Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью Главы Республики Коми Владимира Торлопова агентству «Комиинформ»

28 декабря 2004 года 0:1

Большинство руководителей СМИ Коми по результатам опроса, проведенного агентством «Комиинформ», назвали политиком 2004 года Главу республики Владимира Торлопова. Об итогах минувшего года и перспективах работы в следующем году Глава региона рассказал в интервью агентству «Комиинформ».

- Владимир Александрович, как Вы можете оценить уходящий год в Коми с точки зрения экономики, политической ситуации, социальной сферы?

- Год был сложным во всех отношениях. И, тем не менее, мы можем смело говорить о том, что экономика республики выбралась из ямы. Мы преодолели кризис, выровняли финансовую ситуацию, добились хороших успехов по многим показателям. Мы полностью, что называется, «разрулили» ситуацию по Печорскому угольному бассейну. По объединению «Воркутауголь» идет устойчивый рост производства, принята перспективная инвестиционная программа. Есть четкая уверенность в том, что в ближайшее время определится основной собственник по объединению «Интауголь». Будет это компания «Северсталь» или же некая государственная структура, я уже говорил, нас устроит любой вариант.

Если говорить о республике в целом, то этот год выдался на редкость «урожайным» на юбилеи. 50 лет отметила Инта, 20 лет наша нефтяная столица – Усинск, 65 и 55 лет отметили в разное время еще девять районов. Мы вспомнили хорошую традицию отмечать праздник трудовыми успехами. Так, в Кажыме, например, был сдан в эксплуатацию объект, который строился, наверное, лет пятнадцать - детский туберкулезный санаторий. В Печоре начал работу центр реабилитации ветеранов, в Усинске – новый ЗАГС, в Летке - первая очередь районной поликлиники. Республика начала возвращаться к нормальной жизни. Оживление строительства - это один из самых верных знаков, подтверждающих это. Мы начали приводить в порядок дороги и очистные сооружения. К марту-апрелю следующего года в Сыктывкаре будут введены в эксплуатацию новые очистные сооружения, и город наконец-то будет обеспечен чистой питьевой водой.

Есть свои плюсы в финансовой сфере. Международное агентство «Fitch Ratings» подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Коми по заимствованиям в иностранной и национальной валютах на уровне B+, то есть «стабильный». Это очень важный показатель, потому что по нему ориентируются многие иностранные инвесторы. А «Moody`s» повысило рейтинг нашей республике на один пункт – с «В1» до «Ва3 прогноз стабильный».

15 декабря Минфин России высоко оценил усилия республики. Принятая Постановлением Правительства Коми «Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми» была признана одной из лучших, и Минфин присудил нам второе место среди 11 регионов России, участвовавших в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Результатом этой победы станут 176,2 миллиона рублей, которые республика получит из федерального бюджета в течение двух лет. В том числе 85,1 миллиона рублей уже в первой половине 2005 года.

Что касается политической ситуации в республике, то, думаю, никто не будет спорить с тем, что она вот уже долгие годы остается стабильной. И слава Богу. Все существующие разногласия нам удается решать спокойно и разумно. В мире достаточно горячих точек, и абсолютно ни к чему искусственно подогревать страсти в своем доме. К счастью, северяне всегда отличались выдержкой и благоразумием.

- Каковы основные пути пополнения доходной части бюджета Коми в следующем году? Дала ли ожидаемый эффект работа с крупнейшими налогоплательщиками и будет ли она продолжена?

- Для обеспечения поступательного экономического и социального развития республики нам предстоит реализовать ряд мер по расширению и развитию налогового потенциала, по формированию на этой основе доходных источников, которые позволят обеспечить устойчивое финансирование расходов бюджетов и дополнительно переданных на уровень субъектов расходных обязательств.

Безусловно, работа по взаимодействию и сотрудничеству с крупнейшими хозяйствующими субъектами основных отраслей промышленности республики будет продолжена. В качестве дополнительного резерва пополнения доходной части республиканского бюджета Правительством рассматривается также мобилизация неналоговых доходов и, прежде всего, за счет повышения эффективности управления государственным имуществом.

Серьезным инструментом увеличения доходов республиканского бюджета должна стать инвестиционная политика, основной целью которой будет привлечение инвестиций в наиболее значимые для экономики и социальной сферы республики инвестиционные проекты.

Правительство Республики Коми по-прежнему намерено придерживаться курса на минимизацию количества и абсолютного объема предоставляемых налоговых льгот. В то же время предполагается сохранить предоставление налоговых льгот организациям, оказывающим социально значимые услуги, и организациям, которые представляют интересы социально не защищенных слоев населения, а также сохранить предоставление налоговых льгот непосредственно самим социально не защищенным категориям населения.

