Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью председателя Избирательной комиссии Республики Коми Евгения Шишкина агентству «Комиинформ»

19 мая 2005 года 0:1

СЫКТЫВКАР, 19 мая (Комиинформ). По новому закону об организации местного самоуправления с 1 января 2006 года Республика Коми будет поделена на 240 муниципалитетов. Выборы в будущие местные представительные органы назначены на 16 октября. О ходе подготовки к ним корреспонденту «Комиинформа» рассказал председатель Избирательной комиссии республики Евгений Шишкин.

– Евгений Витальевич, как идет подготовка к выборам?

– Организаторами выборов, которые состоятся в республике 16 октября, в нашем законе названы территориальные, то есть городские и районные, комиссии. Каждая из них на своей территории разработала, подготовила и приняла календарный план. В них установлены жесткие сроки, когда и какие действия должны быть предприняты для того, чтобы подготовка к выборам осуществлялась в одном ритме.

Однако восемь городов региона оказались в несколько своеобразном состоянии. Вы знаете, что предметом судебного рассмотрения была схема муниципальной нарезки в республике. В отношении этих восьми городов в законе пока ничего не сказано, но в то же время судебное решение о том, что на этих территориях не могут быть созданы городские округа, вступило в силу. Таким образом, и там тоже надо будет готовить и проводить выборы. Мы сейчас ждем, что на июньской сессии Госсовета будут внесены соответствующие коррективы в действующий закон «О территориальной организации местного самоуправления в Коми», и мы получим законодательное обоснование и подкрепление в нашей дальнейшей работе. Поэтому в этих восьми территориях формирование календарных планов пока идет неофициально.

– Как продвигается работа по сбору данных о численности избирателей в республике? Как известно, были проблемы с органами МВД, которые не хотели давать информацию…

– Есть такая проблема, и не могу сказать, что она решилась. Сбор данных идет в обычном режиме, который несколько актуализируется в связи с предстоящими выборами. Законом сегодня установлены две контрольные даты – на 1 июля и на 1 января каждого года. К этим датам главы муниципальных образований должны представлять в соответствующие избирательные комиссии данные по каждому городу и району республики. А элементами формирования этой базы должна служить та информация, которую представляют другие организации, в том числе и органы внутренних дел. Да, здесь есть определенные сложности. К сожалению, это наша общая беда: органы МВД информацию в том объеме, в каком это нужно для формирования базы данных, зачастую нам представить не в состоянии. Это связано с тем, что у них нет соответствующего приказа МВД РФ о порядке организации данной работы. Я чувствую, что они рады бы помочь, но в силу жесткой иерархии, вертикали власти и дисциплины они не в состоянии этим заниматься. Центральная избирательная комиссия и МВД России в этом году заключили соглашение о взаимодействии, элементами сотрудничества которого должна быть и совместная работа по подготовке базы данных об избирателях. Но дальнейшей реализации это соглашение не получило.

– Возникшие проблемы к осени будут решены?

– Стараемся путем личных контактов на местах эти вопросы решить. Системные администраторы государственной автоматизированной системы «Выборы», которые в каждом районе и городе республики должны вводить итоги сбора данных об избирателях, предъявили очень большие претензии. У них не хватает данных, которые должны поступать от органов МВД…

Выборы – это государственное мероприятие, срывать которые никому не позволительно. Отсутствие подзаконных актов, приказов, распоряжений не может быть основанием для неисполнения закона. А закон нас обязывает к одному – создавать эту базу. Сейчас мы готовим ряд обращений, в том числе исполняющему обязанности министра внутренних дел республики Владимиру Силаеву и Главе Коми Владимиру Торлопову. Также будем выходить на ЦИК России и прокурора республики – о том, что не исполняются требования закона РФ в части формирования базы данных об избирателях.

– Сейчас территориальные избирательные комиссии стали юридическими лицами. Какие дополнительные функции, а может, и дополнительные проблемы, появились у них в этой связи?

