Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью заместителя Главы Коми, министра финансов республики Вячеслава Гайзера о межбюджетных отношениях в регионе

15 июля 2005 года 0:1

СЫКТЫВКАР, 15 июля (Комиинформ). В октябре этого года в Коми состоятся выборы депутатов местных советов во вновь образованных муниципалитетах. Народным избранникам в первую очередь необходимо оперативно принять бюджеты городских округов и поселений с учетом изменений в законодательстве. О новых принципах формирования местных бюджетов и о межбюджетных отношениях в республике интервью с заместителем Главы РК, министром финансов региона Вячеславом Гайзером, подготовленное пресс-службой Правительства Коми:

- Вячеслав Михайлович, как видоизменится бюджетная система республики в связи с реформой местного самоуправления?

- Начиная с 2006 года, в бюджетной системе Коми возникнет новый, не существовавший ранее, уровень местных бюджетов – поселенческие. Ее средний уровень, в свою очередь, пополнится новым типом бюджетов – городских округов. В связи с этим в бюджете на 2006 год будет несколько фондов финансовой поддержки муниципалитетов. В отличие от трех предыдущих лет, когда, как известно, образовывался только один такой фонд.

- Какие именно фонды будут сформированы? И каков их предполагаемый объем?

- Во-первых, республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов. Его объем, по прикидкам, составит 80 процентов нецелевой финансовой помощи из республиканского бюджета, которая предназначена для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности на местах. Второе – это республиканский фонд финподдержки поселений в части городских округов, которые имеют право на получение дотаций из этого фонда, так как являются городскими поселениями. Наконец, появятся районные фонды финансовой поддержки поселений, они предназначены для дополнительного выравнивания бюджетной обеспеченности поселенческих бюджетов, уже после того, как первоначально осуществится выравнивание за счет республиканского фонда и соответствующих субвенций.

- Получается, что не будет создаваться республиканский фонд финансовой поддержки поселений, находящихся на территории муниципальных районов?

- Это так. И связано это с тем, что государственные полномочия по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений муниципальных районов переходят «под крыло» органам местного самоуправления. Соответствующие субвенции будут предусмотрены в республиканском фонде компенсаций. Такой подход позволяет избежать непосредственных финансовых отношений между Минфином Коми и сотней поселенческих бюджетов.

- Какая законодательная база должна обеспечить функционирование новой системы межбюджетных отношений?

- Для законодательного оформления новой системы до конца этого года, ориентировочно на сентябрьской сессии Государственного Совета Коми, необходимо принять один республиканский закон, устанавливающий порядок образования и распределения районных фондов финансовой поддержки поселений. Два закона депутаты уже одобрили на июньской сессии. Точное название этих двух документов: «О фонде финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми» и «О фонде финансовой поддержки поселений в Республике Коми и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям». Весь этот комплекс законов и устанавливает порядки образования и распределения республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, республиканского фонда финансовой поддержки поселений и районных фондов финансовой поддержки поселений.

- Какие документы нужно принять на местах?

- После формирования органов местного самоуправления на поселенческом уровне необходимо принять решение об утверждении положения о бюджетном процессе в поселении, решение о бюджете поселения на 2006 год, решение о земельном налоге, решение о ставках налога на имущество физических лиц, решение о кассовом обслуживании бюджета по доходам и расходам управлением казначейства Минфина Коми, решение о порядке ведения реестра расходных обязательств поселения и предоставление его администрации района. Желательно, чтобы это было сделано до конца 2005 года.

- Как будет организован порядок формирования межбюджетных отношений в республике на 2006 год?

- Всего будет три этапа. На первом необходимо рассчитать по подушевому принципу дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, находящихся на территории городских округов. Кроме того, будут рассчитаны субвенции бюджетам муниципальных районов на полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений. Указанные дотации и субвенции будут рассчитываться по единому подушевому принципу, с учетом дифференциации норматива по типу поселения – городское оно или сельское. Учитывая неопределенность с прогнозированием доходной и расходной базы поселенческих бюджетов, нормативы подушевых дотаций (субвенций) в законе «О фонде финансовой поддержки поселений…» установлены на заведомо минимальном уровне и не предполагают обеспечения полной сбалансированности этих бюджетов за счет первоначального выравнивания.

Далее второй этап. На основании расчета бюджетной обеспеченности консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов будут рассчитаны дотации на выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности. В методике распределения Республиканского фонда финансовой поддержки будет использоваться поправочный коэффициент расходных потребностей. Он учитывает объективные факторы, влияющие на стоимость предоставления единицы бюджетных услуг в разных муниципалитетах (районах или городских округах) республики. Упомянутый фонд будет аккумулировать основной объем нецелевой финансовой помощи местным бюджетам, это около 80 процентов. Порядок образования и распределения фонда установлен Законом Республики Коми «О фонде финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми».

Наконец, на заключительном этапе муниципальные районы за счет закрепленных и переданных с республиканского уровня доходов и дотаций сформируют районные фонды финансовой поддержки поселений. Руководствуясь соответствующим законом Республики Коми, районы осуществят окончательное выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, находящихся на территории соответствующего муниципального района, распределяя названный фонд. Бюджеты городских округов, не имеющие нижестоящих бюджетов, просто формируют свои бюджеты с учетом всех перечисленных ранее доходных источников.

- Минфин республики, вероятно, намерен консультировать специалистов на местах в связи с нововведениями?

- Я считаю целесообразным для формирования проектов бюджетов поселений в Коми на переходный период заключить соглашения с финансовыми управлениями Минфина республики в городах и районах. Это необходимо для практической помощи в формировании бюджетов поселений. В настоящее время за счет средств республиканского бюджета закупается техника для дополнительного оснащения финансовых управлений. В сентябре-октябре мы планируем провести ряд семинаров-совещаний с их работниками, чтобы детально проработать законы о фондах финподдержки, на практике рассчитать объемы финансовой помощи для бюджетов поселений.

Еще в мае Минфин Коми направил в финансовые управления запросы по доходам и расходам поселений для того, чтобы провести подготовительную работу для формирования их бюджетов. Чтобы все прошло максимально гладко, чтобы мы получили максимальный объем информации, необходимо подключиться к этому всем отделам администраций муниципальных образований.