В области государственных заимствований и управления государственным долгом одной из главных задач Правительства является оптимизация структуры государственного долга, направленная на снижение рисков и обеспечение стабильного уровня текущей ликвидности республиканского бюджета. При этом объем государственного долга и его регулирование напрямую увязывается с финансовым возможностями республиканского бюджета по его обслуживанию и погашению.

В целях стабилизации экономического положения в северных городах и районах республики, а также оптимизации местных бюджетов, Правительством республики будет продолжена работа по переселению граждан из Воркуты и Инты, с использованием федеральных финансовых ресурсов.

- Какие предприятия работали в республике наиболее эффективно с точки зрения социального партнерства?

- Не хотелось бы обижать другие компании, но, безусловно, пальма первенства здесь по праву принадлежит ОАО «ЛУКОЙЛ-Коми». Она первой заключила договор о социальном партнерстве с Правительством республики, первой ввела в практику подписание аналогичных соглашений с муниципальными образования, на территории которых работает, а также с некоторыми общественными организациями.

Отметил бы хорошую работу в этом направлении также ООО «Севергазпром», ОАО «Монди Бизнес Пейпа – Сыктывкарский ЛПК», компанию «Северная нефть», ОАО «Печорское строительство», ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», «Койгородский лесокомбинат», вуктыльское ООО «Практика плюс». Большое им за это спасибо.

Замечу, что специально для поощрения компаний, занимающихся таким важным делом, мы организовали конкурс «Лучший благотворитель Республики Коми».

- Как складывались отношения с федеральным центром, насколько они изменятся в 2005 году?

- Эту тему вы, журналисты, с постоянным упорством затрагиваете практически в каждом интервью, и я в каждом вынужден повторяться. Да, федеральный центр постоянно меняет правила игры, причем не в пользу регионов. Если бы не было ежегодного перераспределения налогов в пользу федерального центра, то параметры нашего республиканского бюджета-2005 могли бы быть на порядок больше. И, соответственно, мы могли бы решить в республике намного больше социальных проблем... Но пока, честно говоря, каких-то изменений в политике федерального центра не предвидится. Будем стараться убеждать дальше.

- Какие инвестиционные проекты получат поддержку центра? Какие мы будем развивать самостоятельно?

- Уже одобрен на всех уровнях проект «Коми Алюминий». В 2005 году компания «СУАЛ» планирует начать строительство глиноземного завода под Сосногорском. Недавно в Сыктывкаре прошла презентация мегапроекта «Ямал», который подразумевает освоение месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал и строительства газотранспортных систем, в том числе по территории Коми. Проект также уже одобрен на самом высоком уровне, включая Правительство РФ и руководство ОАО «Газпром». А вот проект строительства межрегиональной железнодорожной магистрали «Белкомур» и целлюлозного комбината на Удоре, нам, скорее всего, придется пробивать самостоятельно. Так что будем искать инвесторов.

- На каком этапе находится в Коми административная реформа?

- Считаю, что проведение административной реформы и повышение эффективности работы государственных служащих – одна из важнейших задач Правительства республики. Не секрет, что иногда просчеты чиновников могут обернуться потерей десятков тысяч бюджетных рублей. Мой принцип формирования команды с самого начала основывался не на личных отношениях или, что еще хуже, личной преданности, а на способности человека на определенном отрезке времени принести республике наибольшую пользу. Система, когда можно было решать проблему жестким «Я так сказал» - в прошлом. Для меня важно было выстроить систему, при которой главным становится аргумент. Думаю, что сегодня мы уже можем уверенно сказать, что у нас получилась. Все решения в Правительстве принимаются на основе серьезных и взвешенных аргументов. Как и должно быть.

- Готов ли регион к монетизации льгот? Какие идеи руководства Коми, с Вашей точки зрения, в продвижении этой реформы могли бы позаимствовать другие регионы?

- Мы серьезно готовились к этой реформе и, я уверен, что больших сбоев в республике в связи с переходом на денежную выплату льгот быть не должно. Надо отметить, что у нас была очень объемная база социальных законов, дополнительно дающих льготы на уровне республики. Почти дюжина различных нормативных актов. Мы привели все в единую систему и вынесли на Госсовет пакет из трех законов: закон о социальной поддержке населения, о государственных гарантиях семьям, имеющим детей и об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми. Этими тремя законами нам по сути удалось закрыть все принципиальные вопросы социальной политики. Сохранение максимума существующих льгот – это наша принципиальная позиция.

Согласно закону о социальной поддержке населения в Республике Коми, мы полностью на республиканский уровень берем оплату жилищно-коммунальных услуг всем федеральным льготникам. Единственно, поскольку мы все-таки систему оказания социальной поддержки приводим в порядок, то ветеранам боевых действий трудоспособного возраста будем производить оплату услуг ЖКХ по социальной норме, а не в целом по факту. Сохраняется 50-процентная льгота по оплате жилья и коммунальных услуг и труженикам тыла. По сути, все выплаты по ЖКХ республикой оставлены. Это самая затратная часть в законе – около 484 миллионов рублей.

