Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью генерального директора ОАО «Комитекс» Андрея Пошуменского агентству «Комиинформ»

22 марта 2005 года 0:1

О деятельности ОАО «Комитекс» в интервью агентству «Комиинформ» рассказал генеральный директор компании Андрей Пошуменский.

- Андрей Семенович, ОАО «Комитекс» - одно из старейших и крупнейших предприятий Республики Коми, о нем знают как в стране, так и за рубежом. Однако в республике информация о деятельности фабрики в последнее время закрыта. Почему?

- Начнем с того, что я не совсем соглашусь, что «Комитекс» - закрытое предприятие. Оно закрыто отчасти из-за того, что у нас здесь нет покупателей – мы продаем весь свой товар за пределами Коми и России. И сырье также покупаем за границей, здесь у нас только производство, и здесь же мы исправно платим налоги – более 100 миллионов рублей в год. Поэтому, наверное, и создается иллюзия закрытости. Если бы мы закупали лес в объемах как Сыктывкарский ЛПК, если бы пилили доски или делали фанеру, или если бы здесь были автозаводы, на которые мы бы поставляли продукцию, тогда было бы все ясно. В прошлом году мы праздновали 25-летие предприятия и освещали это событие везде. А набивать оскомину своими успехами и неудачами, я думаю, не стоит.

- Как вы оцениваете место компании в региональной экономике?

- Если оценивать место компании в региональной экономике, то это одно из лучших предприятий в стране. Еще раз повторюсь, что мы не используем ничего местного, мы здесь только перерабатываем продукцию других производителей и платим налоги, зарплату работникам, создаем рабочие места. В этом плане «Комитекс» лучше, потому что все остальное либо крушит природу, либо «выпивает» недра.

- Расскажите подробнее об основных областях применения вашей продукции.

- Изначально наше предприятие выпускало нетканое полотно. Они используются в различных областях, главные рынки сбыта для нас - строительство автомобильных и железнодорожных дорог. Нетканые материалы также используются как основа для всяческих полимерных покрытий: линолеум, клеенка. Автомобильная промышленность тоже широко использует нетканые материалы как для внутренней отдели салонов, так и для технологий обработки металлов. Мы также производим полиэфирное волокно, которое является сырьем для изготовления нетканых материалов. Волокно делается как раз из пластиковых одноразовых бутылок. За последние три года мы создали сырьевую базу и сейчас мы можем перерабатывать до 1200 тонн этих бутылок в месяц. Для сравнения скажу, что Сыктывкар собирает 50 тонн в месяц, а нам надо 1200. В то же время, мы надеемся увеличить переработку до 1500 тонн в месяц. Нам приходится завозить грязные бутылки из Казахстана, Украины, даже из Испании – потому что в России не организован их сбор. В Киеве 600 приемных пунктов, в Сыктывкаре – ни одного. Все бутылки, которые поступают к нам, собраны на свалках. В Европе давно организован так называемый «цивилизованный сбор», до свалок дело не доходят. Их бутылки чище, и их легче перерабатывать.

- Ваше производство напрямую связано с химическими технологиями. Как обстоит дело с экологией?

- Раньше у нас было четырнадцать агрегатов, которые использовали химические связующие. Сейчас их осталось полтора. Поэтому проблема решилась автоматически, что называется, «проблема умерла». Что касается нашей продукции, то она, в основном, является производным от полимеров. Полимеры изначально биологически нейтральны и экологических проблем не вызывают. Проблема полимеров в том, что их практически невозможно утилизировать – они не разлагаются и загрязняют природу. Поэтому один из наших цехов как раз перерабатывает вторичные отходы, в частности, пластиковые бутылки из-под различных напитков, обратно в нетканые материалы. Это первый опыт в России, и мы им гордимся.

- Проводите ли вы экологический мониторинг?

- Несомненно, каждый новый проект оценивается с точки зрения экологии, готовятся материалы экологической экспертизы, проходят слушания с участием общественности.

