Уходящая неделя запомнится новой волной мошенничества в сфере ЖКХ. Пока что ушлые дельцы расставили сети в Сыктывкаре, но (кто знает?!), быть может, доберутся и до других муниципалитетов.
Как сообщал "Комиинформ", в почтовые ящики жителей столицы Коми разложены листовки. Это сделала компания, которая, судя по отсутствию "признаков жизни" во всезнающем интернете, не существует даже формально. Жильцов пугают переходом на оплату жилищно-коммунальных услуг по нормативу (читай - в разы больше фактических расходов), если они до конца сентября не выполнят поверку индивидуальных (внутриквартирных) приборов учёта и не заменят их.
Расчёт на то, что добросовестные плательщики кинутся звонить по указанному в листовке номеру, а там их тут как тут "обработают" натренированные операторы.
Я позвонила под видом потенциального клиента и немало удивилась аппетитам "барыг": поверка в некой лаборатории стоит полторы тысячи рублей за один счётчик. Ещё 3 500 рублей предложено выложить за его замену.
В реальности красная цена прибору учёта - 700 рублей в любом специализированном магазине. А поверка по окончанию срока эксплуатации счетчика вовсе не обязательна. Более того: чем тратить время и деньги на получение заключения о продлении периода действия ИПУ (не факт, что оно окажется положительным), проще старый заменить на новый. Эта миссия - на самом владельце жилья. О дате истечения срока ежемесячно указывает в квитанциях на коммуналку управляющая компания (либо ТСЖ).
Региональный центр "ЖКХ Контроль" оперативно отреагировал на звонки недоуменных горожан. Помимо рекомендации не связываться с авторами листовки центром подготовлено обращение в МВД по Коми с просьбой проверить фирму на предмет мошенничества и принять меры реагирования, если внешние признаки аферы подтвердятся.
Следует отметить, что таковые в сфере ЖКХ по всей стране - не редкость. Все дело в низкой правовой грамотности населения. Мало кто знает законодательство. Да и далеко не всем приходит в голову позвонить в орган управления своим домом и поинтересоваться: легитимна ли такого рода скрытая реклама.
Вместе с тем, определеную долю вины можно возложить и на сами управляющие компании, ТСЖ, расчётные центры вместе с ресурсоснабжающими организациями. Большинство из них не считает нужным на постоянной основе просвещать клиентов. Что уж говорить о должном реагировании на такие ситуации, как нынешняя. Хотя ведь не составляет особого труда размесить по подъездам официальные объявления с рекомендацией не "вестись" на "разводки" дельцов от ЖКХ.
Что касается общественников, контролирующих эту лакомую для любителей легкой наживу сферу, история с листовками - повод усилить свою деятельность по консультированию граждан. Здоровая мнительность в вопросах ЖКХ к навязываемым услугам северянам не повредит. Как говорится: доверяй, но проверяй.