Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью министра природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Александра Боровинских агентству "Комиинформ"

8 июля 2008 года 15:39

Республика Коми издавна славится богатейшими запасами полезных ископаемых – практически вся таблица Менделеева скрыта под бескрайними просторами тайги и тундры. Однако промышленная разработка недр всегда сопровождается негативным воздействием на природу. О том, какова на сегодня экологическая ситуация в Республике Коми, «Комиинформу» рассказал министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Александр Боровинских.

- Александр Павлович, когда-то бытовало выражение «кладовые Родины». Мы все понимаем, что они не бесконечны. Какова сейчас картина в отношении запасов природных ископаемых складывается в Коми? Справедливы ли упреки, что нефтяные олигархи или лесопромышленники хищнически расходуют наши ресурсы?

- Однозначно, «кладовые Родины» не бесконечны, и мы все должны быть озабочены их воспроизводством, для чего государству необходимо выделить следующие приоритеты: создание условий для расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы с одновременным кратным увеличением государственных расходов на геологоразведку, продолжение работы по дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, оказание государственной поддержки созданию новых и совершенствованию существующих технологий по добыче нефти.

Сегодня компании вкладывают значительные средства  в геолого-разведочные работы (в 2001 году – 1,7 миллиардов рублей, в 2007 году – 4,9 миллиардов рублей). Но, учитывая инфляцию, надо понимать, что деньги не те, а результаты печальные. Прирост запасов не компенсирует объемы добычи. В 2007 году добыто 12,1 миллиона тонн нефти,  а  прирост составил лишь 8,2 миллиона тонн.

Я бы не сказал, что природные ресурсы расходуются хищнически. Присутствует нарушение технологий, но здесь нужен жесткий контроль выполнения проектно-технологических документов и условий лицензионных соглашений с одновременным изменением действующей системы корректировки проектных документов и лицензий, при которой недропользователям приходится годами согласовывать  объективные изменения.

- Не первый год на всех уровнях говорится, что необходимо налаживать глубокую переработку сырья. Тем не менее, по-прежнему,  за рубеж мы продаем сырые продукты. Что государство должно сделать, чтобы бизнес откликнулся на эти призывы?

- В стране принята стратегия отхода от этой пагубной практики. И в республике уже делаются первые шаги. К примеру, проект «СТЕП» на «Монди-Сыктывкарский ЛПК», который, по сути,  увеличивает объем выпуска бумаги в два раза. Принято решение о строительстве деревообрабатывающих заводов в Усть-Куломском и в Сыктывдинском районах. Строится нефтеперерабатывающий завод в Усинске (ОАО «Енисей»), строится глиноземный завод, кирпичный завод. Так что работа идет.

- В стране создается действенная система экологической безопасности,  что обозначило приоритетные направления развития регионов. Каковы стратегические цели и ориентиры развития Коми?

- В последние годы  вопросы охраны окружающей среды находятся под  пристальным вниманием со стороны государства. В своей правовой основе государственная политика России в области природопользования и охраны окружающей среды  стремится к обеспечению эффективного государственного управления, рациональному природопользованию и  является компромиссом между необходимостью действий объектов экономики и объективностью  требований по охране окружающей среды. К сожалению,  реализация  вышеуказанных задач затруднена рядом проблем, главной из которых является правовая неурегулируемость  многих аспектов природоохранных вопросов.

Сложившаяся к настоящему времени федеральная нормативно-правовая база в области природопользования и охраны окружающей среды,   является проблемной в части  исполнения, прежде всего исполнительными органами государственной власти субъектов России. Для нормального и эффективного исполнения субъектами Российской Федерации возложенных на них полномочий необходимо скорейшее принятие не только основных базовых федеральных законов в области природопользования и охраны окружающей среды, но и подзаконных актов, определяющих порядок применения и практическую реализацию указанных законов.

- Какова на сегодня экологическая ситуация в Коми? Как республика выглядит в сравнении с другими регионами России?

- Объемы негативного воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной деятельности в течение последних лет стабилизировались и вышли на уровень, позволяющий оценивать экологическую обстановку в целом по республике как удовлетворительную.

По выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух Республика Коми занимает первое место в Северо-Западном федеральном округе (29 % всех выбросов от стационарных источников в СЗФО. Однако это связано с преобладанием в экономике республики добывающих отраслей. Основной вклад (385,76 тысяч тонн в 2006 году) в такие высокие показатели по выбросам вносит добыча полезных ископаемых (добыча нефти и газа – углеводороды, добыча угля – метан). По уровню образования отходов Республика Коми занимает 4 место в СЗФО (после Мурманской области, Карелии и Вологодской области). К сожалению, уровень использования и обезвреживания отходов в Коми крайне низок и составляет всего 8,4 % (2006 год), более низкий уровень использования только в Ненецком автономном округе – 2,8 % , для  сравнения в соседней Архангельской обл. процент использования составляет 31,9 %.

Несколько лучше ситуация со сбросом сточных вод, в 2006 году в Коми сброшено 535,87 миллионов кубометров сточных вод, в том числе, загрязненных 125,92  миллионов кубометров (в 2005 году – 133,3, в 2004 году – 136,4 загрязненных сточных вод). Здесь республика занимает 7 место в СЗФО (среди 11 субъектов), и в последнее время наметилась устойчивая тенденция к сокращению сброса загрязненных сточных вод.

Однако начинает возрастать количество сточных вод, сбрасываемых без очистки. Так,  если в 2006 году неочищенных сточных вод было сброшено 9,39 миллионов кубометров, то в 2005 году – 8,92  миллионов кубометров, в 2004 году – 8,51  миллионов кубометров, а в 2002 году было сброшено 15,63  миллионов кубометров неочищенных сточных вод.

- Какие экологические проблемы Коми вы бы назвали основными?

- В первую очередь, конечно,  обеспечение экологической безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых, в частности, при добыче нефти, угля, бокситов.

Кроме того,   в республике, как и в целом по России, остро стоит вопрос с отходами производства и потребления:  их количество растет, а использование и обезвреживание остается на крайне низком уровне. Современных же полигонов по утилизации твердых бытовых отходов в республике крайне недостаточно, а во многих селах нет даже элементарной организованной «свалки». В последнее время вопросы, связанные с отходами,  стали подниматься на всех уровнях: муниципальном, региональном, федеральном. Минприроды республики для решения накопившихся в этой области проблем в настоящее время разрабатывает проект республиканской целевой  программы «Отходы». 

- Каковы экологические проблемы Сыктывкара?

- Одна из основных – отходы. В частности, утилизация твердых бытовых отходов,  которая осуществляется на городском полигоне твердых бытовых отходов. Полигон построен в 1970 году и проектировался на 9 лет эксплуатации. Еще при сооружении полигона были допущены значительные отступления от проекта, в частности, не была проведена гидроизоляция полигона. Однако полигон с нарушениями технологии и сроков эксплуатации продолжает использоваться до настоящего времени.

В результате нарушения технологии сооружения и эксплуатации полигона, а также вследствие его эксплуатации сверх запланированных сроков,  произошло значительное переполнение полигона, периодически происходит самовозгорание отходов. По результатам обследования полигона, проведенном ООО «Комигеология» в 2006 году, выявлена фильтрация загрязняющих веществ в горизонты подземных вод и загрязнение поверхностных водных источников  - реки Дырнос.

В Сыктывкаре отсутствует организация сбора и вывоза отходов с территорий частной жилой застройки.

Из-за отсутствия ливневой канализации осуществляется сброс неочищенных ливневых сточных вод с городской территории в реки Сысола и Вычегда.

- Как решается проблема поддержания качества городской воды?

- Наибольшая загрязненность поверхностных вод на территории  Республики Коми отмечается в промышленно-развитых районах – Воркутинском, Интинском, Печорском, Сосногорском, Ухтинском  и Сыктывкарском. Характерными загрязняющими веществами, влияющими на оценку качества воды, являются соединения железа и меди в большей степени за счет природного фактора.

