Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью руководителя Дорожного агентства Коми Валерия Аликина агентству "Комиинформ"

21 мая 2008 года 15:0

До начала нового сезона дорожно-строительных работ остаются считанные дни. С вопросами о том, что сегодня происходит в дорожной отрасли Коми, с какими проблемами сталкиваются дорожники и что предпринимается для развития сети автотрасс республики в интервью агентству "Комиинформ" руководителя Дорожного агентства Коми Валерия Аликина.

- Валерий Сергеевич, насколько нам стало известно, в этом году на дорожную отрасль Коми выделена рекордная за последние годы сумма?

- На строительство, содержание и ремонт действующей сети дорог общего пользования  предусмотрено более 3 миллиардов  600 миллионов рублей. Более 1 миллиарда 410 миллионов  будет направлено на ремонт республиканских дорог. Хотя, как вы прекрасно понимаете, это не такая уж значительная сумма, если учитывать недостаточное финансирование этих работ в предыдущие годы. Специалисты агентства подсчитали: чтобы компенсировать только "долги" по ремонту, необходимо увеличить эту сумму более чем в 10 раз.

- Тем не менее, дорожный бюджет в этом году довольно приличный.

- И объемы работ будут соответствующие. Вообще, последние несколько лет стали для отрасли "переломными". В прошлом году дорожниками был выполнен большой объем работ на республиканских трассах. Начался ремонт улиц, которыми никто не занимался более 10 лет.

Действительно, в этом году значительно увеличилось финансирование из республиканского бюджета, поскольку и Глава Коми Владимир Торлопов, и Правительство региона прекрасно понимают проблемы нашей отрасли и всеми силами готовы нам помогать.  Для реализации некоторых проектов нам удалось привлечь и федеральные средства. Пришло понимание, что вложение денег в развитие дорожной сети региона вернется сторицей. Есть такое известное высказывание: "Америка не потому непрерывно строит дороги, что так богата, а, наоборот, она богата потому, что непрерывно строит дороги". С каким еще государством Россия может сравниться по своим просторам? Но с каким из них она может сравниться по бездорожью? Отсутствие качественных автомагистралей – сильнейших тормоз на пути развития экономики.

Сразу накопившийся объем проблем не "вытащить". Вот и приходится делить "одну шкурку на семь шапок", планировать и материальные, и человеческие ресурсы в соответствие со сложившейся ситуацией. Хотя бюджет этого года позволяет уже не только ремонтировать старые дороги, но и строить новые.

- На каких направлениях будут вестись ремонтные работы?

- Очередность работ будет выполнятся в зависимости от степени изношенности и загруженности республиканских трасс. За четыре года мы планируем привести в нормативное состояние около тысячи километров опорной сети автодорог, произвести капитальный ремонт около 40 постоянных и более 50 деревянных мостов, которые сейчас находятся в аварийном состоянии. Будет продолжен ремонт важнейшей для республики автодороги Сыктывкар-Ухта и участка дороги Краснозатонский – Нювчим - Ясног. Продолжатся работы на автодорогах Усинск – Харьяга, Визинга – Кажим, Ухта – Усть-Ухта и на других объектах. В 2008 году планируется привести в порядок всего около 180 километров дорог и  более 30 мостов.

- В прошлом году на большом участке между Сыктывкаром и Ухтой дорога вышла из строя. Не случиться ли чего-либо подобного в этом году на других трассах? Ваш прогноз.

- Более 50 процентов автодорог республики требуют ремонта, из них около 20 - требуют капитального ремонта вплоть до основания. Данные диагностики показывают, что в зону "особого риска" попадают, в первую очередь, деревянные мосты. Только перестраивая не менее 25 – 30 "деревяшек" в год, мы сможем овладеть ситуацией и предотвратить ставшие, к сожалению, не редкостью обрушения мостовых сооружений.

В этом году на "борьбу с бездорожьем" будет отправлена техника нового поколения – ресайклеры, машины для ямочного ремонта, чипсиллеры и другие. Анализ внедрения новых технологий за 2007 год показал, что несмотря на увеличение первоначальных затрат экономический эффект в 2007 году составил 26 миллионов 118 тысяч рублей. И это только в тестовом режиме! В 2008 году, благодаря активному использованию инноваций,  экономия  бюджетных средств составит более 63 миллионов рублей.

Но без постоянного и жесткого контроля качества все усилия тщетны. Многие проблемы в договорных отношениях с подрядчиками снимает пункт о гарантийных обязательствах. Сегодня в республике срок, в течение которого дорожная служба несет материальную ответственность за все "неполадки", практически  равен нормативному.

Усиленный контроль позволит продлить срок службы дорожного полотна, сэкономить бюджетные средства,  а также обеспечить беспроблемную эксплуатацию автодорог. Хотя предусмотреть все, что может случиться на автодороге невозможно. И часто бывает, что виновником "непроезжих" дорог становятся автоперевозчики, не желающие работать цивилизованно. Хотя надо отметить, что крупные перевозчики, например, такие как "Эжватранс" или "Лескомавто",  принимают правила, осознавая их необходимость для сохранения дорог.

