Прокурор Коми предложил создать в республике специализированные следственно-оперативные группы по расследованию ДТП. Об этом руководитель надзорного ведомства Сергей Бажутов заявил на ежегодной расширенной коллегии.
Он привел печальную статистику, согласно которой в 2014 году зарегистрировано 1424 дорожно-транспортных происшествия, из них 200 произошло по вине пьяных водителей. При снижении ДТП, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, количество погибших в них хоть и незначительно, но все же возросло со 132 в 2013 году до 141 в 2014, из них 32 погибли по вине нетрезвых водителей.
Благодаря принятым мерам в 2014 году все лица, совершившие в состоянии опьянения ДТП со смертельным исходом, осуждены к реальному лишению свободы. По апелляционным представлениям изменены приговоры в отношении восьми осужденных, в том числе в отношении двух Верховным судом республики условное наказание заменено на реальное лишение свободы. В целом доля лиц, совершивших данные преступления в состоянии алкогольного опьянения и осужденных к реальному лишению свободы, увеличилась на 30 % по сравнению с 2013 годом, а количество прекращенных в суде дел в связи с примирением сторон снизилось с восьми до одного.
По его словам, каждый третий осмотр места происшествия по уголовным делам о ДТП в 2014 году производился без участия эксперта-криминалиста, в 46 случаях - должностными лицами, не имеющими полномочий по расследованию таких дел. Из них в шести - при наличии погибших. Так, в Сысольском районе, обладая достоверной информацией о том, что в результате ДТП погиб человек, и поступившее сообщение о происшествии является фактически сообщением о преступлении, на место происшествия выехал и производил осмотр не следователь, а инспектор ГИБДД, не являющийся участником уголовного судопроизводства.По этой причине не во всех случаях производится тщательная фиксация в протоколах и фототаблицах объектов и следов, характеризующих транспортное средство, место столкновения, дислокацию дорожных знаков и состояние дорожного полотна. В результате, процессуальные документы являются неинформативными, что не позволяет экспертам-автотехникам составить достоверное заключение, а следователям принять законное процессуальное решение. К примеру, в Сыктывкаре основанием для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела по факту наезда на пешехода со смертельным исходом стал вывод эксперта об отсутствии технической возможности предотвратить столкновение, сделанный лишь на пояснениях водителя. Никаких мер к проверке его показаний о движении с допустимой скоростью следователем не принималось. Уже в текущем году прокурорами отменено пять незаконных процессуальных решений по фактам происшествий со схожими обстоятельствами.
В прошедшем году 21 уголовное дело из 152 по фактам ДТП возбуждено спустя более полугода после регистрации сообщения, а три – спустя более года. Три дела возбуждено только после вмешательства прокуроров.
Из-за волокиты и низкого качества, более половины дел расследованы с нарушенным сроком. По каждому четвертому делу, связанному с причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью, судебно-медицинская экспертиза назначена по истечении месяца и более после начала предварительного следствия.
"По статистике на Сыктывкар и Ухту приходится почти половина пострадавших и свыше четверти погибших в ДТП в республике. Однако даже в этих крупных городах не имеется штатных подразделений, занимающихся расследованием такой категории дел. Руководители органов внутренних дел не создавали и специализированных следственно-оперативных групп по расследованию этих преступлений, хотя соответствующие права предоставлены пунктом 7.2 вышеназванного Положения МВД России. Создание таких подразделений и групп, на наш взгляд, могло бы способствовать исправлению ситуации", - заключил С. Бажутов.