В Сыктывкарском Государственном университете имени П.Сорокина состоялась панельная дискуссия, посвященная знаменитому плато Маньпупунёр. Дискуссия прошла в рамках III международного этнофестиваля "Люди леса", который пройдет на Стефановской площади в Сыктывкаре День города 12 июня.
Организаторы - Министерство культуры, туризма и архивного дела РК - дали дискуссии полемическое название: "Маньпупунёр - наше все!" или "Маньпупунёр - наше всё?" - тем самым предоставив возможность высказать свою точки зрения сторонникам развития туризма на территории заповедника и тем, кто считает, что уникальные останцы надо сохранить для потомков и уберечь от негативного влияния человека.
Тон задавали студенты, разбившиеся на два лагеря. Приверженцев разных мнений курировали "взрослые", не чуждые развитию туризма на территории Коми: опытный турист, организатор походов на Урал Сергей Семяшкин и директор центра "Шуда олом" Инга Усачева.
Подопечные С.Семяшкина - за развитие туризма. Отстаивая свою точку зрения о том, что как можно больше современников должны увидеть одно из чудес России, они сравнивали заповедник с Красноярским и Мордовским ООПТ, где в год бывает 250 тысяч и 4100 туристов соответственно. В Печоро-Илычском - всего 350 в год. Кроме того, они апеллировали к личному знакомству с территорией норвержского заповедника, на которой расположены 3 тысячи наскальных рисунков Альбы и проложено 3 километров удобных деревянных троп. Вообще же, указывали студенты, в Норвегии принята государственная программа, по которой всю страну должны опоясать 2 тысячи километров туристических троп, гармонично вписывающихся в ландшафт страны. Вполне реалистично оценивая урон, наносимый заповеднику нелегалами, они рекомендовали увеличить штат охраны, размер штрафов за незаконное проникновение и обустроить инфраструктуру. Запреты только увеличат долю нелегалов, добирающихся к столбам выветривания даже на вездеходах. При этом молодые люди выступали категорически против вертолетных посещений: уровень шума слишком высок, объяснили они.
Одновременно студенты предложили свой вариант ознакомления с уникальным туробъектом: на кордоне Усть-Ляга открыть велопрокат, проложить велодорожку длиной 36 километров и пустить к плато Маньпупунёр велопробеги. Кроме того, они предлагают разработать дополнительные маршруты - к скалам Торре Порре Из, к истоку Печоры и знаменитой Медвежьей пещере. Необходимо заключать договоры о сотрудничестве с фирмами из Коми. Пока же основным оператором является пермская компания "Северный Урал".
Куратор приверженцев развития туризма в заповеднике Сергей Семяшкин тоже взял слово. Он указал на рассогласованность действий правительства республики и руководства заповедника. "У нас есть Маньпупунёр. Мы его не спрячем, в землю не закопаем, колпаком не накроем. Не ценить такую территорию - все равно что жить во Франции и не замечать вершину Монблан. Это глупая позиция. Благодаря таким объектам узнают страну и регион", - эмоционально пояснил он.
Ему возразил старший научный сотрудник Института геологии Коми научного центра Пётр Юхтанов, назвав вышеприведенные высказывания "правовым нигилизмом" и напомнил, что заповедник создан для того, чтобы охранять и изучать природу. На протяжении 80-ти лет - именно столько существует он - в него вкладывали немалые средства именно с этой целью. "А сколько денег надо, чтобы построить дорожки, о которых вы говорили? Вы посчитали?" - обратился он к студентам.
Вторая группа студентов, желающих отстоять Маньпупунёр от посягательств туристов, в качестве ораторов выставила двух девушек. Ирина и Арина напомнили, что плато издавна считалось сакральным местом, "местом силы", куда, к примеру, запрещено было приходить женщинам. До сих пор туристы, попадающие туда, жалуются либо на упадок сил, либо на прилив энергии.
