Новости Республики Коми | Комиинформ

Завтра православные республики отметят День Собора Коми святых

Завтра православные республики отметят День Собора Коми святых
Завтра православные республики отметят День Собора Коми святых
logo
Завтра православные республики отметят День Собора Коми святых
Фото из архивов "Комиинформа"

Завтра, 11 февраля, второй раз в истории распублики будет праздноваться День Собора Коми святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году и внесенный в церковный календарь с 2016 года. Теперь этот день празднуется во всех православных церквях мира.

Как рассказал "Комиинформу" секретарь Сыктывкарской и Коми-Зырянский епархии архимандрит Филипп (Филиппов), 11 февраля в Государственном театре оперы и балета состоится праздничный концерт "Собор Коми святых". Начало концерта в 14.00.

Novomuchenniki-komi-1.jpg

"Республике покровительствует Собор Коми святых, который включает в себя четырех святителей, 17 новомученников и около 20-ти святых, которые завершили свой жизненный путь в Коми крае, но были прославлены другими епархиями, - пояснил архимандрит Филипп (Филлипов). – Каждый житель республики, желающий благополучия нашей земле, своим близким, должен отложить в этот день все свои суетные попечения и вознести особые молитвы Коми святым".

12 февраля в республиканском национальном музыкально-драматическом театре в 15.00 состоится концерт Андрея Красовского и Ларисы Даниловой с участием хореографических коллективов республики. В программе прозвучат песни на стихи Архиепископа Питирима. Пригласительные билеты можно получить в приходах епархии.

***История епархии берет свое начало от проповеди и насаждения Слова Божия в умы зырян-язычников Святителем Стефаном, епископом Великопермским на Коми земле во второй половине XIV века. Монах Ростовского Григорьевского монастыря Стефан, сын соборного Устюжского причетника, по фамилии Храп, воспламенился желанием стать апостолом для идолопоклонников. Он изучил язык зырян, составил для него азбуку и перевел несколько важнейших богослужебных книг. Взяв в Москве благословение у Коломенского епископа Герасима и получив от великого князя Дмитрия Донского охранную грамоту, св. Стефан отправился в Пермь Вычегодскую для проповеди.

Достигнув Пермской земли (1376 г.), остановился в первом зырянском селении Пырас (Котлас) в 20 верстах от Сольвычегодска. Услышав проповедь о истинной вере на родном языке многие крестились, но и многие негодовали на св. Стефана, желая его убить. Св. Стефан перенес свою проповедь с устья Вычегды в устье Выми - центр зырянского края. Там была создана первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Соборный Благовещенский храм был поставлен на насыпном холме, укрепленном рвом и валом с деревянной стеной. На соседнем холме была построена монастырская Михаило-Архангельская церковь. По образовании Пермской епархии там был устроен монастырь, в котором пребывали Велико-Пермское архиереи.

За короткое время св. Стефан обратил к Христу всех жителей от Пыраса до Гама. После семи лет проповеди св. Стефан отправился в Москву (1383 г.) просить великого князя и митрополита, чтобы дали епископа новопросвещенному Пермскому народу. Митрополит Пимен хиротонисал во епископа самого проповедника, а велики князь, удостоив его милостями, с богатыми дарами отправил в новую епархию. Так была создана 18 по счету в Русской Церкви Пермская епископия с центром во "владычном городе" Усть-Выми.

Св. Стефан учредил в митрополии несколько церквей с училищем при каждой и основал пять монастырей – два в Яренском уезде: Усть-Вымский и Архангельский и три в Усть-Сысольском: Вотчинский, Печорский и Ульяновский. Четырех первых и следов не осталось, а последний через несколько веков был выведен из ничтожества и запустения в благоустроенную обитель. Умер свт. Стефан Пермский во время одной из своих частых поездок в Москве 26 апреля 1396 года и похоронен у церкви Спаса на Бору. К лику святых причислен в 1547 году.

Наиболее важный след в истории Пермской епархии оставили святители Герасим (после 1416-1443), Питирим (после 1444-1455) и Иона (1456-1470). Причисление их к лику российских святых произошло в 1607 году, однако местное их почитание началось гораздо раньше.

О Святом Герасиме древнее предание говорит только то, что он старался глубже укоренить в сердцах народа православную веру. Св. Герасима задушил его же омофором слуга вогул, которого святитель взял к себе с целью воспитать из него проповедника православной веры для диких соплеменников.

Преемником блаженного Герасима был поставлен архимандрит Чудова монастыря Питирим, известный по благочестию своему и иноческим подвигам. Св. Питирим часто беседовал с народом, объясняя (по-русски) им правила веры; он был на Удоре и на Печоре, где обратил вогулов в христианство. Это вызвало в вогульском князе Асыке ненависть. Владыка Пермский 19 августа 1455 года был варварски замучен князем Асыкою.

В 1455 году прибыл новый Владыка Перми Иона, главным подвигом которого было обращение к Христу народов великой Перми. После поездки в Москву на собор (1459-1460) св. Иона посетил зырян по реке Вишере.

Столицей епархии была Усть-Вымь до 1564 года, когда епископ Иоасаф (1556-1566) окончательно перенес епархиальный центр в Вологду. Епархия стала наименоваться Вологодской и Пермской. С тех пор около 500 лет на Коми земле не было своей епархии.

За два века христианской истории Коми края известно всего лишь немногим более десяти построенных храмов.

С ростом населения число приходов и храмов медленно, но постоянно росло. В Коми крае было два поселения, выделяющихся обилием церквей: Усть-Вымь и Вотча. В XVIII веке в Коми крае появляются каменные храмы. В 1780 году по указу императрицы Екатерины II Усть-Сысольск стал городом. Расцвет Усть-Сысольска связан во многом с купеческой семьей Сухановых. При ее финансовой поддержке и началось строительство каменных храмов.

"Золотым веком" храмостроительства стало девятнадцатое столетие. Если за вторую половину XVIII века было построено 33 храма, то за первую половину XIX века – 56 (в том числе 38 каменных), а до конца столетия еще 90 (27 каменных и 63 деревянных). Во второй половине XIX века в Коми крае вновь появляются монастыри – мужской Троице-Стефано-Ульяновский и женский Крестовоздвиженский Кылтовский. После 1917 года храмостроительство было свернуто, и к маю 1941 года не осталось не одной действующей церкви. Только после войны было разрешено открыть три храма.

С конца 80-х годов XX столетия началось восстановление православных приходов.

Возрождение епархии в Коми крае началось с восстановления Стефано-Ульяновского монастыря в 1994 году. В 1995 году решением Священного Синода открыта Сыктывкарская и Воркутинская епархия с центром в городе Сыктывкаре. Епископом стал игумен Питирим (Волочков).

В Усть-Выми по сохранившимся фотографиям возведена часовня над местом погребения святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских.

В апреле 2016 года решением Священного Синода Сыктывкарская и Воркутинская епархия была разделена на две епархии. Из нее была выделена самостоятельная Воркутинская епархия с кафедральным центром в городе Воркуте. А Правящий архиерей Сыктывкарской епархии получил новый титул – архиепископ Сыктывкарский-Коми-Зырянский Питирим.