Надежда Быковская будет лично контролировать соблюдение прав жителей Ижемского района. Об этом сегодня руководитель Республики Коми Вячеслав Гайзер договорился в ходе личной встречи с уполномоченным по правам человека в Республике Коми Надеждой Быковской. Омбудсмен рассказала о своей первой рабочей поездке.
Пресс-служба главы Республики Коми публикует выдержки из стенограммы встречи:
Вячеслав Гайзер, временно исполняющий обязанности Главы Республики Коми.
- Добрый день, Надежда Николаевна. На наших встречах мы договаривались, что Вы, как уполномоченный по правам человека, изучите все "болевые точки" в республике. В качестве первой был выбран Ижемский район, откуда поступает очень много обращений, в том числе и по вопросам, связанным с экологической безопасностью. Вы побывали в районе, пообщались с людьми, изучили ситуацию на месте. Расскажите, какое впечатление у Вас сложилось, поделитесь Вашим видением.
Надежда Быковская, уполномоченный по правам человека в Республике Коми.
- Добрый день, Вячеслав Михайлович. На прежних встречах я говорила, что в первую очередь постараюсь посетить сельские районы. В их числе Ижемский, где ситуация по сравнению с другими сельскими районами, наиболее напряжённая. Особенно в тех селах, где нефтяники, а именно, компания "ЛУКОЙЛ", бурит свои скважины.
Я встречалась с жителями и депутатами Ижмы, Краснобора, Щельяюра и первое, о чем хочу сказать, - если в самом начале конфликта люди выдвигали экологические и экономические требования, то сегодня они могут вылиться в политические. При этом все понимают, что "ЛУКОЙЛ" пришел надолго, что нельзя взять и не пустить компанию для работы в район, но отношение со стороны "ЛУКОЙЛа" им не нравится. Люди хотят, чтобы к ним относились по-человечески. Потому что в самом начале, когда "ЛУКОЙЛ" только заходил в Ижемский район, рисовались радужные картины, мол, найдена нефть, будет лучше жить, всем были розданы планы работы компании. Но спустя некоторое время эти планы стали нарушаться. Как пример, изначально говорилось о безамбарном производстве, теперь речь идет о размещении шлама в амбаре.
Аналогичная ситуация со скважиной - по предварительным планам должно быть наклонное бурение, а на деле - нефтевышки находятся совсем близко к Краснобору и артезианской скважине, откуда берется вода. И если не еженедельно, то ежемесячно происходят нефтеразливы. Но, самое страшное, говорят люди, что о разливах они сами звонят и сообщают нефтяникам. Да, нефтяники реагируют на сообщения, даже сделана специальная насыпь, но на месте разлива больше ничего не растет. И все утечки рядом с селом.
По словам жителей района, "ЛУКОЙЛ" дает десять с половиной миллионов рублей району. Мы понимаем, что это немалые деньги. Но то болото, та река, где мы кормимся, где жили многие поколения наших предков, не останутся. Если в Ижме появится мост за деньги "ЛУКОЙЛа", то в Красноборе ничего не будет.
В.Гайзер - Общественные слушания были проведены по тем работам, о которых Вы рассказываете?
Н.Быковская -Да, одни были. Но в феврале были проведены дополнительные работы - пробурены 4 скважины без информирования общественности. Люди насторожены, боятся того, что большой разлив будет в Красноборе. Они говорят: мы не хотим такого, как в Усинске. Понятно, что прекратить работу для компании невозможно. Но люди выдвигают требования, пока только экологические, и говорят, что подачки от "ЛУКОЙЛа" не нужны. Требуют приостановить работу и заменить трубы.
Естественно, что я встречалась с представителями "ЛУКОЙЛа", которые утверждают, что все не так плохо, но признают, что не могут найти общий язык с людьми. Я считаю, что это отговорки, общий язык можно найти со всеми. Надо просто людям объяснить, а не присылать депутатов Госдумы, совершенно другого региона, один из которых напугал людей, сказав, "что вы боитесь, у вас тут нефти немного, всего на 15-17 лет". А когда его спросили, что нам делать, ответил, мол, не переживайте, переселение немногих денег будет стоить. О каком переселении вообще разговор?
Люди требуют человеческого отношения и объяснений, нормальных ответов на вопросы. Я считаю, что диалог необходим, и он возможен.
В.Гайзер - Абсолютно согласен с тем, что диалог должен быть выстроен. И власть во всех направлениях должна сделать все необходимое. Причем не просто в формате диалога между населением и предприятием, а так, чтобы это стало системой взаимоотношений предприятий экономики и людей, проживающих на своей территории. Поэтому у меня большая просьба и от себя лично, и как высшего должностного лица республики - продолжить Вашу работу. Что касается органов исполнительной власти, я по прямой подчиненности обозначу задачи, кто и что должен делать в Ижемском районе. Но мостиком между инициативной группой, властью и "ЛУКОЙЛом" считаю, что правильнее выступить Вам.
Кроме того, я буквально на днях буду в рамках рабочей поездки в Ижме, заодно проверю эти вопросы. Но что касается наших требований к "ЛУКОЙлу" по отношению изменений их подхода и к общению, и к раскрытию информации - это точно будет сделано. Мне хочется, чтобы мы вместе сформулировали на основе той информации, что вы собрали, в каком виде это должно быть. Есть законом обусловленные требования, по общественным слушаниям в том числе, по другим обязательным форматам работы. А есть вещи, которые называются человеческим отношением. Нужно грамотно сформулировать, что не только инициативная группа, а республика вкладывает в это понятие, и не просто довести до "ЛУКОЙЛа", но и контролировать этот процесс. Мы со своей стороны, Вы со своей, исполняя функционал по защите прав людей, проживающих в республике. Естественно к этой работе надо подключать общественность как составную часть этой работы. Мы решаем общие вопросы. И если местные власти дистанцируются от людей, будем разбираться с этим.