Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью директора ОАО «Пригородный» Алексея Буткина агентству «Комиинформ»

26 декабря 2008 года 11:23

На днях ОАО «Пригородный» презентовал жителям Сыктывкара новую теплицу для выращивания роз. О целях и перспективах цветочного производства, а также об успехах предприятия в целом в интервью директора Алексея Буткина агентству «Комиинформ».

- Алексей Васильевич, расскажите об основных направлениях деятельности ОАО «Пригородный». Каковы, на ваш взгляд, основные достижения предприятия?

- «Пригородный» - это многоотраслевое предприятие, занимающееся не только типичным для Коми молочным животноводством, но и овощеводством закрытого и открытого грунта. Сегодня выращивая 3,5 тысячи тонн овощей закрытого грунта (огурец, томат, перец, баклажан, зелень), мы производим около 80 процентов этого продукта в регионе. Выращивая 600 тонн капусты, мы производим 70 процентов овощей в республике. Фактически «Пригородный» является не просто доминирующим, а монопольным производителем овощей в республике. В этом году был достигнут рекордный урожай капусты - около 400 центнеров с гектара, а на отдельных сортах - даже 700 центнеров с гектара. В советские времена за такую урожайность давали звание Героя социалистического труда.

Такие высокие производственные показатели нашли отражение и в цене: в прошлом году капуста стоила 12 рублей, а в этом цена упала до 6, поскольку местный товар смог конкурировать с привозным.

Хочется отметить, что на предприятии существует ряд хороших традиций еще с советских времен, таких, как неплохой соцпакет. На предприятии существуют династии, кроме того, в зарплате работника аппарата управления и простого рабочего нет значительной разницы. Это нехарактерно для предприятий, осуществляющих деятельность в условиях рыночной экономики. В то же время, предприятие вписалось в современные условия: была создана собственная торговая сеть, вы деленная в отдельное розничное предприятие «Тепличный сервис», включающее около 30 сыктывкарских магазинов зимнего и летнего типа. Кроме того, имеются оптовые торговые центры в Ухте и Сыктывкаре.

Также предприятие занимается переработкой молочной продукции. Мы имеем собственный племенной завод, на котором содержится 440 голов племенного скота холмогорской породы. Сегодня это лучшее стадо в республике. Удой на одну голову составляет 5 тысяч 400 килограммов в год. Все молоко, производящееся на ферме, перерабатывается на нашем молочном заводе. Более того, его мощности позволяют перерабатывать молоко, производимое другими предприятиями. В нашем ассортименте 8 наименований продукции, в том числе, молоко, сметана, сливки, кефир. Перерабатывая собственное сырье, мы исключили из технологической цепочки добавление сухого молока. Когда Россия перешла на новый технический регламент, предполагающий разграничение продуктов из цельного молока и произведенных с добавлением сухого, мы без всякой опаски встретили это нововведение, более того, мы рады, что наш продукт, сделанный из цельного молока, может быть выделен на прилавках магазинов. Жители республики будут знать, что приобретают молоко, а не молочный напиток, сливочное масло, а не спред.

- Что делается на предприятии в плане расширения производства, модернизации технологий?

- Основа нашего производства — овощи закрытого грунта, которые выращиваются на 12 гектарах теплиц, построенных 20-30 лет назад. Они физически и морально устарели, в них очень сложно применить самые современные технологии и добиться больших урожаев, поскольку теплицы проектировались во времена, когда газ и электроэнергия стоили копейки. Поэтому с 1994 года предприятие модернизирует технологии и теплицы. Кроме того, мы развиваем технологическую цепочку производство-переработка — торговля. Это позволяет предприятию чувствовать себя автономно на рынке. Постепенно весь тепличный парк был переведен на новую технологию капельного полива — растения стали расти не в грунте, а специальной вате, и они перестали поливаться бесконтрольно, только через капельницу. Это сразу же улучшило культуру производства, урожайность, позволило экономить ресурсы.

