Ровно год прошел с момента введения Банком России нового на страховом рынке понятия "Период охлаждения". Сделано это было в целях защиты прав граждан от неправомерного навязывания различных видов договоров добровольного страхования при получении страховых либо банковских услуг.
Напомним, под "периодом охлаждения" подразумевается срок, в течение которого гражданин имеет право расторгнуть договор добровольного страхования и получить уплаченную им страховую премию в установленном порядке. В настоящее время этот срок составляет 5 рабочих дней. Банк России предлагает с 1 января 2018 года увеличить этот срок до 14 дней (что является универсальным, нормативно установленным сроком в целях защиты прав потребителей, например для досрочного возврата суммы потребительского кредита (займа) и возврата товара).
"Период охлаждения" касается практически всех популярных видов добровольного страхования и уже зарекомендовал себя как эффективно действующий механизм защиты прав потребителей страховых услуг.
Это подтверждается статистикой жалоб, поступающих в Банк России. Так, например, количество обращений по фактам навязывания дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО снизилось почти на треть в I квартале 2017 года относительного аналогичного периода годом ранее.
Кроме того, из поступающих в Банк России обращений видно, что при потребительском кредитовании граждане стали довольно активно использовать "период охлаждения" и чаще всего без потерь возвращают страховую премию, уплаченную за навязанную при заключении договора потребительского займа (кредита) страховку.
Увеличение минимального срока, предоставляющего возможность отказаться от договора добровольного страхования, с 5 до 14 дней позволит не только повысить защиту прав и законных интересов страхователей, но и снизить негативные последствия от недобросовестного поведения страховщиков по навязыванию дополнительных услуг по страхованию.
Отделение – Национальный банк по Республике Коми Северо-Западного ГУ Банка России напоминает, что для расторжения договора страхования гражданину необходимо обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в "период охлаждения" страховая компания обязана вернуть полученные от клиента деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора.
Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления. Потребитель не обязан заключать навязываемый договор добровольного страхования при оформлении ОСАГО или получении банковского кредита и имеет право расторгнуть такой договор в течение "периода охлаждения" без каких-либо последствий.
*** Информация изложена в памятке Банка России "Период охлаждения: как отказаться от ненужной Вам страховки", размещенной на официальном сайте регулятора www.cbr.ru в разделе "Финансовое просвещение".