можно получить адекватную консультацию, как грамотно и на законных основаниях, соблюдая права семьи и ребенка, в конкретной школе и т.д. реализовать эту конкретную программу.

Почему классный руководитель, директор школы должны сами изобретать эту связку, привязывать схему работы со сложными детьми к своей проблеме? Помощь профессионалов, мотивированных и наделенных полномочиями – это мост между большой политикой и конкретной личностью.

10.jpg

- Но ведь есть психологи, соцпедагоги, которые работают с детьми девиантного поведения...

- Соцпедагоги сегодня не работают с детьми девиантного поведения, они работают над тем, чтобы взять на контроль, скажем образно, "подавить" проявления подобного поведения, и соцзащита ориентирована аналогично. Все понимают, что в основном это внешняя сторона ситуации – отчет идет по "случаям", которых стало больше или меньше, а не о психологическом благополучии, которое пришло к ребенку, в семью. Работа с внутренним миром ребенка, его позицией, пока в большей степени остается уделом энтузиастов. Если таковые в школе присутствуют.

- Так кто должен появиться в школе или это должны быть ее внутренние ресурсы?

- В масштабе нашего государства, региона, муниципалитета (а у нас очень небольшая республика, территория большая, а людей немного) найти специалистов, которые способны координировать этот процесс вместе с энтузиастами и волонтерами, и создать условия для их продуктивной работы.

- Психологи, пионервожатые - кто конкретно в школе должен воспитывать?

- Просто - каждый взрослый, кто приходит в школу или оказывается рядом с ребенком. Систематически - классные руководители, но я пока что-то не слышала, чтобы классному руководителю был придан такой статус, который позволял бы ему и предполагал бы, как это происходит в предметно-цикловых и иных комиссиях, собирать преподавателей-предметников по проблемам их совместной работы, воспитательной позиции в конкретном классе, по конкретному ребенку из этого класса и т.п.. И чтобы речь шла не о прецеденте, а о разработке стратегии помощи – согласованной, профессиональной, всесторонней.

При нынешнем статусе классного руководителя вряд ли он будет услышан в таком разрезе, а стоимость классного руководства – лучшее доказательство того, какая роль ему отведена в школе сегодня.

9.jpg

- Мы говорим о том, что это очень низкая оплата за классное руководство?

- Да. Вот сегодня мы говорим о программе поэтапного перехода на эффективные контракты. Давайте обозначим показатели эффективности деятельности, в том числе, в финансовом выражении – из фондов региона, муниципалитета, платных услуг - продемонстрируем исключительную важность достижения этих показателей и убедим самого классного руководителя в том, что он влиятельный, важный человек в воспитательном пространстве, что он может многое и многое зависит от его активности, профессионализма, ответственной личностной позиции, отношения к детям.

- То есть классному руководителю можно давать надбавку за то, что у него дружный класс?

- Безусловно. Моя дочь сто лет назад окончила школу, и до сих пор дети переписываются и общаются. А недавно ко мне подошел молодой человек: "Вы мама Оли Колосовой? Здравствуйте!" - и он не скрывал, что очень рад меня видеть. Значит, моей дочери и ее одноклассникам повезло и с учителем начальных классов, и с классным руководителем. Это должна быть обычная практика для каждой школы, каждого класса - свое будущее и наше с вами дети будут строить с ровесниками и будут ли они вспоминать своих учителей и за что они будут благодарны своим воспитателям, зависит от нас.

В наши дни – и во многом в силу неадекватной политики, в том числе, в сфере финансирования, - настолько ухудшается качество классного руководства и, в целом, воспитательного процесса, что если раньше, скажем, в советских, перестроечных стандартах, педагоги "не любили" так называемых "плохих" детей, то теперь нередко педагоги "не любят" и плохих, и хороших, - если ребенок какой-то "другой", в чем-то очевидно превосходит других детей, есть необычность, у него особые интересы, такой ребенок неудобен и часто, к сожалению, неинтересен.

- Звучало мнение, что школьная резня - последствия травли...

- О какой травле речь, если в Перми подростки с ножами пошли к малышам? Не существует прямой связи между травлей и переживаниями, связанными с ней. Вот о чем должны задуматься взрослые – так это о том, где дети это себе позволили, какое место выбрали для своего агрессивного демарша. Не на улице, не в чьей-то квартире – в школе! Их поведение продиктовано отношением взрослых и к взрослым и направлено именно на взрослых. Школа как учреждение стандартно ассоциируется с традициями, стандартами, нормами поведения, которые устанавливают взрослые.

