Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми Бориса Шенкмана агентству "Комиинформ"

28 октября 2008 года 10:31

В этом году на федеральном уровне был принят ряд документов, направленных на реформирование федеральных органов исполнительной власти. В мае 2008 года подписан указ Президента России, в соответствии с которым в службе Росрегистрации произошли изменения - регистрационная служба включена в структуру Министерства экономического развития России, а в субъектах Российской Федерации созданы территориальные органы юстиции, которые были упразднены ранее. О том, как идет процесс реорганизации и какие полномочия переданы Управлению Минюста России по Республике Коми, мы попросили рассказать руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми Бориса Шенкмана.

- Борис Абрамович, какие полномочия теперь перешли к территориальному органу юстиции?

- В соответствии с президентским указом, к территориальным органам юстиции переданы три блока полномочий. Первый - полномочия по контролю и надзору в сфере нотариата, адвокатуры и записи актов гражданского состояния. Второй - полномочия, связанные с регистрацией некоммерческих организаций : отделений политических партий на местах, общественных, профсоюзных и религиозных организаций и контролем за их деятельностью. Третий блок, которым занимается Управление юстиции, - это обеспечение единства правого пространства на территории Республики Коми. Для реализации этих задач Управление юстиции наделено более чем 70-ю полномочиями, в том числе проводить правовую экспертизу нормативных правовых актов республики на предмет их соответствия федеральному законодательству, осуществлять государственную регистрацию уставов муниципальных образований.

Мы уже передали в юстицию все положенные документы, оргтехнику, некоторые помещения, перевели специалистов...

Поэтому более детально о работе Управления юстиции может рассказать его руководитель Дмитрий Сергеевич Толстов.

- Что осталось за Вашей службой и как идет деятельность по этим направлениям?

- У нас остался большой блок полномочий - регистрация недвижимости и сделок с ней, а также еще одно направление - контроль за деятельностью арбитражных управляющих.

Только по этому направлению возникает большое количество вопросов - к нам поступает много письменных обращений из налоговых органов, от кредиторов с жалобами на действия конкурсных управляющих. Наша задача - провести объективную проверку и при наличии законных и достаточных оснований решить вопрос о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Только за девять месяцев этого года составили мы 35 протоколов в отношении этих лиц, 16 привлечено к административной ответственности и есть решения судов по этим случаям. Кроме того, после проверок были вынесены 44 решения об отказе в возбуждении административного производства.

- Давайте вернемся к основному направлению Вашей деятельности - регистрация недвижимости ...

- В этом направлении работа нами ведется постоянно, и хочется отметить, что в этом году значительно повысилась активность граждан по регистрации собственности в упрощенном порядке в соответствии с федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» или как в народе его называют - закон о «дачной амнистии». Под него подпадает регистрация земельных участков, садовых домов, гаражей, объектов индивидуального жилищного строительства, хозяйственных построек. Только за сентябрь этого года земельных участков было зарегистрировано 616, садовых домов - 181.

Если сравнить цифры за девять месяцев этого года с аналогичным периодом прошлого, то мы увидим впечатляющую разницу. С января по сентябрь 2007 года в республике земельных участков зарегистрировано - 211. Например, в Ухте - 3, в Печоре - 74, в Сыктывкаре - 111. А в этом году в республике зарегистрировано более 3,5 тысяч, причем в Ухте - 327, в Печоре - 468, в столице Коми - около 2,5 тысяч. Цифры выросли в разы. Есть подвижки и по регистрации садовых домиков. Если в целом по республике за девять месяцев 2007 года было оформлено в собственность 147 домиков, то в этом году более тысячи. Всего с января по сентябрь 2008 года регистрацию в упрощенном порядке получили более пяти тысяч объектов, за аналогичный период прошлого года - всего 817, рост - 6,5 раза.

- С чем связан такой рост?

- Я думаю, что здесь можно назвать несколько причин. Во-первых, в сфере регистрации недвижимости за последние два года принято много изменений в основной федеральный закон о регистрации, которые позволяют гражданам в упрощенном порядке с наименьшей затратой сил и средств решать свои проблемы по регистрации прав собственности.

Так, например, в декабре 2007 года вступил в силу закон, согласно которому лицам, наследуемым земельные участки достаточно иметь свидетельство о праве на наследство на право пожизненного наследуемого владения землей и кадастровый паспорт. Имея эти документы, можно регистрировать землю в упрощенном порядке, чего раннее закон не предусматривал. Еще одно нововведение - теперь собственники зданий, строений и сооружений, у которых нет на свое имя документов на землю, но есть документы на нее на любого прежнего собственника дома, могут оформить право собственности на землю в упрощенном порядке.

Во - вторых, повлияла на рост обращений и та большая разъяснительная работа, проводимая нашими сотрудниками.

В этом году по правовым вопросам нашей деятельности сотрудники Управления выступали в СМИ и встречах с населением 177 раз.

Кроме того, мы выделили специально двух сотрудников, которые глубоко изучили процесс регистрации собственности в упрощенном порядке и не отвлекаются на другую работу, что позволяет также ускорить этот процесс.

- Сократилось ли количество граждан, регистрирующих договоры купли-продажи жилой собственности, квартир, приобретенных на условиях ипотеки, чувствуется ли влияние мирового финансового кризиса?

- Нет, поток граждан не сократился, жители республики очень активно берут жилищные и ипотечные кредиты, оформляют недвижимость в залог, таких обращений по-прежнему очень много. К нам очень часто обращаются с просьбой ускорить процесс оформления документов, и мы чаще всего идем навстречу, если документы в полном порядке и позволяет кадровая составляющая.

Регистрируют и договоры по участию в долевом строительстве. Пока влияния кризиса мы не заметили.

Как видите, несмотря на передачу части полномочий органам юстиции, по оставшимся направлениям работы у нас много...

- Процесс реорганизации завершен полностью ?

- Еще нет. По моему мнению, процесс реорганизации регистрационной службы продолжится в будущем году. Возможно, территориальным органам юстиции передадут контроль и надзор за арбитражными управляющими, поскольку это направление связано больше с юридическим, нежели с экономическим блоком.

Кроме того, с нового года в системе Министерства экономического развития России, вероятнее всего, будет создано Агентство, в которое войдут три структуры - Россрегистрация, Роснедвижимость и служба картографии и геодезии, а какие изменения они повлекут в субъектах федерации пока сложно сказать. Хотелось бы, чтобы на местах эти структуры соединены не были, иначе будет создан очень громоздкий аппарат, которым будет сложно управлять. Встанет вопрос и выделения помещений. Мы и сейчас испытываем дефицит помещений, особенно в муниципалитетах, но понемногу, при активной поддержке глав администраций городов и районов нам удается этот вопрос решать.

Так, в сентябре справил новоселье наш Интинский отдел В просторном фойе и кабинетах для граждан созданы комфортные условия. Решен вопрос по Печоре - выделено новое помещение, куда наши сотрудники переедут после ремонта. Выделено помещение также в Воркуте, где мы многие годы размещались в гостинице - естественно неудобно, места мало, негде хранить архив. Еще раннее открыли отделы в Сосногорском и Усть-Вымском районах. Решили вопрос и по Ухте. Не решена проблема в Ижме, где мы занимаем всего один кабинет в здании администрации. Но мы над этим вопросом работаем и надеемся также решить в ближайшее время.

Беседовала Ольга Репина.