Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью заместителя руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми Виктора Фролова агентству «Комиинформ»

17 декабря 2008 года 16:34

10 лет назад - 23 декабря 1998 года - Указом Главы Коми на территории республики было создано Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. О том, какие изменения претерпела за это время республиканская структура, регистрирующая права граждан на недвижимость, и какие задачи стоят перед регистрационной службой Коми сегодня, мы попросили рассказать заместителя руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми Виктора Фролова.

- Виктор Михайлович, чем была вызвана необходимость создания такой структуры 10 лет назад?

- 21 июля 1997 года был принят, а 31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который устанавливал процедуру государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней – юридического акта признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода и прекращения этих прав. Федеральный закон предусматривал создание субъектами Российской Федерации учреждений юстиции на территории регистрационных округов, в связи с этим 23 декабря 1998 года был подписан Указ Главы Коми о создании на территории республики Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Фактическое начало работы было положено 1 июня 1999 года, именно тогда было принято первое обращение на регистрацию права собственности в нашей республике.

- Какие задачи ставились перед новой структурой?

- Перед вновь созданным регистрирующим органом – Учреждением юстиции была поставлена задача обеспечить государственную регистрацию прав на недвижимость в установленном законом порядке на территории республики и организовать выдачу информации о зарегистрированных правах. Но для этого было необходимо предварительно проделать огромную работу по подбору кадров, приобретению техники, помещений для размещения отделов и секторов по всей республике.

Первое время в штате Учреждения было всего 20 сотрудников на всю республику, возглавляла его Клавдия Кимовна Попкова. Постепенно отделы и сектора были созданы практически во всех городах и районах республики.

Система государственной регистрации прав в основном создавалась за счет платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах. Размер платы устанавливался субъектом Российской Федерации, и эти средства шли на создание, поддержание и развитие государственной регистрации.

- Когда Ваше учреждение стало государственной структурой с бюджетным финансированием?

- Это произошло в октябре 2004 года, когда на уровне России было принято решение создать Федеральную регистрационную службу, а в регионах – территориальные органы и объединить их с Учреждениями юстиции.

В нашей республике было создано Управление Федеральной регистрационной службы по Коми, которому отданы были также полномочия по контролю и надзору в сфере нотариата и адвокатуры, записи актов гражданского состояния и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оценщиков, а также регистрации некоммерческих организаций и осуществлению контроля за их деятельностью. Управление возглавил Борис Абрамович Шенкман.

В мае этого года был подписан указ Президента России, в соответствии с которым в службе Росрегистрации произошли изменения - Регистрационная служба была передана в ведение Министерства экономического развития России, а в субъектах Российской Федерации вновь созданы территориальные органы юстиции, упраздненные в 2005 году, которым из Росрегистрации были переданы функции по контролю и надзору в сфере нотариата, адвокатуры, загса и по работе с некоммерческими организациями.

- Что осталось за Вашей службой и как идет деятельность по этим направлениям?

- У нас остался большой блок полномочий - регистрация недвижимости и сделок с ней, а также еще одно направление - контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оценщиков.

 Что касается регистрации недвижимости и сделок с ней, то за 11 месяцев этого года к нам поступило свыше 119 тысяч заявлений на госрегистрацию прав и сделок, что на 15 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года, прав зарегистрировано с начала года 96 тысяч, рост составил 6 процентов. Несмотря на то, что сейчас в прессе активно обсуждаются проблемы, вызванные мировым финансовым кризисом, как видите на нашей деятельности это не отражается - никакого спада по приобретению жилья ни на условиях долевого строительства, ни по ипотеке мы не видим. Квартиры как были востребованы, так и остаются востребованным, хотя надо отметить, что основной пик приобретения жилья по ипотеке пришелся на 2006-2007 годы. И тем не менее люди продолжают приобретать жилье с привлечением заемных средств.

Очень востребована также информация о зарегистрированных правах на имущество и сделок с ним. В этом году регистрационной службой было выдано 1473 тысячи информаций.

Что касается регистрации собственности в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» или как в народе его называют - закон о «дачной амнистии», то в этом году заметно возросло количество регистрационных действий в отношении дачных участков, гаражей, и другого имущества.

Всего было зарегистрировано в этом году в упрощенном порядке 7 тысяч 208 прав, рост составил почти в 7 раз.

- Что делается для улучшения работы с гражданами ?

- В Сыктывкаре мы увеличили количество окон, работающих с гражданами, на сегодня оборудовано 20 рабочих мест. В 2007 мы взяли в аренду дополнительное помещение, в котором осуществляется прием юридических лиц. Организовали запись на представление документов на регистрацию сделок по электронной почте и телефону.

Кроме того, мы практикуем такую форму работы с заявителями, как комплексный прием документов от крупных правообладателей.

Осуществляем прием документов теперь и по субботним дням.

Что касается нашей работы в городах и районах, то за последние 2-3 года в целях создания более комфортных условий для посетителей, была проделана огромная работа по расширению помещений в муниципалитетах. Так, были открыты новые офисы в Усинске, Инте, Усть-Вымском, Княжпогостском районах. Решены вопросы по новым помещениям в Печоре, Воркуте, которые откроются после ремонта в следующем году. Решать эти проблемы удается благодаря поддержке и пониманию глав администраций.

Пока сложное положение остается в Ижме, там администрацией выделен всего один кабинет, да и тот нас требуют освободить. И если выход не будет найден, то жителям Ижемского района придется ездить регистрировать права в Усть-Цильму или Печору.

- Существует ли у Вас проблема кадров ?

- Такая проблема есть. Трудности с подбором кадров возникают, как правило, в сельской местности, так как нет специалистов необходимой квалификации. А в целом штат укомплектован, и проводимые конкурсы на замещение вакантных должностей свидетельствуют о большом интересе к нашей работе. При этом надо отметить, что нагрузка на каждого сотрудника очень большая. К тому же мы стараемся идти навстречу гражданам и сокращаем положенные по закону сроки выдачи документов. В сокращенные сроки регистрируем сделки по ипотеке, социальным федеральным или республиканским программам, таким как, например, приобретение жилья для детей-сирот, ветеранов ВОВ, военнослужащих.


Беседовала Ольга Репина.