Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью ректора Коми государственного педагогического института Валерьяна Исакова агентству "Комиинформ"

30 июля 2008 года 9:25

Совсем скоро около 400 юношей и девушек пополнят ряды студентов дневного отделения Коми педагогического института, а свыше 220 человек поступят на заочное отделение. О работе и перспективах развития старейшего вуза Коми в интервью агентству "Комиинформ" рассказал ректор пединститута Валерьян Исаков.

- Валерьян Николаевич, первый вопрос очевидный: как идет новый набор студентов?

- Конкурс заявлений есть по всем специальностям, правда, в целом чуть меньше, чем в прошлом году. Нам бы хотелось принять в вуз больше молодежи, способной к педагогическому труду, но по ЕГЭ обнаружить таких людей невозможно. Правда, то, что человек идет в педвуз, уже говорит много о его склонностях.  

Если смотреть шире, то организация качественного набора студентов в пединститут должна быть не только нашей, но и общегосударственной проблемой. Если мы  хотим, чтобы в школах были хорошие учителя, надо беспокоиться об этом сегодня. Тем более что снова начался рост рождаемости. Уже требуется больше воспитателей детских садов, через несколько лет учителей начальных классов и т.д. Если же уменьшать прием на педагогические специальности или брать туда кого ни попадя, скоро учить детей будет просто некому.

В этой связи не могу не отметить ту крайне негативную роль в приемной кампании института, которую сыграла газета «Трибуна». Поджарив «факты», она распространила многотысячным тиражом среди родителей, дедушек и бабушек нынешних и возможно будущих наших студентов такую «грязь» об институтской жизни, что им хоть забирай своих детей обратно. Но я бы посоветовал им, да и всем тем, кому небезразличен Коми пединститут, обратиться к газете «Молодежь Севера» от 24 июля, которая рассказала, как на самом деле обстоят дела в старейшем вузе республики. Хотя я уверен, что мало кто поверил в те небылицы. Наш вуз, его добрые традиции, его микроклимат хорошо известны. 

- Сейчас все вузы стараются идти в ногу со временем, развиваться и предлагать новые услуги студентам. Расскажите, как с этим обстоит в институте?

- Задача любого профессионального учебного заведения – дать соответствующее времени качественное образование, выпускать специалистов, способных конкурировать на современном рынке труда. Я уже много раз говорил, что педагогическая специальность уникальна, она дает универсальные знания. Студенты нашего института не просто получают подготовку по своей предметной области, они овладевают методическими и психолого-педагогическими навыками, учатся общаться с людьми, организовывать работу коллектива. Мы часто говорим, что пединститут – кузница не только педагогических, но и управленческих кадров, потому что знаниями и умениями, которые получает наш выпускник, должен владеть и любой руководитель. Не зря среди них есть много руководителей разного уровня.

Наш институт выпускает специалистов, умеющих трудиться, поскольку большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Раньше мы были спокойны – институт дает хорошие знания, и все. Но многое в стране меняется, и сейчас этого уже недостаточно. В последнее время активизировалась инновационная деятельность вуза, изменился менталитет преподавателей.  Каждая кафедра, каждый факультет стремится развиваться, вносить что-то новое. Корректируется и обновляется перечень специальностей и специализаций. Проповедуем принцип: «качество образования через инновации». Ежегодно появляются 3-4 новые научные или научно-методические лаборатории по  различным проблемам инновационного образования и воспитания. В 2007 году 7 наших образовательных проектов вошли в каталог «Инновационный потенциал Республики Коми». Мы получили 3 диплома конкурса Правительства Коми в области качества, кроме того, стали дипломантами российского конкурса «Сто лучших товаров».

Я считаю, что педагогический вуз должен быть инновационным по своей сути, поскольку содержание образования и технологии обучения в школе постоянно меняются, и наши выпускники должны быть к этому готовы. К примеру,  студенты пединститута имеют практически неограниченный доступ в Интернет. С 2004 года наш вуз является центром повышения квалификации педагогических кадров по программе Intel «Обучение для будущего» и сам активно использует ее идеи. Эта программа позволяет создавать увлекательные уроки с применением новых информационных технологий,  и наши выпускники, преподающие в школах, с удовольствием применяют свои знания на практике.

- Говорят, что мощь вуза оценивают по его научно-педагогическому потенциалу.

-Процент «остепененности» преподавателей вуза – один из показателей его серьезности, у нас он приближается к 60%. Это тот рубеж, с которого начинаются академии и университеты. За последние 4 года наши преподаватели защитили 6 докторских и 35 кандидатских диссертаций. Это дало возможность расширить собственную аспирантуру на 4 новые специальности.  Мы создали совет молодых ученых, чтобы помочь студентам и аспирантам проводить научные исследования. Я бы сказал, что наш педагогический состав - сплав молодости и опыта. В штате института  равномерно распределены как начинающие, так и опытные и зрелые преподаватели, имеющие серьезные научные заслуги.

Мы также привлекаем к работе серьезных ученых из ведущих вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Кирова и т.д. Общение с ними приносит большую пользу и молодым преподавателям и студентам.

- Есть ли у института связи с иностранными вузами?

- Мы уже давно обмениваемся студентами и преподавателями с Фармингтонским университетом штата Мэн (США). Совместно с университетом из Гранады (Испания) работаем в рамках международного проекта по славистике. В области финно-угорского языка сотрудничаем с Венгрией. Есть тесные связи с Германией по обмену учебно-методической и научной литературой.