"Заповедник - это не место для прогулок и не музей под открытым небом, а научная лаборатория. Тут могут либо работать только ученые, либо надо развивать эко-туризм", - отстаивали свою точку зрения студентки. Однако опрос, проведенный ими, показал, что не все понимают, что же это такое.
Рекомендации этой группы звучали как четкое определение количества людей, которые в течение года смогут посещать заповедник, - без увеличения квоты в последующие годы, усиление охраны, разработка двух-трех сертифицированных маршрута и введение личной ответственности руководителей групп и самих туристов за свои действия на территории заповедника.
Девушки были бы рады и вовсе запретить посещение ООПТ, но честно признали, что туризм развивается, и никуда от этого не деться.
Выслушав обе позиции, слово взял и.о.директора заповедник Леонид Симакин. Он рассказал о новой концепции посещения плато Маньпупунёр. Именно с опорой на нее в ближайшее время будет подписано соглашение между правительством Республики Коми и Печоро-Илычским заповедником, о чем в начале встречи сообщила заместитель министра культуры Ирина Чернова.
Концепция заключается в соблюдении нескольких безоговорочных пунктов. Во-первых, все турмаршруты к останцам будут маршрутами одного дня. Ночевок на плато больше не будет, т.к. они влекут за собой проблему с дровами, приготовлением пищи, передвижением по территории, что наносит непоправимый вред природе.
Во-вторых, определен самый удобный маршрут - от восточной границы истоков Печоры, где он представляет собой наполовину автомобильный маршрут, проложенный нелегалами в условиях низкой охраняемости заповедника, за что Л.Симакин не снимает вину с его руководства.
Возмущение некоторых из экспертов - С.Семяшкина, журналиста А.Пивкина, предпринимателя С.Нестерова - вызвало то, что лагерь, где перед переходом и после возвращения с него будут ночевать туристы, расположен не в Коми, а на территории Пермской области. Л.Симакин объяснил, что, переходы с кордонов в Коми - 26-ти и 36-тикилометровый - не преодолеть за день, а значит - снова ночевки. Кроме того, в Пермском крае туристы пойдут по живописным местам сухим местам, а в Коми - по сфагнумому мокрому ельнику.
В-третьих, заповедник не возражает против вертолетных туров. Несмотря на возражения первой группы студентов, вертолеты будут доставлять туристов на плато. "Опыт Кроноцкого заповедника, плато Путорана показывает, что все-таки вертолеты наносят наименьший урон природе", - отметил Л.Симакин. Что до шума, то над заповедником пролегает международная авиатрасса и самолеты" шумят" каждые 15 мнут.
По его словам, на Маньпупунер будет организована вертолетная площадка, гравием из местных пород отсыпана тропа, оборудована площадка для фотографирования с самых удачных ракурсов. "Бесконтрольных передвижений по плато не будет, никаких обниманий, фотографирования со столбами! И никакого экстрима", - пообещал директор.
Со временем вертолетные туры будут возможны и со стороны РК - из Троицко-Печорска - через Якшу с посещением лосефермы.
Что до помощи республики, о которой несколько раз заходила речь в ходе дискуссии, то республика, с точки зрения Л.Симакина, не должна помогать заповеднику строить тропы. "Но вот организовать транспортную инфраструктуру - ее обязанность. Попасть сегодня в Троицко-Печорск из Сыктывкара напрямую невозможно: нет ни нормальной дороги, ни железнодорожного сообщения. Это две-три пересадки с ночевками на вокзалах", - обрисовал он ситуацию.
Несмотря на планы организаторов уместить дискуссию в часовые рамки, она затянулась, причем к концу ее градус заметно повысился: говорили и о конфликте интересов бизнеса и науки, и о вопросах экопросвещения, и о замусоривании природы, о чувстве собственничества и соблюдении закона. В ее финале скорее поставили многоточие.
Подводя итоги встречи, организаторы - Минкультуры РК - поблагодарили ее участников и пригласили в воскресенье, 12 июня, на этно- и экофестиваль "Люди леса" на Стефановскую площадь.