Я могу с высокой степенью уверенности предположить, что в условиях хронического дефицита позитивного и адекватного проблемам детей, помогающего внимания и сотрудничества со стороны взрослых, дети сформировали свою субкультуру, свои стандарты поведения и, собравшись вокруг лидера, своим поведением обозначили намерение диктовать школьному коллективу свои законы любой ценой. Своим поступком они обозначили, что воспринимают поведение взрослых в школе как "беспредел взрослых" и заявили о своих амбициях на свой беспредел: "Вы будете жить по нашим законам". Нет сомнений, что к малышам они пошли сознательно, - чтобы максимально продемонстрировать свою агрессивную настроенность, что не остановятся ни перед чем

История вопроса свидетельствует, что травля в школе всегда была, не уверена, что это явление искоренимое – скорее, его можно взять на контроль, ограничить его распространение. Говорят, дети стали злыми. Нет! Дети всегда были непосредственными в выражении своего отношения, чувств. Но когда это далеко не всегда культурно выражаемое непосредственное поведение детей ("нравится - не нравится, свой - чужой") все-таки сочетается с другой стороной - проявляемой взрослыми четкой моральной позицией по отношению к поступкам детей, которая определяет недопустимость каких-то форм поведения, "рамочность" отношений, то так или иначе реагируя на "необычность, несимаптичность" и т.д. другого ребенка, школьники учитывают и то, как к этому человеку, например, относятся другие, у них неизбежно формируется представление о дозволенном-недопустимом для отношений в обществе, в школе. Взрослый (если он взрослый!), тем более - педагог не имеет морального права быть равнодушным к тому, что происходит в детской среде, какими нормами, ценностями дети регулируют отношения друг с другом и отношение и поведение друг к другу.

Это вечная истина: уровень психического здоровья человека давным-давно определен как минимум равнодушия ко всему, что происходит в социуме, и максимум включенного, активного отношения к происходящему.

6.jpg

- А как вы относитесь к мнению, что, дети, совершившие нападение, подражали юным стрелкам из американской школы "Колумбайн", которые в 1993 году расстреляли 13 сверстников?

- Это что, как в сказке про Мальчиша-Кибальчиша: "У вас запоют – у нас откликнется"?! Думаю, что про детей из 1993 года наши российские дети вообще не слышали. Известно, что подражание вызывают люди значимые и авторитетные, тем более, когда речь идет о подростках. Почему подростки начинают курить? Ну не потому же, что в Америке курят какие-то Эрик и Джон, а потому, что уже курит одноклассник, с которым вместе проводят время. Пугает то, что стало модным списывать наши внутренние проблемы на кого-то далекого и почти нереального. Эта склонность "однодневных, но всезнающих психологов-психотерапевтов" примитивно интерпретировать причины сложных социально-психологических явлений - она ведь небезобидна и небезопасна. Она окончательно освобождает массу взрослых, и без того достаточно равнодушных к проблемам детства и воспитания, от ответственности за воспитание: "Ну что ты с этой американской заразой сделаешь?!" Или это кто-то в духе времен "Железного занавеса" ненавидит Америку настолько, что вся порча в нашей жизни по-прежнему может происходить только оттуда? Давайте оставим этих "динозавров" прошлому…

- Можно сказать, что школа сегодня - это место, где выживает сильнейший?

- Так происходит, если устраняются взрослые. Проблема травли - она сегодня приобретает другой оттенок не потому, что "дети такие", а потому что сплошь и рядом взрослый занимает позицию "меня это не касается, я прихожу учить". И учит – холодности, равнодушию, пониманию "каждый сам за себя"…

Я приведу вам такой пример. Начальная школа. Конфликтная семейная ситуация, в результате которой ребенок, обидевшись на маму, оказывается у папы. И когда мама пытается цивилизованно восстановить отношения с ребенком с надеждой на поддержку педагогов в условиях школы, наладить контакт с дочерью с участием учителя начальных классов, а девочка проявляет агрессию в адрес мамы, устраивает истерику (ее-то как раз можно понять – она еще многому не обучена, у нее сложное психологическое состояние), и наблюдая все это, учитель – сама мама! Взрослый человек! - не находит ничего лучше, как посоветовать маме: "Вы лучше уйдите, пусть она успокоится, Вы уж как-нибудь потом"...

То есть там, где от учителя – авторитетного для ребенка человека, представителя общества, государства, если хотите, - требовалось помочь ребенку правильно понять ситуацию и обозначить свою взрослую позицию о недопустимости хамского обращения с матерью, взрослая женщина, педагог, фактически, подтолкнула ребенка к пропасти: теперь ребенок знает на личном опыте – в школе можно позволить себе все, и, в том числе, можно хамить родителям в присутствии педагога. Следующим объектом такого поведения будет сам педагог, закономерно. Разве это не равнодушие по отношению к тому, что будет с ребенком дальше? Так что поведение детей - дело рук самих взрослых.

4.jpg

Наверное, стоит рассказать об одном прецеденте из преподавательской практики. Я долго не работала на кафедре психологии, и в прошлом году туда вернулась. Я прихожу в аудиторию и испытываю потрясение: есть студенты, которые сидят в пальто, потому что им лень сдавать его в гардероб, пьют кофе и едят булки на лекциях, не считают нужным приветствовать преподавателя, входящего в аудиторию... Экзамен. Раздаю билеты, занимаюсь рабочими делами, через две минуты поднимаю глаза: большинство "сидит" в телефонах, кто-то что-то достает из штанов. Подхожу к девочке, которая спрятала шпаргалки под юбку, спрашиваю: "Вы действительно думаете, что я 33 года работала психологом и 38 лет училась психологии, стала доктором наук, для того, чтобы в 56 лет шарить у вас под юбкой? Вы с этой стороны посмотрите на свое поведение...

