Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Михаил Китайгородский

Ректор Коми государственного пединститута
"Ректор должен общаться со студентами не в своем кабинете, а в учебной аудитории"
4 июля 2011 года 16:54

Несколько месяцев назад в Коми государственном педагогическом институте сменился ректор. По итогам тайного голосования на конференции трудового коллектива КГПИ руководителем был избран Михаил Китайгородский, который будет возглавлять старейший вуз республики ближайшие 5 лет. О планах дальнейшего развития вуза он рассказал в интервью ИА "Комиинформ".

- Михаил Дмитриевич, недавно Вы вступили в должность ректора. По прошествии трех месяцев Вы можете дать оценку тому, какое наследство Вам досталось?

- "Наследство" не чужое. Как проректор по учебной работе я отвечал за определенный блок вопросов. И по другим направлениям работы института я знал состояние дел и проблемы, поэтому неожиданностей не произошло. Вуз работает стабильно, благодаря сплоченному коллективу. У нас квалифицированный преподавательский состав, учебный процесс обеспечен современной базой, на каждом факультете есть мультимедийные комплексы. Все иногородние студенты обеспечены местами в благоустроенных общежитиях. В общем, состояние института крепкое.

- Оставил ли Ваш предшественник какие-то проблемы?

- Работа ректора и всего коллектива, в основном, и заключается в решении определенных проблем. Проблемы будут всегда, если их нет, нет и работы. С Валерьяном Николаевичем Исаковым мы работали вместе, поэтому "оставить проблемы" он не мог, это наше общее.

- Планируете ли Вы менять подход к управлению вузом?

- Управление государственным учреждением достаточно четко регламентировано законами, уставом. У вуза есть определенные задачи, госзаказ. Поэтому принципиально нового ничего придумать невозможно. Изменился ректорат, система управления тоже претерпела некоторые изменения.

- Кто Вы:  преподаватель,  ученый или менеджер?

- Сейчас – ректор, а ректор, конечно, должен общаться со студентами не в своем кабинете, а в учебной аудитории, должен не только знать передовые научные идеи, но и участвовать в их реализации и желательно в той области, в которой работает вуз и ректор – управленец. Я стараюсь все эти линии выдерживать.

- Изменятся ли с Вашим приходом приоритеты в деятельности института?

- Деятельность института, в первую очередь, направлена на учебную работу. Большое внимание мы уделяем внеучебной, научно-исследовательской работе со студентами. В последние годы мы активизировали международную деятельность. Все эти направления необходимы и в дальнейшем будут развиваться.

- Как обстоит дело с международным сотрудничеством студентов и преподавателей?

- После некоторого затишья, связанного с мировым кризисом, у нас активизировалась работа с зарубежными партнерами-вузами. Мы вошли в состав Арктического университета. Несколько недель назад наш институт официально стал координатором проекта по созданию международной тематической сети по экологическому образованию и просвещению (NETESDA). Наши студенты находятся на стажировке в Версальском университете, несколько студентов проходят в зарубежных вузах дистанционные учебные курсы. Преподаватели вуза регулярно выезжают в университеты США, Италии, Франции для проведения совместных исследований и чтения лекций.

- Можете ли отметить какие-либо научные достижения своих студентов?

- Научно-исследовательская работа студентов в институте находится на достаточно высоком уровне. Ежегодно студенты разных факультетов награждаются грамотами и дипломами Минобрнауки России за победы во Всероссийских конкурсах научных работ. Студенты активно участвуют в конференциях, выставках, конкурсах разного уровня.

- Как Вы относитесь к  ЕГЭ?

- Неоднозначно. Есть у данной системы плюсы: единые требования ко всем выпускникам и абитуриентам, совмещение аттестации выпускников и приемных испытаний в вузы. Но есть и минусы – сложно придумать тестовые задания по гуманитарным дисциплинам - литература, история, обществознание. Поэтому именно к этим экзаменационным материалам самые большие претензии. Но ЕГЭ развивается, сейчас в экзамене по математике вообще нет тестовых заданий с выбором ответа. Есть набор задач, относительно несложных в одной части и очень непростые в другой. Думаю, что оценка по математике в виде баллов по ЕГЭ достаточно объективна. Я за ЕГЭ по точным наукам, пока против за ЕГЭ по гуманитарным.

- Как идет новый набор студентов?

- Прием абитуриентов идет активно. По динамике заявлений все очень похоже на прошлый год. Выпускники школ интересуются новыми направлениями и программами. В этом году на всех факультетах прием осуществляется на программы бакалавриата и магистратуры.

- Сейчас все вузы стараются идти в ногу со временем, развиваться и предлагать новые услуги студентам. Расскажите, как с этим обстоит в институте?

- В учебный процесс внедряются новые технологии. Для студентов и преподавателей открыта электронная библиотека. Интернет давно уже не роскошь, а обычное средство поддержки учебной работы, безлимитный и доступный во всех компьютерных классах института. В общежитиях студенты также имеют возможность подключиться к сети. У нас открыт виртуальный филиал Русского музея Санкт-Петербурга. Студенты на занятиях или при самостоятельной работе могут пройти множество виртуальных экскурсий по художественным выставкам. Развивается система дистанционной поддержки организации самостоятельной работы студентов. Уже было отмечено, что студенты имеют возможность пройти отдельные курсы в зарубежных вузах. Организацией этой работы ведется Центром академических обменов и международного сотрудничества. Активно студенты участвуют во внеучебной жизни. Работают около двух десятков творческих коллективов в которых студенты могут максимально себя проявить.

- В этом году были открыты новые направления подготовки. Расскажите о них.

- Для высшей школы утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты, поэтому нами были сформированы и обновлены все образовательные программы, по которым мы ведем подготовку. Совершенно новый прием мы объявили на направление "Профессиональное обучение" с профилем "Радиотехника, электроника и связь". Новым направлением является "Культурология" на филологическом факультете. Практически все наши образовательные программы являются двухпрофильными, то есть наши выпускники могут вести свою профессиональную деятельность в двух предметных областях. Так, на физико-математическом факультете прием осуществляется на профили Информатика – Математика и Информатика – Физика. На географо-биологическом факультете: Безопасность жизнедеятельности – Физическая культура, География – Экология. На факультете иностранных языков: Английский язык – Немецкий язык и Английский язык – Французский язык. На факультете технологии и предпринимательства: Технология – Экономика. На факультете педагогики и методики начального образования: Начальное образование – Дошкольное образование, Начальное образование – Коми язык и литература. Но есть и однопрофильные программы: филологическое образование, культурологическое образование, логопедия, психология образования.

- Каким Вы видите институт через пять лет своего ректорского правления?

- У нас утвержден план стратегического развития института. Одна из основных задач – это создание образовательного комплекса с эффективно работающей системой непрерывного педагогического образования, включающего в себя все уровни профессионального и послевузовского образования. Многое для этого у нас уже есть и работает. Деятельность института будет направлена, прежде всего, именно на развитие профессионального педагогического образования в Республике Коми.

 

Беседовала Анастасия Маркова