Что еще важно: согласно этому закону нашим республиканским категориям льготников – ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным – все дополнительные льготы и компенсации за исключением ЖКХ будут выплачиваться в денежной форме.

В законе установлены следующие суммы. Труженики тыла будут получать республиканскую ежемесячную денежную выплату в размере 550 рублей. Причем, по этой категории граждан мы направили заявку в Минздравсоцразвития России и в федеральный ФОМС о том, что хотим принять участие в соцпакете по лекарствам. 350 рублей из общей суммы выплаты предполагается передать на оплату лекарств и 50 рублей – на оплату санаторно-курортного лечения, как и у федеральных льготников.

Размер выплаты для реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий составит 320 рублей в месяц. Имеющим звание «Ветеран труда» – 200 рублей. Гражданам пожилого возраста, имеющим определенный стаж трудовой деятельность и одиноким гражданам старше 80 лет – 150 рублей.

Без изменений остаются позиции заслуженных работников Республики Коми – в размере базовой части трудовой пенсии по старости, что сейчас оставляет 660 рублей и плюс пособие на оплату проезда в пассажирском транспорте. 50-процентная льгота по ЖКХ будет предоставляться всем категориям граждан, которым она предоставляется в настоящее время. Почетные доноры Республики Коми будут получать ежегодную единовременную выплату – 4500 рублей. В целом на реализацию этого закона потребуется свыше 1 миллиарда рублей, что предусмотрено в бюджете 2005 года. Это довольно солидная сумма для нашего бюджета.

Закон предусматривает меры социальной поддержки для категорий сельской интеллигенции: работников образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, ветеринарных служб и социальных работников, работающих в государственных учреждениях Республики Коми. У них остается 100-процентная льгота на оплату жилищно-коммунальных услуг. Причем мы действительно учли все категории сельской интеллигенции, тогда как из всех федеральных законов полностью выпали работники культуры. Конечно, из республиканского бюджета мы можем поддерживать только работников республиканских учреждений. Но всем руководителям муниципальных образований рекомендовано принять свои нормативные акты по этому поводу.

Республика, по сути, взяла на себя те обязательства, которые ранее были заложены в федеральных документах. Это касается питания детей до полутора лет, школьного питания и многого другого. Предлагается заменить различные виды выплат, производимых для семей с детьми, единым ежемесячным пособием на ребенка, которое гарантированно и регулярно будет выплачиваться за счет средств республиканского бюджета. По-прежнему право на поддержку будут иметь только малоимущие семьи. Базовое пособие на ребенка - 70 рублей, остается. А дальше сумма варьируется в зависимости от возраста ребенка. Плюс, как и было, на пособие исчисляется северный коэффициент.

Есть и еще один важный момент: до настоящего времени так получалось, что по разным федеральным законам было три способа определения нуждаемости. Детские пособия назначались по одному принципу, жилищные субсидии – по другому, а малоимущую семью определяли по третьему. Теперь мы приводим все к единообразию. За основу будет браться закон о прожиточном минимуме и совокупный доход всего домохозяйства.

Суть закона о государственной социальной помощи - выплаты малоимущим семьям, где доходы ниже размера прожиточного минимума. Закон также предусматривает оплату проезда по остросоциальным нуждам, компенсацию в 70 рублей на проезд пожилым людям, не имеющим звания ветерана труда, но имеющим статус нуждающихся.

Еще раз подчеркну, что эти три законопроекта отличает единый подход к предоставлению социальной поддержки на территории республики. Ликвидирована бессистемность, когда, например, накануне выборов принимались какие-то популистские решения.

- Как можно вкратце охарактеризовать принятый бюджет Коми? В чем его главное достоинство?

- Главное его достоинство в том, что бюджет полностью открыт и прозрачен. Мы представили проект бюджета строго в соответствии с законом и, кроме того, впервые разослали его для ознакомления всем ведущим партиям и общественным объединениям республики. Впервые проект бюджета перед принятием прошел анализ и экспертизу республиканской Контрольно-счетной палаты. Все это, безусловно, способствовало тому, что главный финансовый документ республики был принят без ажиотажа, за достаточно короткое время при стопроцентной поддержке депутатов.

Сегодня у нас выстроена система предсказуемого выделения средств для реализации задач, поставленных Правительству, министерствам и главам муниципальных образований. Правительство впервые представило на утверждение не просто цифры в строках, а конкретные программы. Раньше, напомню, мы принимали бюджет в целом, а затем уже в процессе исполнения под финансирование готовились программы. В этом году депутаты имели возможность предварительно рассмотреть всё то, что мы планируем профинансировать в 2005 году. И по дорогам, и пообъектно по капстроительству, и по реформированию ЖКХ и строительству жилья...

Да, наш бюджет остается пока дефицитным, но зато абсолютно реальный и, повторю, самое главное - он абсолютно прозрачный.