В преддверии Дня знаний проблемы обеспечения безопасности детей на дорогах обсуждались и в Общественной приемной главы Коми, где состоялась прямая линия, посвященная этой теме. Как отметил командир отдельного батальона ДПС ГИБДД Сыктывкара Андрей Перловас, в целом в плане обеспечения безопасности дорожного движения школы неплохо подготовились к началу учебного года. Представители управления образования города с этим утверждением согласились, пишет "Республика".
Вопросов по обеспечению детской безопасности в общем-то было немного. Представительница родительского совета одной из школ города попросила установить светофор у пешеходного перехода, который расположен рядом с учебным заведением. По словам звонившей, движение там настолько интенсивное, что взрослые по нерегулируемому переходу идут с опаской, а дети со свойственной им беспечностью бегут, даже не глядя по сторонам, что может привести к трагедии.
Андрей Перловас подчеркнул, что не ГИБДД устанавливает светофоры, а администрация Сыктывкара. Но госавтоинспекция может порекомендовать мэрии установить светофор, а в некоторых ситуациях и настоять на его установке, если эта мера действительно требуется. А вот в том, насколько светофор у этого перехода необходим, надо разбираться. Возможно, для ограничения скорости и воспитания вежливости у водителей будет достаточно установки лежачих полицейских.
Как объяснил Андрей Перловас, инфраструктура нижней части Сыктывкара вообще не рассчитана на тот транспортный поток, который есть сейчас. Поэтому сотрудники ГИБДД вынуждены взвешивать все "за" и "против", пытаясь и обеспечить безопасность, и сохранить пропускную способность улиц, иначе тот самый транспортный поток просто встанет.
В качестве примера Андрей Перловас привел историю с установкой светофора на "кольце", где до этого водители очень часто нагло не предоставляли преимущества пешеходам на переходе. Автомобилисты, помнится, мотивировали свои действия тем, что пешеходы идут медленно, "тянутся" по одному – всех, мол, не переждешь. Решение этой проблемы было найдено не в один день, только после серьезных исследований ситуации. Установку светофоров на "кольце" многие жители города встретили в штыки, но сейчас привыкли, и положение нормализовалось.
Сотрудники госавтоинспекции провели анализ ДТП с участием детей в городе. Оказалось, что самые опасные дни – четверг и пятница, время – с 12 до 16 часов и после 18 часов. Чаще всего в ДТП попадают мальчики 8-12 лет. Девочки фигурируют в сводках ДТП намного реже. Связано это, очевидно, с тем, что мальчики больше склонны к рискованным и необдуманным поступкам, а девочки, напротив, обычно действуют по правилам.
Андрей Перловас сообщил, что по традиции 1 сентября сотрудники полиции, в том числе ГИБДД, будут дежурить у всех школ города. В первых числах сентября сотрудники госавтоинспекции побывают во всех школах, чтобы напомнить детям о правилах дорожного движения. Хотя еще раньше, до начала занятий, это должны сделать родители – и не только рассказать о правилах, но и показывать их на личном примере. Инспектор отдела пропаганды сыктывкарской ГИБДД Вера Крючек подтвердила, что личный пример родителей производит огромное воздействие на детей и пересказала историю, которую ей поведала когда-то мама одной учащейся младших классов.
Мама с дочерью катались на велосипеде, как водится, изучив предварительно правила. Но мама о них забыла и поехала по пешеходному переходу на велосипеде (хотя должна была сойти с велосипеда и идти пешком). Законопослушная малышка-дочь, увидев такое вопиющее нарушение правил, совершенное родным человеком, остановилась у перехода, сошла с велосипеда и горько разрыдалась. Оказалось, она так ярко представила, как маму-нарушительницу сбивает машина, что девочку едва удалось успокоить. С тех пор мама поклялась не нарушать правила и держала свое слово (по крайней мере, в присутствии дочери).
Андрей Перловас подтвердил, что дети, особенно маленькие, куда лучше взрослых понимают, что правила дорожного движения надо соблюдать, малышам достаточно объяснить, как надо вести себя на дороге. А вот взрослых уже надо чуть ли не запугивать – штрафами, тяжкими последствиями аварий и прочими неприятностями, которые с ними произойдут в случае нарушения правил. Но иных водителей уже ничто не пугает – даже уголовная ответственность.
Тут госавтоинспектор перешел к ситуации с пьяными водителями. По его словам, после введения уголовной ответственности за повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения пьяных водителей в Сыктывкаре не только не стало меньше (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), но даже прибавилось. Пусть не очень сильно, человек на десять, однако эти данные статистики все равно плохо поддаются логическому объяснению.
Андрей Перловас подчеркнул, что есть нарушения, к которым можно отнестись снисходительно. Ну забыл водитель права, оставил "корочки" в кармане другой куртки – с кем не бывает. В этом случае еще можно "понять и простить". Но пьяный, садясь за руль, осознанно совершает преступление. И за этот поступок надо наказывать максимально жестко: необходимо ввести хотя бы конфискацию транспортного средства и пожизненное лишение права управления.
Зато сотрудников ГИБДД радует возросшая активность жителей Сыктывкара, которые стали чаще сообщать о пьяных за рулем. Андрей Перловас напомнил, что такую информацию в полицию можно сообщить анонимно, но она все равно будет проверена.