Введение салатно-зеленного комплекса в 2 тысячи квадратных метров позволило круглогодично поставлять на прилавки горожан свежую зелень: укроп, петрушку, листовой и кочанный салат, а также такие эксклюзивные травы, как базилик, корица, щавель, кресс-салат и латук. Они выращиваются в специальных горшочках, в которых растение какое-то время может жить и даже расти. Это был первый случай, когда мы применили не просто круглогодичный конвейер, а технологию искусственного освещения, благодаря которому собирается за год 10 урожаев.

Со временем с использованием искусственного света мы стали выращивать и огурцы. Использование света позволило резко увеличить урожайность овощей. Гроссмейстерским результатом в овощеводстве открытого грунта является результат 28 килограммов с одного квадратного метра, мы выращиваем 83 килограмма. В следующем году мы планируем достичь 100 килограммов.

- Почему, на ваш взгляд, жители республики предпочитают овощи производства ОАО «Пригородный» привозным?

- Жителям Коми предоставляется возможность в зимнее время приобретать свежие овощи, а не привозные, к которым часто предъявляются претензии. У нас же качество продукции находится под постоянным контролем: предприятие имеет агрохимическую лабораторию, биолабораторию, занимающаяся выращиванием полезных энтомофагов – насекомых, которые поедают вредителей. Это сделано для того, чтобы исключить обработку растений пестицидами. У нас есть своя пасека из 100 ульев, поскольку мы выращиваем пчелоопыляемые огурцы. Это все сделано не только для того, чтобы производить много товара с помощью современных технологий, но и угождать вкусу покупателя. К примеру, жители Коми традиционно предпочитает пупырчатый огурец маленького размера популярному на Западе длинноплодному и гладкому. Однако мы стараемся всегда предлагать что-то новое: в этом году мы впервые начали производить маленькие томаты черри, которые уже завоевали популярность среди сыктывкарцев.

- Принимает ли предприятие участие в выставках и конкурсах?

- Мы регулярно участвуем в выставках. Так, в этом году мы представили свою продукцию на пятой специализированной выставке "Защищенный грунт России" и 19 международной выставке «Экологически чистая, натуральная и безопасная продукция» которые проходили на территории ВВЦ в Москве.

Организатором выставки «Защищенный грунт России» выступала Ассоциация "Теплицы России", при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ и Агропромышленного союза России. Тематика выставки была посвящена внедрению новейших технологий, разработке и реконструкции техники, оборудования и материалов для тепличных хозяйств, удобрениям и средствам защиты растений, продукции, производимой тепличными хозяйствами, применению современной тары и упаковки. На выставке было представлено более ста участников из России и Европы. По итогам этой выставки только продукция 9 тепличных хозяйств были отмечены золотыми медалями, в том числе и продукция ОАО «Пригородный».

В номинации "Томаты свежие" единственной золотой медалью были награждены томаты черри сорт «Сакура» ОАО «Пригородный», которые только в этом году на предприятии стали выращиваться на профессиональном уровне. Оценка продукции производилась по многим показателям, таким как :вкусовые качества, внешний вид, упаковка, экологическая безопасность.

Организатором выставки «Экологически чистая, натуральная и безопасная продукция» является Международный экологический фонд при поддержки Комитета по экологии и Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ. Практическая деятельность Международного экологического фонда направлена на выявление производителей и поставщиков экологически чистой, натуральной и безопасной продукции в России. Именно в таких целях с 1998 года проводиться выставка «Экологически чистая, натуральная и безопасная продукция».

Более 250 компаний России представляли на выставке свою продукцию и технологии. Экспертная комиссия исследовала более 10 тысяч видов конкурсной продукции, отбирая высококачественные натуральные и экологически безопасные товары. Приятно отметить, что молочная продукция (масло сливочное, творог классический) и овощная продукция (огурцы свежие) произведенные ОАО «Пригородным» были рекомендованы населению как экологически чистая продукция.

К продукции, представленной на конкурс, также предъявлялись очень серьезные критерии оценки. Все товары обязательно должны соответствовать показателям, установленным нормативным документам, и показателям качества, установленных стандартов. Все продукты должны быть высокого качества, изготавливаться из натурального сырья без применения технологий генной инженерии, без использования химических и синтетических веществ.

