Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Обзор деятельности в 2005 году операторов сотовой связи, работающих в Коми

31 марта 2006 года 0:1

Обзор посвящен деятельности в 2005 году сотовых операторов, работающих в Республике Коми, и перспективам развития сотового рынка региона в ближайшем будущем.

Опекуны и дочки

В Республике Коми работает четыре оператора сотовой связи: «большую тройку» - МТС, Мегафон и Билайн – дополняет «местный» оператор, предоставляющий услуги мобильной связи под маркой «Индиго».

Первым оператором стандарта GSM, объявившем в августе о начале работы в регионе, стали «Мобильные ТелеСистемы», первый абонент подключился к сети МТС в сентябре 1998 года. В начале 2004 года ОАО «МТС» объявило о начале полномасштабной реорганизации компании. Новая схема управления компанией подразумевала создание трехуровневой системы: корпоративный центр в Москве, региональное представительство и макро-регион, который в данном случае выступает связующим звеном между центром и периферией. В компании было создано 10 макро-регионов, Республика Коми вошла в состав макро-образования «Северо-Запад», презентация которого состоялась 7 июня 2004 года в Санкт-Петербурге. Однако окончательная интеграция регионального филиала в новую трехуровневую структуру завершилась в июне 2005 года. Все коммерческие интересы компании в Коми стал представлять филиал ОАО «МТС» в Сыктывкаре (вместо упраздненного ООО «МТС-РК»).

В ноябре 2004 года в Коми начало подключать к сети «МегаФон» ЗАО «Уральский Джи Эс Эм». По делению Мининформсвязи России, Республика Коми отнесена к Уральскому региону, поэтому в ЗАО решили использовать старую схему разделения полномочий – республика стала одним из 11 регионов страны, где интересы «МегаФона» представляет «Уральский Джи Эс Эм».

Первый оператор сотовой связи на территории республики - ЗАО «Парма Мобайл», которое еще с середины 1990-х годов начало предоставлять услуги связи в стандарте AMPS-800, - в июне 2004 года начал тестовую эксплуатацию сети в стандарте GSM. Лицензию на предоставление услуг сотовой связи в стандарте GSM-1800 компания получила в январе 2002 года, однако коммерческая эксплуатация сети «Индиго GSM» началась 1 декабря 2004 года.

Последний из четырех ныне работающих в Коми GSM-операторов – «Билайн» - объявил о своем приходе в регион в апреле 2005 года. Появление одного из игроков, входящего в «Большую тройку» сотовых операторов, совпало с полномасштабным ребрендингом ОАО «ВымпелКома». Республика Коми стала первым из незанятых «Билайном» регионов, куда компания пришла в новом, черно-желтом, оформлении. Интересы «ВымпелКома» в республике представляет ЗАО «Восток-Запад Телеком», стопроцентное дочернее предприятие компании. В зону его лицензионного покрытия входят все Уральские регионы – компания также пошла вслед за делением Мининформсвязи. В то же время, экономическая, политическая и социально-культурная близость республики с Северо-Западом России повлияло на то, что Коми вошла именно в северо-западное безроуминговое пространство. Акционеры ОАО «ВымпелКом» в апреле этого года должны принять решение о присоединении семи дочерних компаний, в том числе ЗАО «Восток-Запад Телеком». Присоединение в виде поглощения проводится для упрощения корпоративной структуры. Как обещают в компании, все договоры с контрагентами и с абонентами сохранят свое действие на прежних условиях; обслуживание абонентов и предоставление услуг связи также останется неизменными.

Растем

На начало 2006 года степень проникновения сотовой связи в Республике Коми достигла уровня 70,9 процента (при численности населения в 985 тысяч человек). По данным департамента в Министерстве промышленности и энергетики региона, за 2005 год общая численность активных абонентов сотовой связи в республике выросла до 698,6 тысячи, увеличившись за год в 2,1 раза (Приложение 1).

Немного снизились темпы наращивания клиентской базы у филиала ОАО «МТС», хотя в численном выражении оператор сохраняет безусловно лидирующие позиции – к началу 2006 года МТС объединял 492 тысячи абонентов республики, что в 1,6 раза больше, чем годом ранее. К февралю клиентская база МТС превысила полмиллиона активных абонентов.

ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» смог увеличить клиентскую базу сети «Мегафон» в Коми с 15,12 тысячи абонентов на начало 2005 года до 111,8 тысячи на 1 января 2006 года.

Почти в пять раз увеличилось число подключившихся к сети «Индиго GSM» - с 12 до 59 тысяч. В то же время, ЗАО «Парма Мобайл» в середине февраля 2006 года объявил о подключении 100-тысячного абонента.

За девять месяцев работы в республике свои предпочтения «Билайну» высказало всего около 35 тысяч жителей республики.

Прошлый год стал знаменательным для абонентов, использующих старый формат сотовой связи - AMPS-800. По данным «Ассоциации-800», куда входит «Парма Мобайл», в Коми наибольшее количество абонентов, использующих этот стандарт связи, было зафиксировано в январе 2003 года - клиентская база тогда составляла 2220 абонентов.

На 1 января 2005 года сеть «старого» стандарта определялась у 1485 абонентов. Сейчас работу сети для 400 абонентов поддерживает одна базовая станция в Сыктывкаре. Тем не менее, компания не планирует в ближайшее время прекращать деятельность в этом спектре сотового рынка.

Кто кого?

По мнению экспертов, темпы прироста подключений новых абонентов у сотовых операторов, работающих в Коми, в 2006 году значительно снизятся - сотовые операторы уже достигли предела роста клиентской базы. Сотовые операторы в Коми уже набрали всех абонентов, которых можно было набрать, и цифра в 700 тысяч абонентов, по их мнению, в 2006 году перекроется незначительно.

В то же время, коммерческий директор Уральского региона ОАО «ВымпелКом» Андрей Пятахин считает, что этот прогноз «немного пессимистичен». По его словам, 2006 год станет заключительным, когда клиентские базы сотовых операторов будут прирастать. Основная битва за абонентов закончится к 2007 году, после чего операторы будут прилагать максимум усилий для «перетягивания» клиентов друг у друга. Такого же мнения придерживаются специалисты минпромэнерго региона, которые видят дальнейшее развитие сотового рынка республики в перераспределении существующей «клиентуры» между всеми четырьмя сотовыми операторами. По данным информационно-аналитического агентства «СОТОВИК», порядка трети абонентов, подключающихся сейчас к услугам кого-либо из сотовых операторов, уже имеют sim-карты конкурирующих компаний. По словам коммерческого директора ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» Андрея Ибрагимова, в основном это пользователи с небольшим доходом, которые пытаются получить выгоду за счет разницы в тарифных планах. Это, в свою очередь, ведет к сокращению роста прибыли, поскольку вновь подключающиеся абоненты представляют малодоходные слои населения. В таких условиях компании будут делать ставку на существующую лояльность своих клиентов.

Основной акцент в «войнах за абонентов» в республике эксперты делают на противостояние между МТС и «Билайном» - за обеими компаниями стоят сильные федеральные центры и огромные бюджеты на рекламные и маркетинговые кампании. «Билайн» как «опоздавший» игрок вынужден вести более яростную борьбу за новых клиентов, и, по словам А.Пятахина, эта борьба в скором времени станет еще жестче и тяжелее. Своих позиций не собирается сдавать и МТС: Коми является для компании стратегически важным регионом. С точки зрения абонентской базы и размеров затрачиваемых на услуги связи средств республика занимает второе, после Санкт-Петербурга, место по Северо-Западу, сообщил директор филиала ОАО «МТС» «Макро-регион «Северо-Запад» Иван Золочевский.

«Отстающая» роль в «большой тройке» отводится «МегаФон-Уралу», даже несмотря на хорошие показатели роста числа абонентов в 2005 году. Компания не смогла воспользоваться явным преимуществом, придя в регион второй вслед за МТС. В то же время, недостатком «сильных» операторов может стать их сложная иерархичность и замедленное принятие решений, согласование действий и акций с центром. В этом отношении большей маневренностью, и, соответственно, возможностями обладает «местный» оператор – «Индиго GSM», способный быстро подстраиваться как под изменение потребительских предпочтений, так и под меняющееся законодательство в сфере связи.

