В Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственного Совета Республики Коми 18 августа состоялось совещание по вопросу несанкционированного выпаса домашнего скота на территориях сельских поселений.
Как сообщил председатель Комитета Сергей Артеев, в Коми есть республиканский закон №95, который регламентирует выпас сельскохозяйственных животных, отводя для этого специальные места в пределах сельских поселений. Однако немало таких поселений не имеют отведенных мест для выпаса, и скот бродит везде, где может, создавая проблемы сельчанам, их приусадебным хозяйствам, имуществу и даже автотранспорту. Особую проблему это составляет в Усть-Цилемском районе, из поездки в который недавно вернулся председатель Комитета.
Совещание вел Сергей Артеев
За несоблюдение закона владелец животного несет ответственность, но бывает трудно собрать доказательную базу при отсутствии маркирования животных. За последние три года в Коми возбуждено по этим фактам 86 административных дел, но штрафы, как отметил парламентарий, невелики — минимальный составляет всего 100 рублей. Главы сельских поселений зачастую не умеют правильно оформлять административные протоколы.
Заведующий сектором по племенной работе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Коми Денис Лобов сообщил, что на федеральном уровне закона о выпасе скота нет, поэтому проблема и не решается. В Башкортостане, впрочем, принят свой региональный закон. "На уровне сельских администраций должен быть решен вопрос о предоставлении участков для выпаса скота и они должны быть поставлены на кадастровый учет. Или должны создаваться условия для заявителей, стимулирующие их ставить эти участки на учет. И увеличение штрафов возможно, так как существующие размеры низкие", — предложил он.
С.Артеев пояснил, что собственники скота пока мало информированы о своей ответственности и поинтересовался вопросом маркировки животных. "Видим корову, жующую белье, у нее нет регистрационного знака. Как же разобраться, чья это корова?", — спросил он.
Д.Лобов ответил, что закон о племенном животноводстве предписывает вести идентификацию животных, но не весь домашний скот подпадает под этот нормативный акт.
"На федеральном уровне этот вопрос не урегулирован, обязательная регистрация не предусмотрена. Есть внутрихозяйственный учет на добровольной основе, — подключился к диалогу заместитель руководителя Службы Республики Коми по ветеринарному надзору Андрей Белых. — На уровне Республики Коми такие правила не принимались".
Директор филиала ООО "Росгосстрах" в Коми Татьяна Тырышкина рассказала, что проблему можно решать путем страхования домашних животных и ответственности их владельцев, однако низкая культура населения в деле страхования мешает страховщикам продвигать эти услуги.
Татьяна Тырышкина выступала за страховой путь решения вопроса
Пришедший на совещание заместитель председателя Общественной палаты Коми, предприниматель Павел Поташов поинтересовался у нее механизмом действия страховых выплат. "Возьмем гибель животного в лесу. Пришел медведь, заломал — корова пропала. А где останки? Медведь унес в лес. Страховщики говорят: пойдите, найдите останки, что это так, а вы не сдали на шашлык. Но как их найти в лесу? Или вот: лошадь села на капот машины, разбила в хлам — и ничего. Почему не признается страховой случай?", — спросил он.
"Как часто лошадь садится на капот?" — задала контрвопрос Т.Тырышкина.
"В Усть-Цильме — часто", — ответил П.Поташов.
"В Усть-Цильме часто бывает: корова съела белье, коза съела цветы", — поддержал С.Артеев.
Представитель "Росгосстраха" снова сослалась на пассивность населения. "Пять процентов там страхуются от потопа, остальные пассивны. Это исторически сложилось, мы не поддержали в свое время ту культуру страхования, которая была в СССР", — высказалась она.
"Не хватает информационно-разъяснительной работы", — вставила замечание председатель ОПРК Галина Киселева.
Депутат Госсовета Александра Бушуева не согласилась со сказанным ранее. "Нелепо на "Росгосстрах" перекладывать ответственность за решение проблемы. Мое детство прошло в сельской местности: коровы, козы, лошади были у всех. Каждая лошадь принадлежала хозяину и он должен был нести ответственность за свою скотину. Телята были на выпасе за три километра от населенного пункта, коровы — за пять километров. Все скидывались и делали ограждения. А мы сейчас ищем виноватых..." — высказалась парламентарий.
Вячеслав Шулепов и Александра Бушуева вспомнили прошлое на селе
Депутат Вячеслав Шулепов тоже обратил внимание на отсутствие определенных мест для выпаса скота. "Потому и бродят по населенным пунктам. Если бы было организованное стадо, то и держаться надо вместе. Проблемы с подбором кадров на местах. А штрафовать за скотину — последнее дело. Деньги нужны на страхование, а народ в деревнях небогатый, каждую копейку считает. В советские времена, когда земля была общая, нанимали пастуха, по десятке складывались. А сейчас пастуха на каждую корову не наймешь, и на 10 коров не наймешь — надо сотню коров. В Красном Затоне было 2 стада коров — сейчас ни одного. Тяжело стало заниматься подсобным хозяйством", — пояснил он.
П.Поташов предложил возродить домовой учет сельхозживотных для того, чтобы их можно было страховать и потом получать страховку в соответствующих случаях. "Давно говорю, что чипирование животных должно стать нормой", — отметил общественник.
С.Артеев спросил: не может ли неучтенное животное стать причиной вспышки эпидемии? А.Белых заверил собравшихся, что все стада и сколько-нибудь ценные для хозяев животные получает рано или поздно ветеринарную помощь и, соответственно, стоят на учете.
Прибывшие на совещание заместитель руководителя администрации Усть-Цилемского района Николай Канев и руководитель Совета общественности этого муниципалитета Елена Еремеева добавили подробностей из жизни припечорцев. По словам Е.Еремеевой, в селе Усть-Цильма у населения имеется 63 коровы, более 70 лошадей, 40 овец и 56 коз. Скот четырех КФХ выпасается отдельно.
Н.Канев рассказал, что неконтролируемый выпас лошадей может быть опасен для людей. "Жеребец гонит десяток кобыл — это страшно", — намекнул он на возможные нападения жеребцов на людей в период спаривания. "А хозяева где?" — поразилась А.Бушуева. "А кто их знает? — одной фразой передал суть проблемы чиновник. — Трава, помойка — они все едят".
Александру Бушуеву ситуация в Усть-Цильме поразила
"Такое впечатление, что только в Усть-Цильме такая проблема", — тоже удивился В.Шулепов.
"Почему же? И в Прилузье, и в Ижме тоже так", — ответил Н.Канев.
Разговор свернул на тему штрафов. По мнению устьцилемов, если их увеличивать, например, довести до верхней границы и брать по 5000 рублей за нарушение, то сельчане просто начнут резать скот. "Есть поселение, где вырезали всех коров. Глава поселения ввел штрафы — и вырезали", — отметил Н.Канев.
В итоговое решение вошли рекомендации правительству Республики Коми разработать общие для региона правила содержания, выпаса, прогона на пастбище, учета и регистрации сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах и КФХ, а также у индивидуальных предпринимателей. Правила эти утвердить в муниципалитетах, организовать обустройство ограждений для выпаса, информировать население о правилах и активизировать работу по выявлению правонарушений.