Судя по тому, как плохо справляются коммунальные службы с уборкой снега в городах и районах Коми, вспоминается народное ироническое: "зима подкралась незаметно…". Впрочем, это было бы смешно, если бы не было так грустно. Несвоевременная очистка проезжих частей, тротуаров, а также дворов и крыш домов провоцирует серьезные проблемы.
О том, что тема снежных завалов одна из ключевых не только на уходящей неделе, но и в целом в декабре, свидетельствует целый комплекс факторов. Во-первых, повысился травматизм пешеходов: люди падают, вывихивая и ломая конечности, получая сотрясения мозга. Во-вторых, участилось количество чрезвычайных ситуаций на автодорогах: сами водители признаются, что основная причина аварий – не нарушение ПДД (все ж таки самоубийц среди владельцев автотранспорта встретить сложно), а неудовлетворительное состояние проезжих частей.
В-третьих, опасными для жизни стали дворы, где не проехать – ни пройти (на неделе резонанс вызвала история с застрявшей на прилегающей к жилому дому территории кареты "Скорой помощи", а это уже совсем не шутки!), при этом постоянно смотреть следует не только под ноги, но и вверх. С крыш свисают то снежные глыбы, то сосульки (ввиду перепадов температур).
В-четвертых, руководство региона, несмотря на 131-й, уже фактически в режиме императивных требований пытается заставить власти на местах взяться за приведение в порядок вверенных им территорий.
Горожане и сельчане обрывают телефоны горячей линии главы Коми. Сергей Гапликов теме уборки снега посвящает не только рабочее время в формате контроля за происходящим в муниципалитетах, но и личное, в формате постов в своих аккаунтах. Ручной режим был вынужден включить и вице-премьер Константин Лазарев, проводя селекторы по теме номер один в ЖКХ.
Член ОП РФ Игорь Шпектор, возглавляющий Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, резонно раскритиковал муниципалитеты, в особенности – столицу республики. "Недопустимо экономить на людях. Снег должен чиститься своевременно, и сразу же вывозиться, а не складироваться на обочинах тротуаров и автодорог, как, в частности, в Сыктывкаре. На кону – здоровье и жизни граждан. Если на местах нет понимания, как построить эту работу оперативно и качественно, я готов поделиться опытом. Когда возглавлял Воркуту, такого бардака не происходило", - признался "Комиинформу" председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам ОП РФ.
Заместитель руководителя Минстроя Коми Эдуард Слабиков, курирующий вопросы дорожного хозяйства, добавил "Комиинформу", что неоднократно советовал чиновникам на территориях отказаться от малоэффективной и экологически грязной песчано-соляной смеси в пользу гранитной крошки. Ее используют в мегаполисах и продвинутых северных регионах.
"От нее нет грязи, к тому же она служит надежной защитой в гололед. Да, гранитная крошка дороже, нежели песок с солью. Однако здоровье, безопасность и экология – не те направления, на которых допустима экономия", - отметил собеседник агентства.
По данным "Комиинформа", чиновники на территориях упираются из-за нежелания тратиться как на саму крошку, так и на оборудование для плавления снега, которое необходимо для того, чтобы собираемая в рамках уборки дорог крошка сохранялась с целью повторного (многоразового) использования. Притом, что в перспективе такая технология не только окупается, но и становится менее затратной, чем устаревшая с посыпкой песка и соли.
Надо полагать, ситуация может измениться разве что с созданием правовых прецедентов. Если пострадавшие пешеходы или водители будут отстаивать чаще свои права в судах, возможно, к прохождению зимнего периода местные власти станут подходить более серьезно.