В апреле на дорогах республики произошел беспрецедентный случай: по вине одного перевозчика пострадала целая трасса. Точнее, мостовые переходы на  трассе Ираель – Ижма – Усть-Цильма. Мосты, по которым решил следовать тягач, перевозивший груз массой более 100 тонн, не выдержали такой нагрузки. Появились трещины, раздавленными оказались опоры. Теперь на всех пострадавших мостах введено весовое ограничение. И хорошо, что удалось схватить нарушителя, что называется, за руку. Несколько лет назад на автодороге Айкино - Кослан произошел похожий случай: по деревянному мосту проехал тяжеловес, перевозивший металлолом. Пролеты моста подломились, и следовавший за ним грузовичок с продуктами, обрушился в реку. К счастью, тогда обошлось без жертв. А если бы это был автобус с людьми? Безответственность на автодорогах может привести к страшным последствиям.

- Тем не менее, очень много аварий происходит по причине неудовлетворительного состояния дорог...

- Эта проблема имеет множество причин, как вы сами понимаете, не всегда  зависящих от деятельности дорожных служб и автоинспекций. От человеческой безответственности и глупости не может защитить ни одно ведомство. Мы - первое поколение, которое живет в эпоху "всеобщей автомобилизации". Поэтому культура и пешеходов, и водителей оставляет желать лучшего. Надеюсь, со временем ситуация изменится. Хотя и сейчас с нас никто ответственности не снимает. Дороги должны быть безопасными, и если благодаря нашему труду количество аварий из-за пресловутых "дорожных условий" снизится на порядок или, в идеале, не будет вовсе, то мы свою работу делаем не зря.

"Кривая"  ДТП на государственной сети автодорог медленно, но верно ползет вниз. В 2006 году на дорогах республиканского значения с отметкой "с сопутствующими дорожными условиями" зарегистрировано 132 ДТП. В 2007 году произошло на 30 аварий меньше. А число погибших сократилось с 24 до 9. В этом году мы поставили себе еще более жесткую планку и собираемся внедрять европейский опыт снижения аварий и тяжести их последствий.

В этом поможет новый проект "2+1", который мы планируем применить на автодороге Сыктывкар – Ухта, в, так называемой, "Долине смерти". Система тросового барьерного ограждения успешно зарекомендовала себя в странах Скандинавии. Наши коллеги из Швеции высоко оценивают эффективность этого метода. Специалисты Дорожного агентства РК выезжали на стажировку, шведские дорожники готовы оказать всестороннюю поддержку. Надеюсь, что система барьерных ограждений позволит навсегда забыть то страшное название, которое носит эта дорога сейчас.

- А на каких направлениях республики появятся новые дороги?

- География работ довольно обширная. Продолжится строительство очень важной  и для Коми, и для России трассы Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск - Нарьян-Мар. Эта автодорога соединит города и районы региона, в которых проживает около половины всего населения республики, и между собой, и с центром республики. 

Здесь осенью этого года на участке между поселками Чикшино и Березовка будет открыто круглогодичное движение, в том числе по мостам через реки Чикшино и Марьель.

Параллельно на  автодороге  Сыктывкар – Нарьян-Мар начнется строительство новых участков. В частности,  с привлечением  федеральных средств дорожники  начнут работать на участке  между поселками Керки и Вис в Сосногорском районе.

Планируется продолжить строительство отдельных участков на трассе Айкино – Кослан. Часть этой автодороги, которая соединит  поселки Едва и Междуреченск, будет введена уже в следующем году.

Продолжится строительство и на автодорогах Печора – Вуктыл. После многолетнего перерыва на федеральные средства возобновится строительство трассы Ухта – Троицко-Печорск

В 2008 году предусмотрен ввод в эксплуатацию участка дороги Ухта – Вуктыл до поселка Керки. Планируется открыть движение и по новым мостам. В этом году мы рассчитываем сдать мост через реку Нем длиной 172 метра в Усть-Куломском районе. На автодороге Усть-Цильма – Нарьян-Мар закончим строительство капитального железобетонного моста через реку Сосью длиной почти 60 метров. В Печорском районе также будет открыто движение по мосту Ыджыд-Каменка на автодороге Березовка – Каменка.

- Когда начнутся основные работы на дорогах республики?

- Подготовительный этап: вырубка леса, очистка площадок для строительства – начался еще зимой. А вот что касается укладки асфальта, то это возможно только в летнее время до осенних дождей. В этом сезонная специфика дорожных работ. Хоть наше северное лето очень короткое, и нас, дорожников, особо не балует, республика после завершения этого сезона получит дороги, которыми можно будет гордиться.

Беседовала Александра Краснова.