С 2007 года институт тесно связан с институтом экологического образования из Рантасалми (Финляндия). Открыли центр образования для устойчивого развития, теперь на его базе реализуется международная программа по разработке учебных видеофильмов по экологии. В том же году совместно с посольством Франции мы открыли центр французской культуры для изучения и распространения французского языка и культуры в республике.

Но самое главное событие -  вхождение института в июне этого года в состав Арктического университета - сообщества северных вузов, занимающихся проблемами Арктики. Мы вошли туда с рядом предложений по сотрудничеству в области экологического и этнокультурного просвещения и образования.

Кроме того, планируем участие в международных проектах европейской значимости, нацеленных на увеличение числа студентов и преподавателей, проходящих обучение за рубежом. Есть также проект, направленный на сотрудничество между образовательной сферой и промышленностью. В частности, нашим партнером наряду с Ухтинским государственным технологическим университетом является ООО «Северные магистральные нефтепроводы».

- Сейчас вузы стараются зарабатывать самостоятельно, искать дополнительные средства с помощью коммерческой деятельности. Какая работа проводится в этом направлении у вас?

- Да, сейчас внебюджет для многих является основным финансовым источником развития вуза, его учебно-материальной и информационной базы. Прилагаем много усилий, но для нас, как и вообще для всех периферийных педагогических вузов, проблема добывания внебюджетных средств очень серьезная. Ведь главный наш заказчик как в образовательной, так и в научной сфере – не банковская система, не нефтегазовая или какая-нибудь иная богатая  отрасль, а прежде всего образование. Тем не менее, определенные успехи есть. Число же контрактников в нашем вузе составляет всего 10%, хотя стоимость обучения довольно низкая -  от 16 до 32 тысяч в год по специальностям, тогда как реальная стоимость обучения студента намного выше, в среднем около 70- 80 тысяч.

Стараемся добывать деньги через факультет дополнительного профессионального образования, оказывающий широкий спектр платных образовательных услуг, ведущий повышение квалификации и переподготовку кадров по серьезным образовательным программам. В частности, там мы даем дипломы по дополнительной квалификации «Менеджмент в образовании», «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций», «Юридический психолог», «Эколог».

Отмечу также, что в прошлом году мы вошли в число 31 вуза России, получивших право вести довузовскую подготовку бывших армейцев, т.е. ребят, которые проходили военную службу по контракту не менее 3 лет, и оставили армию. Пользуясь случаем, приглашаю их к нам в наступающем учебном году.

- Как обстоит дело с укреплением материально-технической базы института?

- Это направление работы является сейчас нашим приоритетом. Изыскиваем все бюджетные и внебюджетные возможности для проведения ремонта, приобретения учебно-лабораторного оборудования, компьютерной и аудио-видеотехники, литературы и т.п. Конечно, мы – небогатый вуз, но все необходимое делать удается. Иначе не добиться хорошего качества обучения. Да было бы и стыдно приглашать многочисленных гостей, проводить российские и международные конференции и т.п.

В частности, мы надстроили этаж, на котором будут располагаться новые кабинеты. На каждом факультете создали удобные и светлые лекционные аудитории и аудитории для проведения занятий с помощью мультимедийного оборудования. Даже преподаватели-скептики теперь довольны открывшимся перед ними новым возможностям, а как рады студенты! В местечке Коччойяг есть биологическая станция института, где проходят практику студенты-биологи. Мы планируем превратить ее в базу отдыха для студентов и преподавателей.

Что касается общежитий, а их у нас пять, то могу сказать, что условия проживания там неплохие. Всех нуждающихся обеспечиваем местами.  В общежитиях регулярно проводится ремонт, обновляется мебель и т.д. Вот на днях поступит новая партия мебели на 1,5 миллиона рублей. За порядком следят студенческие оперотряды, в целях безопасности есть тревожные кнопки, планируем устанавливать видеонаблюдение.  

Считаю, что у нас хорошая система студенческого самоуправления: в каждом общежитии имеются студсоветы, создан общий для всего студгородка Студенческий совет (или Дума, как называют сами студенты). В этом году прошли конкурсы комнат внутри общежитий, а затем конкурс между общежитиями. Победителей мы всегда награждаем полезными подарками, например, электрочайниками в комнаты или мягкой мебелью в комнату отдыха общежитий.

- Организован ли в институте досуг студентов?

- Наши студенты много учатся, но умеют и отдыхать. В институте работает центр досуга, в котором ребята могут проявить свои таланты, участвуя в художественной самодеятельности. Есть хорошие команды КВН. Особо я хотел бы отметить факультет дополнительных педагогических профессий, после двух лет обучения на котором студенты получают сертификат на право работать в сфере дополнительного образования - руководителями кружков и творческих коллективов. Там они занимаются любимым делом – танцуют, поют, играют и одновременно учатся преподавать. Учитывая, что большая часть наших студентов сельские дети, не имеющие возможности платить за дополнительное образование, обучение на этом факультете для них совершенно бесплатное.

Кроме того, в институте функционирует спортклуб, в котором студенты с удовольствием занимаются баскетболом, волейболом, лыжами, туризмом и другими видами спорта. Очень удачно в последнее время выступают легкоатлеты, побеждая на республиканских чемпионатах. Недавно наш студент Максим Когут стал кандидатом в мастера спорта по бегу. Мы рады успехам спортсменов и стараемся всячески их поддерживать. Например, талонами на питание в институтской столовой.

Так что могу сказать, что в Коми пединституте для студентов созданы достаточно хорошие условия как для учебы, так и для отдыха. Институт находится в стадии активного развития и будет дальше стремиться к тому, чтобы отвечать требованиям времени. У нас серьезные планы в области совершенствования педагогического образования, которые, уверен, будут выполнены.

Беседовала Анастасия Маркова.