Основными  причинами ухудшения качества воды в источниках как подземных, так и поверхностных являются: отсутствие и несоблюдение зон санитарной охраны. Санитарно-оздоровительные мероприятия в зонах санитарной охраны источников водоснабжения водопользователями не выполняются. Не обеспечивают  требуемую очистку сточных вод ряд канализационных сооружений;  сброс неочищенных ливневых стоков в черте населенных пунктов    ( в том числе и в черте Сыктывкара).

Продолжает оставаться чрезвычайно сложной ситуация с обеспеченностью  водопроводов очистными сооружениями и обеззараживающими установками, в  том числе, на водоводах  из открытых водоемов. Следует отметить, что  не всегда наличие сооружений водоподготовки обеспечивает доведение качества питьевой воды до  нормируемых показателей, так как используются  технически и морально устаревшие технологии, сооружения, а также водопроводные системы, как наружные,  так и внутридомовые. Однако решение данных вопросов находится вне  компетенции Минприроды Республики Коми.

Минприроды Республики Коми в части охраны поверхностных водных объектов, из которых ведется поверхностный водозабор, осуществляет разработку проектов водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. В том числе по рекам Сысола и Вычегда в черте Сыктывкара. Вынос в натуру границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и закрепление их на местности знаками планируется в 2010 году.

Проблемой, влияющей, в том числе,  и на качество водных ресурсов в поверхностных водных объектах, является негативное воздействие вод – паводки,  подтопление и затопление земель, населенных пунктов и объектов экономики. Ухудшение качества и достоверности прогнозов наводнений из-за сокращения наблюдательных гидрометрических и гидрометеорологических постов. Интенсивное хозяйственное использование и бесконтрольная застройка частным сектором паводковых территорий, водоохранных зон. В бассейнах рек Печора, Вычегда в последние годы наблюдаются прогрессирующие размывы береговой части, оползни, угрожающие населенным пунктам, домовладениям, мостовым переходам, линиям электропередач.

Чтобы противостоять негативному воздействию вод, требуется строительство берегоукрепительных и противооползневых сооружений на левом берегу     реки Сысола в  городе Сыктывкар.

- Какие-то работы уже ведутся?

- В 2007 году начались строительные работы за счет местного бюджета МО ГО «Сыктывкар» Освоено 12,7 миллионов рублей. Правительством Республики Коми и Минприроды Республики Коми внесены предложения по включению строительства берегоукрепления на реке Сысола в бюджетные проектировки Федерального агентства водных ресурсов и программы финансирования за счет средств федерального бюджета. Однако в последние годы лимиты государственных капитальных вложений выделяются Росводресурсам только на переходящие и завершаемые стройки и объекты, но не на вновь начинаемые.

Еще одной проблемой являются русловые процессы рек Сысола и Вычегда. Это особенно характерно для устьевых участков рек и участков их слияния. Изучение и прогнозирование русловых процессов чрезвычайно сложны. В месте слияния рек формируются обширные общие поймы, на которых отчетливо просматриваются следы смещения их русел.

Так как уход Сысолы в реку Вычегда выше Сыктывкара привел к наиболее  ощутимым  негативным последствиям для экологической обстановки Сыктывкара,  решение этой проблемы следует искать в первую очередь.

Учитывая масштабность русловых процессов, решений,  полностью снимающих проблему,  не существует. Оптимальным может быть сочетание адаптации (вплоть до переноса) инженерных сооружений, находящихся в зонах наибольшего риска, с коррекцией естественного хода русловых процессов. Такие мероприятия являются весьма затратными в финансовом отношении.

Со своей стороны,  Минприроды Республики Коми в 2006-2007 годах явилось заказчиком проведения за счет средств республиканского бюджета Республики Коми научно-исследовательских работ по изучению деформаций русла реки Сысола в черте Сыктывкара (на участке от устья до автодорожного моста на трассе Сыктывкар – Усть-Кулом). Результаты исследований направлены в Двинско-Печорское бассейновое водное управление и в ФГУ «Двинарегионводхоз» (структурные подразделения Росводресурсов),  с предложениями по включению в бюджетные проектировки Росводресурсов и финансированию за счет средств федерального бюджета более подробного изучения гидрологического режима происходящих русловых изменений и, как следующий этап, разработки проектов мероприятий по минимизации негативных последствий русловых деформаций.