Лабораторный анализ показал, что всем этим требованиям соответствует продукция ОАО «Пригородный» . Предприятие было отмечено на выставке как «предприятие чистого бизнеса», постоянно и ответственно работающее над качеством и экологической безопасностью выпускаемой продукции.

Кроме того, на республиканском конкурсе «Лучшие товары и услуги РК 2008 года» диплом Лауреата получили розы сорта «Easy Lover», кроме роз в конкурсе участвовала продукция: молоко 3,2%, масло сливочное, томаты «Черри».

В прошлые годы ОАО «Пригородный» различные премии получали сладкий перец зеленый лук, творог классический 5% жирности, томаты свежие, салат листовой, баклажаны свежие, зеленые культуры: укроп, петрушка, сельдерей.

- Недавно состоялось открытие новой теплицы для выращивания роз. Расскажите, почему было выбрано именно это направление? Насколько оно актуально в условиях мирового финансового кризиса?

- Поскольку наше хозяйство удалено от рынков сбыта, мы не можем развивать какое-то одно направление. Ассортиментная линейка поддерживает и интерес к предприятию, и позволяет иметь стабильную выручку. Мы поставили перед собой задачу продавать розу не дороже одного доллара и нам это удалось: сейчас оптовая цена одного цветка составляет 28 рублей 20 копеек. Поскольку мы увидели спрос на эту продукцию, решено было увеличить объемы производства в два раза, при чем изменилась технология выращивания, и расширился ассортимент сортов роз, согласно предпочтениям жителей Сыктывкара. Можно предположить, что в условиях финансового кризиса роза будет испытывать трудности в реализации, когда у населения упадет платежеспособность. Возможно, спрос вырастет на молочные продукты, картофель, капусту, и упадет интерес к зимним огурцам и зелени. Но мы не можем менять технологии в угоду сиюминутному спросу. Мы ни в коем случае не будем отказываться от выращивания роз, поскольку рассчитываем на длительную перспективу.

- Есть ли определенная стратегия дальнейшего развития предприятия?

- Наша стратегическая задача – модернизировать теплицы. Из 20 гектаров мы поменяли уже 1,5. Начато строительство еще 3 гектаров теплиц. Собственные 40 миллионов рублей уже в этот проект вложены, сейчас мы ожидаем принятия решения Россельхозбанка о выделении 102 миллионов кредитных ресурсов на окончание строительства.

В наших дальнейших планах – поменять остальные теплицы, и вместо 12 гектаров теплиц иметь 8, но современных. Если сегодня мы выращиваем 3,5 тысячи овощей на 12 гектарах, то наша задача – выращивать 6 тонн на 8 гектарах за счет внедрения новых технологий. Для этого мы планируем построить электростанцию, отказаться от покупки дорогой электроэнегии республиканского и федерального рынка, а производить электроенергию для зимнего досвечивания растений прямо на месте за счет организации газопоршневых электростанций мощностью 9 мега- ватт.

Кроме того, мы дали согласие Министерству сельского хозяйства и продовольствияреспублики в следующем году приступить к производству картофеля. При поддержке республиканского бюджета будет закуплен шлейф машин из Германии, которые совершают полную технологическую цепочку от посадки картофеля до его сбора, чистки, помывки и фасовки в мешки от 2 до 25 килограммов. Мы планируем производить 2 тысячи картофеля в год.

Если говорить о перспективах развития молочного направления деятельности предприятия, то поскольку оно находится в Сыктывкаре, его расширение невозможно. Поэтому было принято решение о создании филиала цеха животноводства, и было учреждено новое предприятие на базе СПК «Часовский». Этот проект предполагает модернизацию животноводческой фермы на 250 голов с переводом на беспривязное содержание, строительством доильного зала и увеличением поголовья скота.

Что касается цветочного направления, то мы планируем построить оптово-розничный павильон, чтобы быть не только производителем, но и стать оптовым продавцом этого эксклюзивного товара.


Беседовала Анастасия Маркова