Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью руководителя администрации Княжпогостского района Виктора Попова агентству «Комиинформ»

10 октября 2008 года 14:58

При всех спорах,  возникающих  вокруг вопроса реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» он, тем не менее, идёт  в гору, притом, что население о проводимой реформе знает недостаточно. Как в 2009 году будут исполняться привычные функции муниципалитетов? Какое имущество будет в ведении поселения? Кто чем будет управлять? С этими вопросами мы обратились к руководителю администрации муниципального района "Княжпогостский" Виктору Попову.

- С целью территориальной организации местного самоуправления в Княжпогостском районе в 2005 году были установлены границы, наделены соответствующим статусом 12  муниципальных образований. 

Итого у нас в районе функционируют 13 муниципальных образований: 1 муниципальный район «Княжпогостский», 2 городских и 10 сельских поселений.  Каждое муниципальное образование имеет  выборный орган – Совет и исполнительно – распорядительный орган – администрацию.

В районе структуру органов местного самоуправления  составляют: Совет муниципального района из 20 депутатов, возглавляемый председателем Совета муниципального района "Княжпогостский" одновременно являющимся главой муниципального района "Княжпогостский" и  администрация муниципального района "Княжпогостский", возглавляемая её руководителем. По такому же принципу сформированы органы местного самоуправления в 2 городских поселениях – «Емва», «Синдор».

В 2005 году были проведены выборы первых  Советов поселений в составе 104 депутатов. В настоящее время во всех 13 Советах поселений  работают депутатские  группы ВПП «Единая Россия», активно помогая становлению местного самоуправления в районе. 

- Виктор Александрович, почему вы стали сторонником  передачи всех полномочий, закреплённых Законом №131-ФЗ на уровень поселений?

- Хоть закон сложен и противоречив, мы считаем, что промедление, откладывание его реализации означает неуверенность власти и может привести к ее дискредитации. Поэтому мы стали вырабатывать свои подходы, думать, как спроецировать закон на улучшение жизни людей, повышение уровня муниципального управления. Идея закона, в сущности, хороша. Действительно, местную власть надо приблизить к населению, она должна реально действовать там, где живут люди.

Вышеназванный закон несовершенен, идёт постоянная его доработка. Так в  настоящее время оптимизирован перечень вопросов местного значения, в него включены работа с молодежью, детьми, вопросы сельского хозяйства и многие другие.

Закон довольно четко разграничивает вопросы местного значения и полномочия между различными территориальными уровнями муниципальных образований, но наиболее слабым разделом является его финансово-экономическая часть, т.к.  не  все полномочия, возложенные на органы местного самоуправления, финансово подкреплены.

На сегодня у муниципалитетов всего два местных налога: земельный и налог на имущество физических лиц, но, к  сожалению, эти налоги дают мизерные доходы в местные бюджеты, отчисления от федеральных налогов также очень скудные. Поэтому финансовая основа местного самоуправления бедная, она не обеспечивает решение насущных, жизненно важных вопросов, которые поручены сегодня местному самоуправлению.

Конечно, трудно сформировать бюджет за счет собственных доходов, который бы решал все проблемы населения, но активность глав муниципальных образований должна быть направлена на изыскание дополнительных доходов для решения местных вопросов. 

- Виктор Александрович, какую помощь Вы оказываете сельским поселениям?

- Понимая важность развития поселений в рамках этого закона, ещё три года назад я принял решение по поддержке муниципальных поселений, решая вопросы по   выделению дополнительных средств из бюджета района.

В соответствии с моим постановлением среди муниципальных образований Княжпогостского района – городских и сельских поселений – в целях повышения роли   муниципальных образований в собственном социально – экономическом развитии, стимулировании органов местного самоуправления на решение стоящих перед ними задач в мае текущего года был  проведён конкурс «Лучшее муниципальное  образование в Княжпогостском районе» по итогам работы за 2007 год», об этом мы уже  писали в районной газете.

Сельское поселение «Тракт», занявшее 1 место среди поселений с низким промышленным потенциалом, было награждено денежной премией  в размере 1 млн. рублей. Второе место среди поселений  с низким промышленным потенциалом заняло сельское поселение «Шошка», награда составила  500 тыс. рублей. Третье место в той же номинации присуждено  сельскому поселению «Иоссер», денежная премия за третье место  300 тыс. рублей.

Остальные поселения были отмечены поощрительной премией  по 100 тыс. рублей.