- Сколько в Коми выявлено нарушений природного законодательства с начала 2008 года?  Какова динамика этих изменений?

- За 1 квартал 2008 года проведено 333 мероприятия в области природопользования и охраны окружающей среды. В ходе проверок выявлено 314 нарушений законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, из которых по состоянию на 01.04.2008 года устранены 96.

За 2007 год сотрудниками Минприроды РК выявлено 1126 нарушений законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды при 1185 проведенных проверок в области природопользования и охраны окружающей среды. Для сравнения, в 2006 году выявлено 1013 нарушений при 914 проверках; в 2005 году выявлено 985 нарушений при  980 проверках.

В целом, в последние годы наблюдается небольшой, но устойчивый рост выявленных нарушений природоохранного законодательства, причем основная масса нарушений связана с обращением отходов производства и потребления.

- Какое влияние на окружающую среду оказывают крупные предприятия Коми? Изменилось ли их воздействие в последние годы?

- Крупные предприятия Республики Коми, к которым на территории республики, в основном, относятся предприятия нефтегазодобывающей и горнорудной промышленности, вносят весомый вклад в негативное  воздействие на окружающую среду. При этом надо отметить, что именно  на этих предприятиях уделяют самое большое внимание природоохранным вопросам и вопросам экологической безопасности.  На таких предприятиях, как ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Северные магистральные нефтепроводы», ООО «РН-Северная нефть», ООО «Газпром трансгаз Ухта» (ООО «Севергазпром»), ЗАО «Жешартский фанерный комбинат,  созданы и успешно работают высококвалифицированные экологические службы, разработаны и реализуются  ежегодные и долгосрочные природоохранные программы, растут объемы инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды. 

Так,  например, анализ представленных компанией «ЛУКОЙЛ-Коми» сведений   показывает, что в течение последних 4 лет (2004-2007 годы)  в Усинском районе наблюдается стабилизация уровня разгерметизаций на нефтепроводах компании (в среднем 79 разгерметизаций в год), объёмов нефтеразливов НСЖ (в среднем 13 кубических метров)  и уровня загрязнения земель (в среднем 0,13 гектара). За этот срок произведена замена 189,3 километров трубопроводов, рекультивировано и принято 329 гектаров нефтезагрязненных земель, на реализацию природоохранных мероприятий за 4 года выделено более 3 миллиардов  рублей. Однако успокаиваться рано, так как заметного и кардинального снижения уровня разгерметизаций не наблюдается.

- 1 июля стартовал проект «СТЕП» Сыктывкарского ЛПК. Как вы можете охарактеризовать   его с точки зрения экологии? И какие меры по сохранению экологии комбинат предпринимает в общем?

- Только положительно. Новые технологии всегда предпочтительнее старых с точки зрения экологии. Снижаются выбросы в атмосферный воздух и сбросы  в Вычегду. Снижаются объемы забираемой свежей воды. Только один пример  вместо трех содогенерирующих котлов – будет один!

- Сколько бюджетных средств выделяется на реализацию экологических программ и поддержание благоприятной экологической обстановки в регионе?

Ежегодно на реализацию мероприятий по охране окружающей среды  из республиканского бюджета Республики Коми выделяется порядка 7 млн. рублей и это крайне недостаточно.

К сожалению, расходы республиканского бюджета Республики Коми на реализацию природоохранных мероприятий уменьшаются с каждым годом. Столь же неприглядная картина и с финансированием природоохранных мероприятий на муниципальном уровне. В 2007 году соответствующей  статьи расходов не было ни в одном  бюджете муниципального района и городского округа, за исключением муниципального района «Прилузский».

Также на поддержание благоприятной экологической обстановки в республике  в 2007 году было выделено из федерального бюджета 15,5 миллионов рублей (в 2006 году 483 тысяч рублей).    

Общие объёмы расходов на  природоохранные нужды  основных, наиболее крупных предприятий, составили по  неполным данным более 3,6 миллиардов  рублей, в том числе, инвестиций – более 1,6 миллиарда рублей.   

Беседовала Анастасия Маркова.