Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Коми Николая Лавреги агентству «Комиинформ»

28 декабря 2005 года 0:1

В уходящем году Управление Федеральной антимонопольной службы по Коми провело много громких дел, связанных с крупными компаниями. Об итогах работы и новых задачах корреспонденту «Комиинформа» рассказал руководитель управления Николай Лаврега.

- Вы активно выступаете за социальную солидарность власти и бизнеса, считаете это одними из самых актуальных вопросов. Почему?

- Есть ряд условий необходимых для формирования социальной ответственности, в том числе и создание на государственном уровне стабильных условий хозяйствования, ограничения административного вмешательства в предпринимательскую деятельность. Основной формой сотрудничества власти и бизнеса, как правило, являются заключаемые соглашения. С одной стороны, они имеет четко выраженную социальную направленность. Бизнес берет на себя обязательства по ремонту и строительству жилья, трудоустройству населения, развитию и поддержанию инфраструктуры городов и многое другое. Но, с другой стороны, органы власти обязуются создать благоприятный климат для работы дружественных компаний в Коми. Например, содействуют в выдаче лицензий и в выделении земельных участков, предоставлении некоторых преимуществ при проведении конкурсов. А это все нарушает требования антимонопольного законодательства. Думаю, что решить эту проблему можно только при тесном взаимодействии республиканских властей и антимонопольного управления.

- Власть с Вами должна сотрудничать, а как же бизнес? Яркий пример отсутствия взаимодействия – тарифы авиакомпаний...

- Ситуация с авиаперевозками остается по-прежнему сложной. Мы проверяем компании на наличие или отсутствие соглашений, влияющих на тарифы на авиаперевозки. ОАО «Комиинтеравиа» и ОАО «Ютэйр» (Ханты-Мансийск), которые занимаются пассажирскими авиаперевозками в Коми, не предоставили нам по нашему требованию необходимой информации. С ними до сих пор идут судебные тяжбы. Каждое требование УФАС оспаривается в суде, но это их право. Мы будем до конца расследовать ситуацию, которая складывается на рынке авиаперевозок.

- Пока идут тяжбы, авиакомпании используют те же тарифы?

- Конечно, тарифный план не изменен, И он достаточно высокий. Но мы не ставили себя задачи понизить тариф. Мы должны определить, почему он именно такой, что в него заложено. Странно, что цена билета на рейс Сургут – Москва ненамного отличается от стоимости рейса Сыктывкар – Москва. Хотя расстояния, мягко говоря, разнятся.

- Ваше управление выступает против реформирования «Комиэнерго» по базовому варианту. Почему?

- Самое главное, что если эта реформа не будет направлена на создание надежной и мощной электросвязи с единой энергосистемой, то все расходы от неэффективной работе нашей энергосистемы будут переложены на потребителей. Сейчас мы не можем добраться до оптового продавца электроэнергии, чтобы хозяйствующий субъект мог приобрести ее по приемлемой цене, которая ниже, чем предполагается на территории Коми. То есть, на сегодня нет конкуренции, а в программе реформирования не предусматривается создания конкурентной среды. Тогда о каком положительном эффекте, декларируемом программой реформы, мы можем говорить? Со своими предложениями мы обратились в Федеральную антимонопольную службу, сейчас ждем ответ. Но, как мне стало известно, он не положительный, потому что реформа идет. Однако мое мнение по этому вопросу не поменялось.

- Вы не согласны и с курсом реформирования жилищно-коммунального комплекса республики…

- В республиканской Программе реформы ЖКХ декларируется демонополизация отрасли. Но, к сожалению, этот процесс тормозится. При сложившихся условиях в сфере ЖКХ нет и не может быть конкурентной среды! Выбранный путь реформы свидетельствует о том, что на смену одному монополисту приходит еще более жесткий, претендующий на свободные, только ему понятные тарифы и, как следствие, неминуемый социальный взрыв. Я считаю, что нужно жесткое регулирование отрасли, направленное на выращивание конкурентной среды. Мы внесли некоторые предложения по реформированию жилищно-коммунального комплекса ФАС России.

- Что это за предложения?

- Необходимо экономически стимулировать создание товариществ собственников жилья и развитие управляющих компаний. Жильцы смогут самостоятельно определять, по каким тарифам им содержать дома, какая компания будет заниматься домохозяйством. Мы предложили ввести дифференцированный тариф услуги ЖКХ: для населения, живущего в домах под руководством ТСЖ, тариф снизится, а для людей, не желающих принимать участие в управлении собственным жильем, - повысится. Кроме того, государство должно принять долевое участие в софинансировании капитального ремонта жилищного фонда. Также необходимо исключить практику установления тарифов на услуги ЖКХ для ТСЖ и управляющих компаний как для юридических лиц. Нужно рассмотреть вопрос об изменении системы установления тарифов и проведения их экспертизы. Все это позволит в ближайшие 2-3 года реально создать в отрасли конкурентную среду и таким образом снизить существующую нагрузку на бюджеты всех уровней. Потребители получат не только право выбора, но и качество и контролируемую себестоимость предоставляемых услуг.

- С сентября вы по-новому начали работать со СМИ в сфере рекламы. Каковы успехи?

- Сейчас это одно из наших приоритетных направлений. Мы добились уже некоторых успехов. Некоторые СМИ - особенно после круглого стола, который проходил в агентстве «Комиинформ», - хорошо отреагировали. Редакторы и руководители изданий поняли нас в тех вопросах, которые касались заблаговременного информирования читателей и зрителей о рекламном характере материалов. Некоторые редакции встали на другой путь, оспаривают дела в суде. Но мы намерены настаивать на своей правоте. Буквально на днях Госдума РФ приняла поправки федерального закона «О рекламе», которые стали жестче и направлены на штрафы. Ничего хорошего СМИ, которые встали на путь игры с нами в «казаки-разбойники», ожидать не стоит. Не стоит обольщаться такой ситуацией: заметил антимонопольный орган скрытую рекламу или нет, наказал или нет, а издание сорвало куш с рекламодателей. При таком непослушании мы будем применять жесткие меры. Мы будем следить за всеми СМИ. В наружной рекламе мы уже устранили скрытую рекламу водки «Крепкая гражданская оборона». В центре Сыктывкара висел огромный плакат, его уже сняли. Сейчас мы проводим работу по пресечению рекламы «Русского размера».

-Все эти направления, о которых мы поговорили, традиционны для управления. В новом году планируете ли осваивать другие сферы?

- Естественно. Мы займемся контрафактной продукцией, это наша боль. Мы уже начали работать в этом направлении. С декабря УФАС проводит крупную акцию по выявлению подделок в магазинах Коми. Я считаю, что наше вмешательство наведет порядок, будет служить барьером разгулу контрафактной продукции, особенно лекарственных средств. Ведь это очень опасно для жизни и здоровья людей.

Беседовала Кристина ДАВЫДОВА, «Комиинформ»