- Сколько человек работает на предприятии?

- Если считать вместе с дочерними предприятиями, то порядка 1200 человек. Текучка кадров составляет восемь процентов – это абсолютно нормальный показатель, который стимулирует людей, потому что высвобождаются места и появляется возможность карьерного роста и у рабочих, и у управленцев. Если бы текучка была два процента, то меня бы это угнетало. Сегодня средняя зарплата на предприятии – 11 тысяч рублей в месяц.

- Вы считаете, что работать в ОАО «Комитекс» престижно?

- Если человек чего-то добился, то это престижно. И не важно, где - в «Комитексе», на ЛПК или в «Дженерал моторс». Поэтому здесь должны быть другие критерии: если человек является хорошим специалистом, если он что-то может делать лучше других - то это престижно. Если смотреть с другой точки зрения, то работать в «Комитексе» престижно, так как оно - крупнейшее предприятие в России в текстильной отрасли. Предприятие само по себе престижно, а вот работать, по-моему, все равно где, – главное, как работать.

- Как обстоят дела на предприятии с охраной труда, какие меры предпринимаются для снижения травматизма?

- Любое производство опасно, и, как это ни прискорбно, на любых предприятиях несчастные случаи были и будут, это неизбежно. Однако это ни в коей мере не снимает с нас ответственности по организации нормальных условий труда. Именно невыполнение требований безопасности влечет за собой несчастные случаи. Администрация обязана сделать все необходимое для обучения работников безопасным условиям труда. Каждый год мы выделяем все больше и больше средств на приобретение спецодежды, проведения различных защитных и охранных мероприятий. Это все, что мы можем делать.

- Сейчас много говорят о социальной ответственности бизнеса, какие шаги в этом направлении предпринимает компания, и что Вы вкладываете в это понятие?

- Мне очень не нравится постановка вопроса о социальной ответственности. У нас есть ответственность уголовная и административная - все остальное не ответственность, раз это не прописано законом. Ответственность бизнеса перед обществом, я считаю, состоит в том, чтобы, во-первых, делать качественный товар, который был бы нужен и оправдывал бы ожидания потребителей, а во-вторых, честно платить налоги, выплачивать зарплату и создавать новые рабочие места. Все остальное «от лукавого». Каждый воспринимает социальное партнерство по-своему: кто-то – «богатый поделился с бедным», кто-то – «чтобы богатый отдал то, что он заработал». Но все предприятия находятся в разных условиях. Я считаю, что государство устранилось от социальных программ, когда были отменены льготы по уплате налога на прибыль, если предприятие занималось благотворительностью и расширяло производство. Раньше у нас была реальная заинтересованность закупать оборудование и привлекать новых рабочих и, кроме морального, был еще и материальный стимул. Сейчас этого стимула нет, хотя во многих странах он есть. Я считаю, что здесь наше государство опаздывает.

- Но ваша компания участвует в каких-либо социально-значимых проектах на территории Республики Коми?

- В одном проекте – мы участвуем в формировании бюджета города и республики. Это самый главный социальный проект.

- Есть ли собственные внутрикорпоративные социальные программы на Вашем предприятии?

- Да есть, несомненно. Но я бы не назвал это так громко – «программами». Мы бесплатно доставляем всех людей на работу и с работы на арендованных автобусах. Я считаю, что очень важно, так как мы находимся не в центре города. Мы осознанно несем убытки по столовой – более одного миллиона рублей в год, - чтобы удешевить питание. Мы выплачиваем малоимущим дополнительную материальную помощь, содержим здравпункт, в котором работники проходят либо лечение, либо медосмотр. Но я считаю, что это неправильно, – человек должен зарабатывать достаточно, чтобы самому оплачивать дополнительные услуги – ту же медицину.

- Если измерять социальную ценность бизнеса по десятибалльной шкале, то сколько баллов наберет Ваша компания?

- 1200 – потому что у нас 1200 работающих.

Беседовал Игорь Соколов, «КОМИИНФОРМ»