Новое потрясение, уже приятное - 1 сентября, три пары, студенты работают на занятиях так, как будто не было долгих летних каникул, как будто не первое сентября: преподаватель пришел учить, они пришли к нему учиться. Ответ на вопрос: почему дети, подростки ведут себя не всегда так, как могли бы, как ожидают окружающие? Потому что поведение детей – обратная сторона и закономерное следствие моральноориентированной или, наоборот, безнравственной позиции кого-то из нас, взрослых, которая позволяет детям так себя вести или, напротив, делает в сознании детей неадекватное, в том числе, противоправное поведение недопустимым по внутреннему убеждению самого ребенка, подростка, юноши.

- Что вы посоветуете людям, которые видят на улице, предположим, курящего ребенка?

- Худшее, что мы можем сделать, остаться равнодушным. Речь не о том, чтобы сделать замечание, упрекнуть и т.д., речь идет о том, что другой человек всегда в силах понять, как его поведение воспринимают окружающие, а выразить свое отношение – не к человеку, а к поступку - можно очень креативно.

Чужих детей не бывает – наши дети, внуки растут в детской среде, нуждаются в ровесниках, доверяют им свои тайны, строят с ними планы на жизнь. Все, что мы как взрослые рассказали, смогли объяснить одному ребенку – это то, что изменяет, капля за каплей, сознание и чувства, поведение множества детей. В силах взрослого, пробудить в ребенке размышление...

Я вижу - ребенок курит, ребенку 11 лет. У меня возникают разные чувства. Я повторяю: я не знаю, можно или нельзя курить? Кто-то курит, кто-то нет, кто-то бросил… я просто убеждена - выбор в жизни каждый сделает сам. Но я вправе спросить: ты правда думаешь, что это лучший выбор? И есть же еще и чувство юмора, правильно? Но обозначить свое отношение к поступку, который выходит за пределы полезного, разумного, продуктивного- вопрос ответственности взрослого и за свое будущее и будущее своих детей. Хочется, чтобы оно было нашим общим и чтобы в нем нашлось место для всех нас.

3.jpg

- А когда подростки идут по улице толпой - тоже вмешиваться? Это ведь вопрос безопасности.

- Ты права. У группы свои законы. И гарантии, в первую очередь, психологической безопасности, когда ваше поведение направлено на группу и противоположно ее намерениям, резко падают – вы рискуете быть неправильно понятыми. Но группа состоит из конкретных людей, и есть контакт глаз. Вот когда в этой толпе тебя интересует конкретный ребенок, и ты видишь в нем больше живого, может, ему самому неуютно в ней... - поймайте его взгляд, взглядом обозначьте то, что вас беспокоит в его поведении, покажите, что ситуация публичная, есть зрители и у них другое восприятие его поведения. Это называется – эффект зеркала: нормальному человеку всегда хочется видеть себя в зеркале красивым, достойным, умным…

В остальном, что касается диалога с группой, особенно в сложных ситуациях, в публичном поведении, без целенаправленного развития своей психологической компетентности сложно войти в эту волну детской жизни, влиять на развитие ситуации, поведения, - войти так, чтобы сразу быть воспринятым как авторитетное лицо, стать значимым для детей, чтобы за тобой захотели дети пойти. Этому надо учиться - и учителям, и родителям. Если нет возможности посещать психологические центры, то можно найти литературу в интернете, а в ней - ответы на вопросы, как поступать в той или иной ситуации.

Советов вы найдете много – и это и есть почва задуматься, чтобы в итоге , может быть, найти и свое собственное решение – что будет полезно для вас…

- Я понимаю, что рецепта нет. Но все-таки дайте краткую рекомендацию родителям, как не допустить детской агрессии.

- В возрасте после 3 лет, скорее, уже не родители, а именно – детский сад и школа должны взять ответственность. Я объясню, почему. Потому что агрессия -это не просто психологическое, это социально-психологическое явление - поведение человека в группе. В школу, да даже в детский сад дети приходят из семьи и уже с готовыми начальными установками в части "добро-зло".

К счастью, даже там, где эти установки сформированы в сторону Зла, это в основной своей массе последствия неумелости родителей, неадекватного осмысления ими своего жизненного опыта и общественных процессов, жизни других людей, страх за детей в силу высокой неопределенности даже завтрашнего дня. Часто сами родители как раз очень позитивные и даже мягкие, бесконфликтные, уступчивые люди. От того, как профессиональные педагоги, психологи, соцработники в сотрудничестве с родителями, в зависимости от общих целей взрослых, организуют эти самые группы детей в условиях детского сада, школы, так мы и будем ориентировать самих родителей в воспитании ребенка к добру. Тут вопросы, в первую очередь, к детскому саду и школе.

И, в противовес нынешней фрустрированности, хочется видеть в атмосфере отношений в них больше заинтересованности и профессионализма, чуткости и концентрации на личности воспитанников, больше четкости в определении воспитательных целей и ценностей.

  Ключевые слова: дети, психология, агрессия