Средства, полученные победителями  и участниками конкурса, должны  направляться на проведение ремонтных работ и укрепление материально – технической базы бюджетных учреждений, благоустройство  и развитие территорий.

Кроме проведения конкурса ежегодно на каждое поселение мы закладываем  определенную сумму и контролируем каким образом она расходуется. К сожалению, поселения пока не научились работать ни с точки зрения  пополнения бюджета, ни с точки зрения его исполнения, не научились  определять приоритеты при освоении финансовых средств, и выясняется, что у некоторых глав поселений грамотный подход  к исполнению бюджета отсутствует. На уровне района в течение последних  трёх лет  мы пытаемся научить наших глав рациональному использованию финансовых средств.

Неумение  по - хозяйски распорядиться на местах  даже теми средствами, которые поступают из муниципальной казны удручает.

Так в ГП «Емва» выделенные денежные средства осваиваются не своевременно, и даже в 2007 году остались неосвоенными  средства на устройство тротуаров в сумме 1 млн. 59 тыс. рублей. СП «Чиньяворык» имеет в бюджете деньги, а специалистам районной администрации  приходится решать вопрос ремонта поселковых дорог, глава поселения уехал в отпуск, не решив жизненноважные вопросы по капитальному ремонту жилых домов в п. Чиньяворык  в рамках реализации   «Программы  проведения капитального ремонта многоквартирных домов муниципального района Княжпогостский на 2008 – 2012 гг.».  Есть проблемы по СП «Серёгово», СП «Ветью», СП «Мещура» которые необходимо главам этих поселений  решать более активно. В то же  время в сельских поселениях «Тракт», «Шошка», «Туръя», «Вожаёль», «Иоссер» исполнение бюджета осуществляется на достаточно высоком уровне, проблемы  решаются и это радует. Главы этих поселений  стараются  решать все вопросы в рамках существующих  финансовых возможностей, проявляют инициативу и им хочется помогать.

Помимо этого, передав три года назад полномочия на уровень поселений, и передав,  соответственно всю ответственность на места, мы не бросили органы местного самоуправления поселений на произвол судьбы. Кроме финансовой помощи специалисты районного муниципалитета работают, как своеобразный  научно – методический центр для поселений. Сотрудниками администрации муниципального района "Княжпогостский"  готовятся необходимые материалы в виде модельных проектов решений, а также оказывается ежедневная практическая помощь Советам и администрациям поселений. 

- Готовы ли органы местного самоуправления  исполнять новые полномочия?

- В муниципальных образованиях, особенно в сельских  поселениях, нет кадров, готовых выполнять масштабные задачи федерального закона № 131-ФЗ. Допустим, поселения ныне самостоятельно должны заниматься местным бюджетом, местными налогами, а специалистов-финансистов, отвечающих новым требованиям, нет. Или - надо управлять муниципальным имуществом, муниципальной землей. В целом недостает служащих, которые бы наряду с базовым образованием имели образование в области государственного и муниципального управления.

Психология работников муниципальных органов управления  в новых условиях  меняется в лучшую сторону пока медленно и тяжело. Если раньше можно было сидеть и ждать, пока "дядя" из района пришлет средства, технику, готовые решения, то сейчас каждый обязан найти средства, принять решение и продумать механизм его реализации.

Важность и сложность решаемых органами местного самоуправления задач требует совершенствования системы подготовки кадров, повышения уровня их профессионализма.

В скором времени необходимо будет внедрить современную информационную систему, позволяющую решать вопросы социально-экономического развития, финансирования, учета, коммуникаций, использования технологий.  

- Виктор Александрович заканчивается срок полномочий депутатов I созыва  Советов городских и сельских поселений, 12 октября будут новые выборы, связываете ли Вы это событие с реализацией Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

- Хочу поблагодарить всех депутатов Советов поселений I созыва за совместную 3-х летнюю трудную работу. Являясь депутатами Советов, в прошедшие три года  Вы проработали с пользой для Ваших избирателей.

Много сделано Вами по реализации на нашей земле национальных проектов и других реформ, объявленных Президентом Российской Федерации. Вами принимались решения, которые касались всех сфер жизни и, так или иначе, повлияли на судьбу Княжпогостского района. 

Рассчитываю, что в депутатский корпус II созыва будут избраны грамотные, обладающие опытом депутаты, которые смогут на деле реализовать все намеченные дела во благо населения Княжпогостского района, каждого избирателя даже в самом отдалённом уголке нашего большого района. 

Беседовала Мария Алиева