Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Владимир Шарков

Министр образования Коми
"Разговоры о закрытии межадорского хозяйства интерната Католикова беспочвенны"
11 апреля 2012 года 17:57
Владимир Шарков
Фото Надежды Горчевой

Министр образования Коми Владимир Шарков опроверг слухи о планирующемся закрытии учебно-опытного хозяйства школы-интерната № 1 имени Александра Католикова, которое находится в Межадоре. В интервью "Комиинформу" глава ведомства рассказал о нынешнем состоянии аграрной вотчины, существующих проблемах и перспективах развития.

- В интернет-сообществе прошла информация, что ввиду убыточности межадорского хозяйства в скором времени его планируется закрыть. Так ли это?

- В планах такого, однозначно, нет. Речь идет о том, чтобы пересмотреть подходы к содержанию хозяйства, дать ему возможность нормально функционировать в современных условиях и оптимизировать для обучения воспитанников интерната. Именно для последнего оно и было создано.

Сегодня разрабатывается программа развития школы-интерната, в рамках которой будет сформирована и концепция развития межадорского хозяйства как структурного подразделения учреждения. К концу апреля планируется подготовить проект, который будет представлен на суд Общественной палаты Коми и депутатов Госсовета республики. После этого документ отправится на согласование главе Коми Вячеславу Гайзеру.

- Каково нынешнее состояние учебно-опытного хозяйства школы?

- Эта база была построена в прошлом столетии, и рассчитана на пребывание 200 детей. Естественно, очень много зданий обветшало, половина корпусов сегодня не пригодна для проживания воспитанников. К тем, что используются, есть достаточно предписаний надзорных органов. Ремонт требует огромных средств. Легче снести эти здания и построить новые.

Устарела и сельхозтехника. 16 из 17 машин имеют 100-процентный износ. Вообще мы намерены провести серьезную ревизию всего, что есть в хозяйстве. Такой проверки давно уже не было. Мы посмотрим, какие есть возможности для сноса ветхих домиков, которые находятся в госсобственности, и утилизации пришедшего в негодность оборудования. Ревизия начнется, как только сойдет снег.

Со времен Католикова количество учащихся в учреждении сократилось в два раза. Сегодня там обучается 134 ребенка. Масштабы же хозяйства для сегодняшней школы-интерната — колоссальны. Оно занимает 230 га земли, тогда как реально используются только около 60. Там содержится 140 голов животных. Обслуживающий персонал — 37 человек.

С января школой-интернатом руководит новый директор — Любовь Витенкова. Это очень грамотный специалист, опытный менеджер. Перед ней поставлены определенные задачи по развитию учреждения. Это ремонт самого интерната, возрождение традиций, заложенных его основателем Александром Католиковым, приведение в порядок и адаптация к современным условиям межадорского хозяйства. Сегодня это брендовое учреждение, и власти республики, безусловно, заинтересованы в его развитии.

- Во что обходится содержание учебно-опытного хозяйства?

- Только коммунальные услуги обходятся в несколько миллионов рублей в год, не говоря уже о зарплате работников и других нуждах. Расходы на содержание хозяйства сегодня значительно превышают доходы. Деньги, конечно, выделяются постоянно, но на развитие базы их не хватает.

Тут надо вспомнить историю появления межадорского хозяйства. Целью его создания, помимо приобщения детей к сельхозтруду, было банальное обеспечение воспитанников продуктами питания. Это хозяйство давало все необходимое для столовой школы-интерната. Сейчас не лихие 90-е, и такой потребности уже нет. На рынке — изобилие, можно закупить любую продукцию. Парадокс, но сегодня все, что может попасть на стол к детям, ограничивается овощами и молоком. Однако там разводятся и овцы, и коровы, и свиньи. Но использоваться для кормления детей это мясо сегодня не может. Тому препятствует жесткий ветеринарный контроль. Мясо сейчас приобретается извне. Это действительно проблема. Поэтому директор вынуждена продавать поросят, а вырученные средства вкладывать в содержание хозяйства.

Воспитанники сегодня получают семиразовое питание. Поэтому для нас первостепенная задача — сохранить то, что было заложено Католиковым с точки зрения обучения, приобщения детей к сельскохозяйственному труду. А для этого не требуется 230 га и 140 голов животных. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть структуру хозяйства в соответствии с нынешними потребностями школы.

- А минсельхоз может оказать какую-то поддержку?

- Вообще у Министерства сельского хозяйства Коми нет таких полномочий, поскольку это база общеобразовательного учреждения, а не фермерское хозяйство. И все-таки ведомство в меру своих возможностей помогает. Несколько лет подряд выделялось по 600 тысяч рублей, но эти деньги растворялись в масштабах межадорского хозяйства.

Сегодня в качестве одного из вариантов решения проблемы рассматривается сдача части земель в аренду фермерам Сысольского района для рационального использования, чтобы эти сельскохозяйственные территории не потеряли свои свойства. Дети при этом также смогут заниматься там по профилю.

Также есть идея организовать взаимодействие католиковского интерната с агропромышленным техникумом, у которого нет своего фермерского хозяйства, но таковое ему необходимо для производственной практики студентов. В рамках сотрудничества учреждений обучающиеся и преподаватели техникума могли бы работать в межадорском хозяйстве вместе с воспитанниками интерната, приобщая их в сельхозтруду. Это стало бы большим подспорьем в плане профориентационной работы. Скорее всего, это тоже войдет в концепцию.