Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Сергей Шутов

Генеральный директор ОАО "Северная пригородная пассажирская компания"
"Важно совместными усилиями не допустить ограничения доступности пригородных перевозок для жителей Коми"
24 августа 2012 года 14:45

"Комиинформ" публикует ответную позицию «Северной пригородной пассажирской компании», в которой полагают, что из-за несогласия правительства Коми с общероссийской методикой расчета в республике могут сократить объемы движения пригородных поездов.

Пригородные поезда всегда были нерентабельными для перевозчиков. Но поскольку они социально необходимы для миллионов людей, компенсация убытков, по федеральному законодательству, возложена на региональные бюджеты.

Однако региональные власти закладывают средства на эти цели лишь от 3 до 38 процентов от фактических сумм убытков. В результате осуществляющая перевозочную деятельность на полигоне Северной железной дороги «Северная пригородная пассажирская компания» («СППК») несёт такие убытки, что вполне может встать вопрос о самом её существовании.

О создавшейся ситуации, причинах её возникновения и путях выхода рассказал генеральный директор ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» Сергей Шутов.

- Сергей Львович, мы знаем, что пригородные поезда – очень востребованный вид транспорта. Расскажите, почему судьба пригородных перевозок оказалась под вопросом, и насколько серьезна сейчас ситуация?

- За 6 месяцев 2012 года убытки ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» от организации перевозок на территории восьми субъектов РФ составили более 791 млн. рублей. При этом из областных бюджетов удалось компенсировать лишь часть этих средств – 92,8 млн. рублей. В частности, убытки компании от организации пригородных перевозок по Республике Коми составили 92, 3 миллиона рубля. С начала текущего года из бюджета республики субсидии до сих пор еще не поступили.

- Из каких составляющих образуются доходы и расходы компании?

- Источник доходов у пригородной компании один: перевозка пассажиров. Список расходов гораздо шире. Основная статья из них – аренда подвижного состава и его эксплуатация. Из–за отсутствия финансовой возможности ремонтировать вагоны и локомотивы, приобретать запасные части и выплачивать заработную плату работникам локомотивных бригад и специалистам, занятым на обслуживании и ремонте поездов, может произойти отмена ряда пригородных поездов.

- Почему власти не хотят платить обозначенные перевозчиком суммы, если все расчеты сделаны на основании федеральных законов?

- Основной камень преткновения между властями регионов и пригородными компаниями – принципы расчетов по аренде подвижного состава. При определении этих расходов пригородные компании руководствуются утвержденной методикой, в которой обозначены такие показатели, как плата за пользование подвижным составом, расходы на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, управление и эксплуатацию. Другого способа расчетов не существует, не утверждено, а разрабатывать иные методики пригородные компании - не уполномочены, и не должны принимать претензии по данному вопросу. ОАО «СППК» со своей стороны предоставляет регионам финансовые документы, подтверждающие те или иные расходы. Так, за истекший период мы в каждый регион отправили в среднем по 11 тысяч документов с отчетами о хозяйственной деятельности.

- Как известно, убытки перевозчика образуются также из-за тарифного регулирования. По какому принципу производятся расчеты экономического тарифа, который в разы больше тарифа, установленного для населения?

- Экономически обоснованный уровень тарифа – это затраты, которые несет перевозчик в том или ином регионе. Затраты пригородной компании на осуществление железнодорожных пассажирских перевозок формируются исходя из фактически произведенных расходов на оплату аренды подвижного состава, услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта и собственных затрат перевозчика на оплату труда работников, приобретение бланков проездных документов, социальное обеспечение, а также затрат общехозяйственного назначения. Полученная сумма затрат пропорционально распределяется между субъектами Российской Федерации в соответствии с объемами пассажирооборота. Все расчеты производятся в соответствии с требованиями методики расчета экономически обоснованных затрат, утвержденной Приказом ФСТ России №235-т/1 от 28 сентября 2010 года. Поскольку экономическая цена себестоимости оказывается слишком большой для населения, региональные власти устанавливают для пассажиров тариф, значительно меньший. Разницу между размерами тарифов перевозчику должны компенсировать региональные власти.

- Какие меры применяете для поиска компромиссных решений, устраивающих и самих перевозчиков, и пользователей их услуг?

- Пока в отношении некоторых регионов мы применяем досудебную процедуру, направляя жалобы в Федеральное агентство по тарифам и ценам. Это касается, например, Архангельской, Ярославской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Ивановской областей. В других случаях, похоже, решить вопрос с компенсацией помогут только арбитражные суды. Подготовкой исков компания уже занимается.

Для руководства СППК и СЖД сейчас важно не допустить момента, когда у владельца подвижного состава - Северной дирекции моторвагонного подвижного состава - просто не будет возможности подавать подвижные составы для рейсов. Безопасность превыше всего. Срок службы вагона - 28 лет, наш вагонный парк, в среднем, имеет возраст 22-23 года. А покупать запасные части, или, тем более, новые вагоны (стоимость 1 вагона – более 50 млн. рублей) - нет финансовой возможности из-за неплатежей со стороны регионов.

На всей сети железных дорог по сумме компенсации убытков от регионов Северная пригородная пассажирская компания стоит на самом последнем месте, хотя обслуживает не самые нерентабельные регионы. В прошлом году убытки компании составили 1 млрд. 300 млн. рублей, в этом могут приблизиться к полутора миллиардам. Если бы не финансовые вливания со стороны ОАО «РЖД», которые снижают материальную нагрузку (компенсирует 99% расходов на аренду инфраструктуры, оставляя регионам лишь 1%), то ситуация давно вышла бы за грань критической. Впрочем, она сейчас очень близка к этой грани. Поэтому так важно совместными усилиями не допустить ограничения транспортной доступности пригородных перевозок для жителей Коми.

Беседовала Алина Тархалина

*** Убытки от организации пригородных перевозок на территории Коми за первое полугодие 2012 года составили: 92,3 млн. рублей, к концу года сумма неуклонно приблизится к 200 млн. рублей.

Сумма компенсации, заложенная в бюджете региона на 2012 год, – 50 млн. рублей (значительно больше прошлогодних 7 млн., но, тем не менее, недостаточная. На сегодняшний день компенсация, даже в частичном объеме, не поступала).

В республике Коми экономически обоснованный уровень тарифа – порядка 100 рублей, тариф для населения – 15 рублей.

Ежегодно пригородными поездами перевозится порядка 500 тысяч жителей региона.

По республике курсирует 8 пар поездов.

В связи с отсутствием компенсаций за организацию перевозок со стороны администрации Республики Коми ОАО «СППК» не имеет финансовой возможности осуществлять пригородные перевозки в полном объеме.

Первые сокращения пригородных поездов могут начаться уже с 10 сентября 2012 года.