Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью министра образования и высшей школы Коми Алексея Изъянова агентству «Комиинформ»

1 сентября 2005 года 0:1

В День знаний министр образования и высшей школы Коми Алексей Изъянов ответил на вопросы корреспондента агентства «Комиинформ» о состоянии отрасли образования сегодня и перспективах ее развития.

- Алексей Тихонович, как известно, в Коми в год на образование тратится из республиканского бюджета 6 миллиардов рублей – чуть меньше половины всего бюджета республики. Это дает возможность сфере только существовать или еще и развиваться?

- Должен сказать, что более половины этих средств - 3,5 миллиарда рублей - идет на зарплату учителям, сейчас в среднем преподаватели Коми получают 6100 рублей в месяц. Оставшаяся часть денег обеспечивает, в основном, нормальное функционирование отрасли. Естественно, политика министерства направлена на улучшение качества образования, его развитие. Однако для того, чтобы отрасль постоянно развивалась, необходимо вкладывать в нее 20 процентов от всех финансовых вливаний. В этом году доля расходов составила 5,6 процента – 337 миллионов рублей было привлечено из различных источников дополнительно к бюджетному финансированию. Тем не менее, динамика прослеживается положительная: три года назад на эти цели мы расходовали лишь один процент средств.

- Такая тенденция будет сохраняться?

- Конечно. Более того, расходы на образование будут расти. Например, в этом году заканчивает действовать третий этап республиканской целевой программы «Развитие образования в Коми», на реализацию которой в год выделялось 30 миллионов рублей. Сейчас мы заканчиваем составлять проект следующего ее этапа, так вот мы планируем на три года заложить финансирование в 1,5 миллиарда рублей. Согласитесь, суммы совсем разные.

Кроме того, мы собираемся ввести новую систему финансирования учебных учреждений. Сейчас как раз разрабатываем финансовые нормативы, подсчитываем, сколько стоит обучение одного школьника в год. Учитывается все: месторасположение школы, ее тип. Это будет совсем новый принцип управления средствами: чем больше будет в школе учеников, тем больше денег она будет получать. Поэтому школе станет выгодно обучать больше учащихся, создавать такие условия, при которых ученикам не хотелось бы уходить в другие учебные заведения

- Все ли в системе образования зависит исключительно от финансирования?

- Нет, дело не только в деньгах, многое зависит и от человеческого фактора. Приходится менять сознание руководителей учреждений, настраивать их на более активные действия, ведь они должны приспосабливаться к меняющимся условиям. К сожалению, это происходит слишком медленно. Мы организуем совещания, обучающие семинары, проводим аттестацию заведений. Очень много сейчас зависит именно от руководства. Сейчас, например, две по сути одинаковых школы в одном городе могут работать совсем по-разному, хотя получают одни и те же суммы из бюджета. Однако в одной школе директор продвигает новые идеи, находит спонсоров, использует все возможные формы и средства для ее развития, а в другой все идет по-старому.

Кроме того, персонал нужно обучать работе с техникой, особенно компьютерной, без которой существование образовательных учреждений сейчас уже трудно представить. Да, мы в достаточном количестве обеспечили школы оргтехникой, сегодня в среднем по республике на 30 учеников приходится один компьютер. В некоторых школах вообще в каждом кабинете есть компьютер, с помощью него можно наглядно объяснить многие вещие – это, на мой взгляд, очень хороша система. Но ведь мало только купить компьютеры, нужно, чтобы преподаватели умели с ними обращаться, научились работать с программным обеспечением, с компьютерными учебными пособиями, иначе зачем эта техника нужна? Поэтому внедрение новых технологий – процесс довольно медленный.

- А как обстоят дела с обычными бытовыми условиями – мебелью, учебниками, ремонтом зданий школ?

- Нужно отметить, что к этому учебному году школы подготовились даже лучше, чем к прошлому. Особенно это видно в Воркуте, Эжвинском районе Сыктывкара. Стали появляться пришкольные спортивные площадки. В этом году от пожарного надзора поступило 35 предписаний по устранению недостатков противопожарных систем в образовательных заведениях, тогда как в прошлом году их было 121. Все школы нам удалось оборудовать новыми пожарными сигнализациями. Кроме того, впервые за много лет мы закупили на миллион рублей учебно-наглядные пособия – карты, таблицы, плакаты. В последнее время учителям приходилось готовить такой материал самим. Конечно, учебники приобретают, в основном, сами родители. Мы покупаем учебники детям из малообеспеченных семей. А новых пособий в школьных библиотеках только 15-20 процентов от их общего количества.

К сожалению, пока мы очень мало строим. В Коми 27 школ находятся в аварийном состоянии, и ремонтировать их уже бесполезно, легче и дешевле построить новые. Однако в этом году на капитальное строительство было выделено только 50 миллионов рублей. Тем не менее, мы предполагаем потихоньку решать эту проблему и вводить в строй 2-3 объекта в год.

- Школьники из республики с каждым годом все чаще занимают призовые места в различных российских олимпиадах по предметам, Дельфийских играх. В республике много талантов, которым дают все больше возможностей раскрыться?

- Безусловно, успехи наших учащихся не могут не радовать. Растущее число побед связано, в первую очередь, с тем, что мы составили четкий график проведения различных мероприятий в Коми. Раньше все они проходили от случая к случаю, если выделялись какие-то средства, например, на олимпиаду – ее организовывали. Сейчас мы стали относиться к этому более жестко, в корне поменяли подход: теперь каждый город и район регулярно должен проводить те или иные мероприятия, указанные в графике, и по итогам отчитываться перед министерством. Появилась стабильность и в финансировании: в этом году на такие цели выделено 8 миллионов рублей, на следующий год запланировано уже 11 миллионов. Важна система, именно системный подход во всем – стимул для развития. Способный ребенок должен иметь шанс показать себя как на уровне района, так и в республике, а затем и в России.

- Если в системе среднего образования виден прогресс, что происходит сейчас в сфере среднего специального, высшего?

- Честно говоря, сегодня тревожат ПТУ. Их учебно-материальная база совсем устарела, а на ее обновление денег не хватает. Нужны громадные суммы – около 130 миллионов в год, в бюджете же заложено лишь 8 миллионов. Я считаю, что следует идти по пути объединения схожих училищ и профлицеев, что мы и пытаемся сейчас делать. Во многих таких заведениях специальности дублируются, поэтому лучше из нескольких создать одно – оборудование будет эффективнее использоваться, потребуется меньше кадров, сократятся расходы. В прошлом году мы объединили восемь таких учреждений. С этого учебного года заработает еще один подобный комплекс в Печоре. Однако процесс объединения сложен, прежде всего, тем, что не всем понятны его преимущества, и руководителям хочется оставаться на своих местах. У нас же одна задача – вывести ПТУ на другой уровень, повысить их статус.

Что касается вузов, они целиком зависят от федерального центра, потому что финансируются из федерального бюджета. Там тоже есть свои проблемы, в частности, дублирование специальностей, но в этой области от нас практически ничего не зависит. Мы поддерживаем идею создания так называемого университетского комплекса, о чем уже много говорилось, но решать все равно будут федералы.

Беседовала Ксения МАМЧЕНКО