– Благодаря тому, что территориальные избирательные комиссии стали юридическими лицами, они дополнительно получили возможность непосредственно участвовать в гражданско-правовом обороте. Они теперь могут иметь имущество и денежные средства и распоряжаться ими. В каждом городе и районе появились два-три человека, которые работают на штатной основе. Это сделано с единственной целью – федеральный закон в преддверии муниципальной реформы очень четко прописал, что многие вещи в разрезе города, поселка, села могут и должны решаться только при непосредственном участии жителей этих населенных пунктов путем проведения сходов граждан, референдумов, опросов, народных голосований и так далее. Проведение множества процедур прямого волеизъявления граждан должны обеспечивать муниципальные комиссии. Они пока у нас ни в одном районе не созданы, а предполагается, что они должны быть в каждом селе и поселке. Но мы знаем, что такое сегодня основная масса наших сел и поселков. Это очень малочисленные населенные пункты, значительная часть жителей которых – люди преклонного возраста. Социально активные граждане переезжают в города. Поэтому формировать комиссии в каждой такой деревне смысла нет. Представьте такую картину: 240 муниципальных образований - это что, 240 муниципальных комиссий? Условно, в среднем по десять человек в каждой. Это 2500 человек! Где их найти, профессионально подготовленных для того, чтобы они «вытащили» эту работу, чтобы они разобрались в ней?

Избирательное законодательство сегодня очень сложное, в нем много нюансов и препон в реализации некоторых норм. Как подобрать эти две с половиной тысячи и надо ли этим заниматься? Я два года назад внес предложения руководству республики о том, что, может быть, стоит заменить две с половиной тысячи непрофессиональных людей в составе 240 муниципальных комиссий на 20 комиссий, в которых будет по два-три штатных работника. Сорок профессионалов мы сумеем подготовить! Со мной согласились – вот поэтому было принято решение изменить статус комиссий и наделить их полномочиями юридических лиц. Сегодня во всех комиссиях есть председатели, секретари. Они ежедневно методично готовят выборы.

– То есть условия для работы комиссий созданы везде? Везде есть помещения, оргтехника?

Сложно и с помещениями, и с оргтехникой. Но здесь много доброго можно сказать в адрес глав администраций, у которых и без этого полно проблем. Практически везде эти вопросы либо решены, либо решаются. По нашей просьбе Глава республики еще раз обратился к руководителям муниципалитетов с предложением создания хотя бы элементарных условий деятельности 20 территориальных комиссий. Письмо ушло в апреле, и по истечении трехмесячного срока главы должны будут отчитаться о том, какие меры ими были предприняты.

– Как вы оцениваете квалификацию и профессиональные знания членов территориальных избирательных комиссий?

– Сорок человек мы подобрали. Но я не могу сказать, что все они сегодня на сто процентов готовы как специалисты в области избирательных технологий. Значительная часть из них только-только приступили к работе. Но это люди уже занимавшиеся в прошлом избирательными кампаниями, но в другом качестве. Кто-то из них был кандидатом в депутаты, кто-то - членом участковой, окружной или территориальной избирательной комиссии, наблюдателем, доверенным лицом. Они какую-то обкатку уже получили. Теперь стоит задача обеспечить их ритмичную, нормальную доподготовку. В этих целях мы несколько раз их приглашали в Сыктывкар, проводили совещания, обучающие семинары. Также специалисты республиканской комиссии выезжают в районы, чтобы помочь в становлении территориальных комиссий.

– Есть ли в нашем регионе столько политически опытных и экономически подкованных претендентов на депутатские должности?

– Это один из самых больных вопросов. Хотя это вопрос несколько не ко мне, а к руководителям тех территорий, где будут проводиться выборы. Это в их интересах оказать содействие в подборе возможных кандидатур будущих депутатов. В очень многих населенных пунктах практически не осталось жителей, а те, кто остались – люди в возрасте. Я не уверен, что в 240 муниципальных образованиях найдется большое число желающих стать депутатами. Сложнее всего будет решаться вопрос с подбором кандидатур и избранием депутатов в сельских населенных пунктах, отдаленных, «неперспективных», где люди во многом разуверились в создавшейся сегодня ситуации и во власти. Поэтому многие не хотят оказаться задействованы во власти. Можно сказать, что выборы будут сложными.

Беседовал Игорь СОКОЛОВ, «Комиинформ».