Где брать новичков?

По прогнозам аналитиков, число абонентов сотовых компаний в республике в ближайшие год-два будет расти, в основном, за счет «новых территорий». Так, МТС к концу первой половины 2006 года планирует придти в Усть-Цилемский и Ижемский районы и таким образом обеспечить доступ к своей сети во всех муниципалитетах Коми.

В феврале на карте МТС появился Удорский район, став девятнадцатым по счету, куда добралась сотовая связь от МТС. По такому же принципу (сеть развертывается сначала в крупных городах региона, возле значимых автомобильных трасс, а потом – проникновение в сельские районы) вслед за МТС идут «Билайн» и «МегаФон».

По темпам развития сети немного отстает «Парма Мобайл». К ноябрю 2005 г сеть «Индиго GSM» расширилась за счет небольших территорий в Сыктывдинском и Ухтинском районах, прилегающих к Сыктывкару, Ухте и Сосногорску. В этом году «Индиго GSM» предпримет массированное наступление на север – в апреле планируется приход в Печору, в конце года – в Воркуту. «МегаФон», развернувший сеть почти одновременно с «Индиго GSM», в Заполярье пришел еще в первой половине 2005 года. «Билайн» до конца года намерен развернуть сеть в Усинске и Воркуте.

Еще одна возможность для оператора увеличить число подключений – заключить контракт с дилерами на эксклюзивное обслуживание только одной компании. Пионерами в этой области стал «Билайн», заключив соглашение на свое 100-процентное присутствие в сети магазинов «Омнифон». В начале этого года МТС предложил ритейлерам взаимовыгодное сотрудничество: более 70 процентов дилерских точек в Коми в скором времени будут предлагать покупателям только SIM-карты от МТС.

Также клиентская база сотовых операторов будет пополняться - и, соответственно, уменьшатся - за счет «перебежчиков». Основной причиной такой миграции в последнее время стало наличие у того или иного сотового оператора дополнительных услуг – а, значит, и дополнительных возможностей использования мобильного телефона. Так, сейчас услуги по технологии GPRS своим абонентам могут предложить три сотовые компании, работающие в республике. Пионером в этой области считается «МегаФон», развернувший сеть GPRS в конце 2004 года. «Билайн», придя в регион, сразу показал своим клиентам возможности «Пакетной передачи данных». Компания МТС завершила реконструкцию сети в ноябре 2005 года, а абоненты «Индиго GSM» смогут воспользоваться технологией GPRS только во второй половине 2006 года. Сейчас «МегаФон» проводит опытно-коммерческую эксплуатацию технологии EDGE («Повышенная скорость передачи данных для глобальной эволюции»), которая позволяет передавать данные по мобильной сети со скоростью до 247 кбит/сек, что в среднем в 2,5 раза быстрее, чем по GPRS. На дальнейшее внедрение этой технологии нацеливается и «Билайн».

МТС в конце 2005 года предложил своим клиентам сервис i-mode, основной особенностью которого является четкая структурированность информации и простота доступа. Достаточно одного нажатия клавиши «i» на телефоне, чтобы получить доступ к более чем 120 сайтам от 60 контент-партнеров, скомпонованных в тематические разделы. Особенностью сервиса является то, что им могут воспользоваться только абоненты, имеющие определенную модель телефона с клавишей «i». Альтернативой этого сервиса являются билайновские «Хамелеон» и «Интуиция», сервис «МегаФон PRO», воспользоваться которыми, однако, можно с любых марок телефонов.

*** В обзоре использованы материалы агентства «Комиинформ», информационно-аналитического агентства «СОТОВИК», аналитического агентства AC&M-Consulting, порталов «URA.Ru» и «sbpIT.ru», данных Министерства промышленности и энергетики РК, филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в Сыктывкаре, ЗАО «Парма Мобайл», ЗАО «Восток-Запад Телеком», ЗАО «Уральский Джи Эс Эм».

Подготовил Игорь СОКОЛОВ, "Комиинформ"